Бес и Ангел эпизод 4

Марк Олдворчун
 Бес и  Ангел  эпизод 4Х2  Двойной морской (брамшкотовый).

   Дело было  в Геленджике на МРС «Академик Вавилов»,  переоборудованном под научные нужды. (На этом судне Институт Океанологии АН СССР испытывал на Чёрном море новое оборудование перед рейсом в дальние океаны). А именно: траловую лебёдку снабдили скользящим контактом  и так переделали под кабель-трос. А это – провод в стальной оплётке, несущей нагрузку. На нём под  воду опускают всякие  железки с электричеством внутри  герметичного корпуса, а с проводом  оно соединяется  посредством герморазъёма на корпусе – так можно сверху с тем  внутренним электричеством всяко-разно общаться  в научных целях. А поскольку  там, в  глубине, давление, –  корпуса делают толстостенными, и потому тяжёлыми. (Так, во всяком случае, обстояли дела в прошлом веке). Вот, вкратце, на всякий случай, «техническая преамбула».
 
   Итак, готовлю мою железяку к погружению. Кабель-трос проведён через блок кран-балки на борту, а  саму железяку надо  подтащить по палубе к борту  с помощью  грузовой стрелы. А это – здоровенная  наклонная железная штанга с блоком на  конце, через который перекинут стальной «рабочий» трос, а сама стрела привязана  к мачте тоже тросом, только  мягким, «слабым», но проведённым через  систему блоков «полиспаста» так, что нагрузка делиться  сразу  на несколько ветвей, так наз. лопарей.  (Опять не обошлось без технического описания)

Преамбула оказалась очень длинной, но композиционно необходимой, поскольку не все читающие знают, как  устроена грузовая стрела на корабле.  «Амбула»  будет намного короче.

   И вот стою я это аккурат под стрелой, и готовлюсь прикрепить к гаку (крюку)  оной стрелы  свой груз. Инструкция «Не  стой под грузом» – ко мне не относится, поскольку «груза» нет, его только ещё предстоит подцепить, а стоять мне больше негде. И вдруг слышу  –  не то свист, не то шелест, и  внутренний  голос  подсказывает мне, что дело плохо хотя я и не понимаю что это за дело а когда такое дело надо не думать а куда-нибудь скорей  отселева прыгать а прыгнуть я не могу, поскольку из-за качки стою, «по морски» расставив ноги… и я просто приседаю на корточки, т.к. это – единственно возможное  действие,… и ощущаю волосами на макушке ласковое прикосновение. Встаю, и вижу  устремлённые на меня совершенно квадратные глаза боцмана и двух матросов.
    Оказалось, что каким-то образом, не без участия  беса «отдался» (открепился)  трос полиспаста, и стрела упала… прямо на меня.  А она, между прочим, и без груза вся из себя железная. Однако Ангел Хранитель мой устроил так, что отдался «коренной», т. е. самый «задний» лопарь, и трос начал перекатываться через все блоки, что замедлило падение, и я успел присесть.  Свист этих блоков я и услышал. А стрела ударилась о фальшборт,  прогнулась от удара,  и, спружинив, только «погладила» меня по волосам.

   Второй случай уже на Витязе». Снова железяка, она висит на кабель-тросе за бортом, и её готовятся «майнать» в воду. И вдруг кто-то замечает, что забыли  надеть герморазъём на соответствующую «пипку». А железяка такая неудобно-громоздкая, что её битых два часа «выводили» за борт всей командой. Жуть!  Неужели всё снова!
   И вот, хотя железяка  на этот раз не моя, я вызываюсь слазить и надеть этот злосчастный разъём. Если разобраться, геройства тут никакого нет, просто я первый сообразил, что надо  делать,  и не боялся, потому что, на самом деле,  ничего опасного в этом мероприятии не было.  Ну, перелез я через леер, спустился на раму  и полез к разъёму, а мне сверху кричат, чтобы я пристегнулся к этой раме. Таковы инструкции по технике безопасности.  А пристёгиваться мне  неохота, и мешала бы эта «лонжа» лезть,  да и нужды не было, – мне, бывшему альпинисту, надёжных точек опоры хватало. Да и падать, "если что", не страшно: – внизу всего лишь вода. .

    Разъём я надел, и только-только поднялся обратно на борт, как чего-то там  произошло с креплением, и вся конструкция оторвалась, рухнула вниз и мгновенно исчезла в пучине морской.
Вот тут мне стало страшно!  Ладно, рухнула бы вместе со мной, плавать я умею, а сколько в том месте до дна – неважно. Вывалили бы трап, и даже «Человек за бортом» и «Шлюпочную тревогу» не объявили бы. Но окажись я пристёгнутым...

 Ну, как? Соблюдать инструкции? Вам решать!

начало
http://www.proza.ru/2011/05/01/1463

продолжение
 http://www.proza.ru/2013/02/16/572