Кто управляет Буратино?

Елена Шувалова
   
   Самое известное произведение Апулея – «Метаморфозы, или Золотой Осёл», - представляет собой историю юноши Луция, который становится рабом чувственных наслаждений и по неосторожности попадает в шкуру осла, в которой терпит многие тягости и горести. Когда состояние его становится совсем нестерпимым, Луций обращается к Божеству с молитвой, и ему откликается верховная богиня Египта – Исида.

   Мы писали, что все сказочные чудовища - заколдованные принцы пошли от апулеева Амура; вернее было бы сказать – и от Амура, и от Луция. Некоторые из этих героев имеют черты и того, и другого.  Так, расколдовывание при помощи розы, - как в случае с Луцием, - происходит и с Азором, - персонажем комической французской оперы XVIII века «Земира и Азор». Опера была написана по мотивам сказки Марии Лепренс де Бомон "Красавица и Чудовище". Либретто оперы писал, кстати, Жан Мармонтель, - которого читала Татьяна Ларина, - и которого – в числе прочего - отдала за сонник Мартына Задеки. Вот этот самый чудовище Азор должен был коснуться розы, чтобы снова стать прекрасным принцем. И палиндром, который вроде бы придумал Афанасий Фет – «А роза упала на лапу Азора», - имеет непосредственное отношение к этому самому принцу.

   Этот палиндром диктует Мальвина Буратино. (Кстати, Татьяна отдаёт за сонник и разрозненную «Мальвину»).

   И только этот самый палиндром о розе – отзвук того самого превращения, которое проходили и Луций, и Азор, и Пиноккио, и Пушкин в эскизе Лебедевой, - и которое не проходит  толстовский Буратино…

   О том, что сказка Коллоди имеет своим прообразом роман Апулея, писал в своей «Истории Религии» о. Александр Мень. *

   Но никто до сих пор не обнаружил у Апулея прообраз Буратино! Вероятно, потому что другое известное произведение этого римского писателя – «Апология, или О магии» гораздо менее популярно.

   А именно в этом произведении находится то самое «волшебное» полено, из которого сделаны обе куклы. Вернее, никакого полена там нет, - поскольку кукла, о которой идёт речь,  сделана из шкатулки чёрного дерева. Но в обвинении против Апулея говорится именно о полене: "А вы не  постыдились солгать, будто я-де просто по всему городу отыскивал нужное для дела полено...". И из этого полена, - вернее, - из шкатулки, - для Апулея сделали куклу бога Меркурия – покровителя риторов (Апулей был ритором – адвокатом).

   (Собственно, уже одно слово «полено» приводит нас к Меркурию, - поскольку есть поговорка Пифагора: «Не из каждого дерева можно выточить Меркурия». А полено – это кусок дерева).

   Но и в этой фигурке Меркурия прячется какое-то чудовище, - поскольку обвинители Апулея говорят, что он носит с собой какого-то скелета, какое-то чудовище…  Апулей же возражает: «Дай-ка, пусть они взглянут на него, подержат в руках, рассмотрят. Вот вам тот, кого этот нечестивец называл скелетом. Слышите ли вы возмущенные крики всех присутствующих? Слышите ли, что ваша ложь осуждена? Неужели, в конце концов, вам не стыдно, что вы столько наклеветали? Это ли скелет, это ли чудовище, это ли то, что вы называли демоном? … … Вот, взгляни, как он очарователен и полон здоровья, как радостен лик бога, как красиво спускается пушок по щекам, как выбиваются вьющиеся волосы из-под широких полей шляпы, бросающих тень на лицо, как прекрасно выступают над висками два одинаковых крылышка, как изящно наброшен на плечи плащ…».

   То есть, и Меркурий Апулея – это снова заколдованный принц?..
   Возможно. Тогда Апулей ввёл в литературу троих заколдованных в чудовищ красавцев: Меркурия, Луция и Амура.

   Но наш Буратино, - он-то заколдован или нет? Он ведь тоже чудовище с длинным носом, которым залез в чернильницу вместо того, чтобы написать волшебную фразу «А роза упала на лапу Азора»…

   Нет, думаем, наш Буратино не нуждается в преображении, в изменении своей внешности. Нос его – в отличие от носа Пиноккио, - должен остаться длинным. Он ведь – только кукла, только марионетка. Так кто же им управляет? А управляет- то им как раз – Меркурий, - бог, - кроме прочего, - всяческих кладов.




Продолжение: http://www.proza.ru/2018/10/27/1055
 










*Мень пишет: «Роман стал впоследствии прототипом сказочной повести Карло Коллоди"Пиноккио", в которой также изображен внутренний путь человека».