Последний удар

Кондрат Саблев
        Солнце клонилось к закату. Поутру сойдутся в сече две рати. Десятник Мечислав прислонился к дереву и сонно наблюдал за своими людьми. Мысли бывалого воина тоже текли медленно, завтра понадобится светлый ум, чтоб и людей своих уберечь, и ворога победить. Пара новичков совсем необстрелянные, первая сеча у них завтра будет. Мечислав размышлял:

- Молодой воин-забияка Ратибор задирал меня целый день. Высокий и плечистый красавец, пышущий здоровьем, нетерпеливый, как горячий жеребец, рвущийся в любую драку. Пожалуй, на пол головы, как минимум, меня повыше будет, да и тяжелее гораздо, вон какие мышцы чуть не рвут рубаху! И что ко мне пристал? Я таких нетерпеливых повидал много, если сдуру в первой же сече голову не сложат - станут умнеть понемногу. Ишь, распрыгался по поляне со своим мечом, все кусты пообрубал. Ну и здоровья же у парня, даже не запыхался! К этому здоровью бы ещё и ума хоть немного, цены бы ему не было. Во, опять ко мне подходит...

- Ну что, дядька Мечислав, не устал под деревом сидеть? А ну, сразимся? Не надоело десятником ходить, может кто помоложе нужен?

- Так десятником сотник ставит после сечи. Мечом махать, ума много не надо, десятник головой воевать должен, покажи себя - будешь десятником.

- Боишься поединка? Командовать должен самый сильный!

- Ну, ты сильнее меня, так иди и командуй, только кто тебя слушаться-то будет?

- Ты не воин, только языком силён сражаться! Трусливый старик!

    Отдыхавшие под деревьями воины десятки Мечислава удивлённо уставились на молодого воина. Перечить никто не стал, чтоб драки ненужной не вышло, ишь, как горяч парнишка!

- Ладно, Ратибор, погляжу, каков ты в рати. Ругаться-то горазд...

     Мечислав не спеша поднялся на ноги, подтянул пояс на рубахе. Крикнул:

- Эй, дайте-ка сюда деревянные мечи!,- и передавая один Ратибору: Держи, храбрец!

Лицо Ратибора налилось кровью от обиды:

- Железным сражайся!

- Победишь меня деревянным - сражусь. Только завтра утром ты мне живой нужен, так что держи и покажи себя.

    Ратибор схватил деревянный меч и сразу кинулся на Мечислава, как раненный медведь. Такой верзила и деревянным может зашибить, аж свист стоит от его ударов. Мечислав же не суетился, только отходил в сторону от наскакивающего на него молодца, да отклонял удары. Ратибор раз за разом впустую пробегал мимо Мечислава, который всё ждал, что парень наконец поймёт, насколько хуже владеет оружием и прекратит бой, но Ратибор уже ничего не соображал и только пыхтел и усиливал атаки.
    
     Мечиславу надоела эта бестолковая возня и, в очередной раз отойдя с линии удара, он крепко приложил плашмя по ратиборовой заднице, да так крепко, что парня понесло вперёд, пока он не споткнулся и не повалился во весь рост на траву.

    Мечислав подошел к парню, ухватил за пояс и рывком поставил на ноги.

- Слушай меня внимательно, Ратибор! Завтра встанешь по правую руку от меня и будешь делать всё, что я скажу! Никуда от меня не отходить! Научишься себя в узде держать - будешь справным воином, не научишься - убьют, будь хоть каким сильным, а ещё раз в драку со своими полезешь - я сам тебе башку отсеку!

      Красный от стыда Ратибор насупившись молчал, на Мечислава не глядел.

- А теперь сядь и отдыхай, тело должно быть свежим к утру, а то меча поднять не сможешь. Останемся живы, поучу тебя мечевому бою, не всё силой можно победить, сам увидел. И уйми свою ретивость, парень, здесь я тебе за отца место, могу и поучить, коль есть за что. Всем отдыхать!

      И была сеча. И Ратибор на этот раз остался жив.