Необыкновенные гастроли в Самарканде

Анастасия Павленко
Опасаясь стать со своими восторженными эпитетами вторым Апломбовым, скажу просто: Государственный академический центральный театр кукол имени Образцова сотворил с самаркандским зрителем настоящее чудо. На несколько часов, пока в Самаркандском областном русском театре драмы шли «Необыкновенный концерт» и «Кошкин дом», взрослые становились детьми, а дети были самими собой, только счастливее.

Это читалось по их веселым глазам и щедрым улыбкам. О празднике высокого театрального искусства говорили море цветов и неутихающие на протяжении 15 минут аплодисменты, которыми одарили благодарные самаркандцы артистов известного на весь мир театра. Ожидание длиною в месяц – именно столько висели афиши о предстоящих гастролях – окончилось фейерверком радостных эмоций. Но к этому моменту еще вернусь, а пока поделюсь впечатлениями о театре изнутри.

Погружение в атмосферу «образцовцев» началось за пару часов до «Необыкновенного концерта», до их встречи со зрителем. Да, чувствовалось в снующих артистах и техническом персонале легкое напряжение, чуть сказывалась усталость от шестичасовой экскурсии по памятникам Самарканда накануне. Но команда работала слажено, во взаимоотношениях сквозило глубокое уважение к друг другу, к профессии, к самим себе – таковы традиции, заложенные еще Сергеем Образцовым.
Как вам Самарканд, спрашиваю колдующую над пультом звукорежиссера Светлану Бузину. «Замечательно! – отвечает она. – Столько впечатлений от красоты, истории, еды и тепла! Даже в Ташкенте не было так тепло, как у вас». Позже в любви к Самарканду признаются и другие артисты.  Одна актриса даже скажет: «Я вообще не хочу уезжать, всю жизнь жила бы на Сиабском базаре».

В это время со сцены, где уже возвышалась ширма с 66-кукольным хором аптекоуправления, раздаются команды: «Выключить софиты! Включить софиты! …Лампа сгорела». Обнаруживается отклеенный ротик у одной из кукол – актриса чуть не плачет, но быстро находит клей и реставрирует «партнершу». Слышится голос Вячеслава Глушкова из динамиков: «Артисты, подойдите, пожалуйста, к грядке!». На подмостках заслуженный артист России Владимир Беркун, который в «концерте» играет аж восемь ролей, включая габаритную цыганку Венеру Пуговкину и Укротителя львов, молодцевато начинает петь: «Союз нерушимый республик свободных». Заслуженная артистка РФ Татьяна Сергеева (по «совместительству» Мари Жють и Кошка) напевает «Александру» Никитина. Кто-то спрашивает: «Чья дыня на сцене? Заберите, а то так и останется…» Последнее невольно умиляет.

Бедлам, скажет непосвященный. Нет, идет настрой на легендарный, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса спектакль, который объездил больше 40 стран, сыгран свыше десяти тысяч раз. Но каждый показ будто первый.

- Профессионалы, - отмечает помогающий гостям артист областного русского театра драмы Руслан Хаиров. – Только декораций и кукол около 30 тонн, разгружали до двух часов ночи вчера. Каждая кукла в отдельном ящичке, пронумерованном, с информацией о персонаже. Впервые вижу такое. Одно удовольствие помогать им – хоть до полночи, хоть до утра.

А потом администратор Кристина Сеслова знакомит меня с режиссером-постановщиком ГАЦТК им. С. Образцова, с заслуженной артисткой России Екатериной Михайловной Образцовой – внучкой великого кукольника. Приветливость и доброта сквозят в каждом слове, взгляде, жесте.

- А я была в Узбекистане то ли в 13, то ли в 14 лет, - делится Екатерина Михайловна, и ее голубые глаза, напоминающие глаза деда, начинают по-детски светиться. - Наш класс повезли по маршруту Ташкент-Самарканд-Бухара, впечатления были потрясающее. В то время я мечтала стать археологом, поэтому облазила все развалины и раскопки. Сейчас удивляюсь, как тогда учителя нас одних отпускали на весь день. А в 1964 году с гастролей по Узбекистану мама привезла мне куклу с косичками в потрясающей тюбетейке, которую мы назвали Зейнаб. Помню, когда случилось землетрясение в Ташкенте, в театре все дружно собирали какие-то вещи, еду, чтобы отправить сюда, своим многочисленным друзьям. Приехав позже в Узбекистан, были потрясены, как быстро был восстановлен город.

Задаю банальный вопрос - что ждёте от самаркандского зрителя, и получаю интересный ответ:
- Сначала мы ждём зрителя. В Ташкенте нас очень хорошо принимали, тут нам немножко сложновато со световой аппаратурой, но всё решаемо, нам все идут навстречу, помогают. А сегодня ещё попугайчик на базаре вытащил для меня пожелание, в котором было сказано, что мне не надо торопиться, тогда всё получится.

А торопиться в театре, действительно, нельзя. Особенно с постановками для детей. Например, один спектакль в ГАЦТК им. С. Образцова ставится два года. Продумывается всё до мелочей.

- Как говорили все великие люди, для детей спектакль надо ставить так же, как и для взрослых, только лучше, потому что ребёнок моментально чувствует фальшь, а ведь очень важно привить ребёнку вкус, - поясняет Екатерина Михайловна. - У нас это делают высококлассные художники, композиторы. Например, «Три поросёнка» делал Народный художник России Сергей Алимов. Сейчас с Сергеем Александровичем работаем над спектаклем «Мюнхаузен». А вот музыку пишет Народный артист России, композитор Александр Зацепин. Посетив однажды спектакль «Дон Кихот», он изъявил желание поработать с нами. Конечно, когда в театр приходят такие талантливые люди, то это очень полезно и для зрителя, и для актёров, особенно, молодых, это заряжает энергией.

Беседовать с удивительной Екатериной Михайловной – одно удовольствие, столько цепких воспоминаний, точных наблюдений и, конечно, великих имен, первым из которых ее дед.

- Вся команда, которая была при Сергее Владимировиче, состояла из интеллигентнейших людей, никто не повышал голос, к кукле было бережное отношение, никакой ребёнок её не трогал. Помню, придя на сцену маленькой девочкой, только протянула руку к кукле, как меня остановила мама. Нельзя трогать куклу, сказала она, потому что актёр положил её именно так, чтобы потом ее удобно было взять. Такая культура постепенно уходит из нашей жизни, но, конечно, традиции в самом театре остаются, например, кукловождение, отношение к литературе, слову. Сам Образцов говорил: «Там, где живы традиции, мертвы идеи». Но этим он нас поставил в тупик, потому что никто до сих пор не сделал лучше, чем «Необыкновенный концерт», который живет с 1946 года. Как такое возможно? Думаю, ответ один: его делала группа очень и очень талантливых людей.

Убедиться в ее словах можно было, только посмотрев это яркое комическое ревю, где куклы пародируют артистов самых разнообразных жанров: певцов, танцоров, музыкантов, дрессировщиков. И это, поистине, незабываемо, начиная от домашних хищников – худосочных пуделей и заканчивая неотразимым конферансье Апломбовым в исполнении Народного артиста РФ Федора Виолина. Его, давно ставшие крылатыми, перлы звучат всё так же смешно: «Ибо кто из нас не любит, придя домой после радостного трудового дня на службе, уединиться и попеть хором!», «Присовокупите стульчик, пожалуйста», «Она поет о любви, только о любви в рамках культурного обмена», «Моя задача состоит в том, чтобы в тонкой, умелой, тактичной форме поднять ваш культурный уровень так, чтобы ни вы, ни ваши близкие этого не заметили».

Чего только стоят мастера голосовых связок Несмыкальская и Сидорини или мыслители нижних конечностей Баклушины! А как узнаваем аккомпаниатор Виктор Терпеливых – маленький человечек, но с большим достоинством! Зрители удивлялись фокуснику, у которого исчезало из бокалов настоящее вино, после чего ассистентка Шахерезада Степановна неизменно сообщала под всеобщий хохот, что готова. Зал аплодировал горячему танго и трио «Лос Самомучас», исполнявшего песенку «Ай-яй-яй-яй-яй, компанья», что в переводе означает «Ой-ёй-ёй-ёй-ёй, коллектив». Спустя 50 лет, чрезвычайно актуально смотрелся и авангардный оркестр «Балябадалям-69» с его кванто-музыкальной конструкцией в трёх частях, где во второй части возникает диковизжащий вопль домашнего существа.

Затаив дыхание, детишки вместе с родителями смотрели на следующий день «Кошкин дом», где всё как в настоящей сказке, без обмана.

- Да, сейчас в каждом театре Москвы залы полны, на некоторые спектакли билеты раскупаются за месяц, - говорит Е. Образцова. – Это не сравнить с 90-ми годами прошлого века. В своем последнем интервью Сергей Владимирович, которое он дал перед своей смертью в 1992 году, на вопрос - какое время вы считаете самым страшным – ответил: «Сейчас». Ему было очень трудно пережить развал Советского Союза. Ведь и в Ташкенте кукольный театр строился по образу его театра. Он серьёзно и трагически переживал этот разрыв. Как бы он порадовался тому, что мы снова начинаем дружить. Сергей Владимирович часто говорил: «Мы показываем миру куклы, а куклы показывают нам мир», и сейчас куклы нам показали Узбекистан и, конечно, потрясающий Самарканд.

Отмечу, что приезд к нам знаменитого театра стал возможен благодаря сотрудничеству общероссийской программы «Большие гастроли» и благотворительного фонда А. Усманова «Искусство, наука и спорт».

- Программа «Большие гастроли» была разработана в 2014 году по инициативе нашего президента, который недавно был с визитом в Узбекистане, -  сказал на пресс-конференции заместитель генерального директора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности РФ Владимир Черкасов. - Была поставлена задача ликвидировать «культурную отдалённость», то есть организовать выезд ведущих российских театров в регионы, причём с лучшими спектаклями и в полном составе. Но если в 2014 году в Федеральную программу включалось только одно направление, а деятельность ограничивалась Российской Федерацией, то в настоящий момент имеется четыре направления, включая содействие межнациональным гастролям по России и выезд театров за рубеж. К примеру, на следующий год в рамках «Больших гастролей» планируется приезд в Узбекистан Московского театра «Современник», причем приедет театр в первом составе, то есть должны быть народные артисты России М. Неёлова, Л. Ахеджакова, С. Гармаш и другие.