О стихах поэта Айдара Хусаинова

Владислав Левитин
Поэты — как-никак тоже люди…
(Карл Густав Юнг)

У меня в руках маленькая белая книжка стихов Айдара Хусаинова «Адреналиния». Прочитал. Понравилось. И хочется объяснить почему. А говорить о стихах очень трудно. Пересказывать содержание бессмысленно и не нужно. Да и как пересказывать, когда каждая строфа в стихах это отдельная новелла, вызывающая в одном случае одни чувства, а в другом, когда перечитываешь, другие? И так у любого читателя. Возникают ассоциации у всех разные, зависящие от жизненного опыта, знаний, способности сопереживать, копаться в самом себе, в собственном Я и много ещё от чего.
Всё, что я сейчас изложил, относится к  стихам Айдара Хусаинова. Такие мысли крутились у меня в голове, когда я перечитывал его новую книжку. В стихах затрагиваются различные стороны нашей жизни: от личных переживаний до социальных катаклизмов, хотя и они тоже переживания личные, т.к. человек даже в бездействии участвует в происходящем вне его. Поэт же пропускает эти события через себя, свой внутренний мир, и всё то, что было снаружи, становится его личным опытом, который находит выражение в стихах. Поэтому я считаю деление поэзии на «любовную лирику», «гражданскую лирику» и т.д. весьма условным и заключаю эти понятия в кавычки.
Хусаинов использует и традиционную форму, и белый стих с его шекспировской интонацией, и верлибр. В, казалось бы, обычную тематику автор вносит нечто – и это нечто – ирония, нарушающая повседневное, нудное звучание.
Ирония проникает в стихи так называемой «гражданской лирики». Прекрасная иллюстрация к этому «Выборы 2016 года в США», где накал страстей, сопровождаемый, как мы знаем, множеством разнообразных скандалов, поэт заключает в последней строфе, приравнивая предвыборную борьбу к компьютерной игре:

И будут люди плакать исступленно,
Что приключилась страшная беда,
Что вот седьмой сезон «игры престолов»
Теперь уже не снимут никогда.

Сумбур, абсурд и полный разброд в головах наших политизированных сверх меры сограждан нашёл своё выражение в стихотворении «Тост». «Нас водила молодость» это прямая аллюзия к Эдуарду Багрицкому, своего рода переосмысление того самого революционного «сабельного похода».
Особый интерес вызывает самая что ни на есть привычная в поэзии тема – так называемая «любовная лирика». Рассмотрим стихотворение «Тонкая красная линия», последняя строка которого дала название всему сборнику.
Первая строфа:

Я был женат, я жил в аду,
Я все выпрашивал звезду.
Им волю дай – средь бела дня
Они б зарезали меня.

Дальше поэт пишет:

Я был женат, я жил в раю,
Как сладкую истерию.

И если вначале лирический герой произведения рисует совершенно жуткую картину семейной жизни, то потом он называет то же самое раем. Так ад или рай? И всё бы ничего, можно было бы списать на нарушения логики или эмоциональную неустойчивость лирического героя в стрессовой ситуации. Но эксперимент с переносом ударения в слове «истерию» разрушает патетику душевного надлома и саморазрушения героя, идущего по адреналинии, как по лезвию бритвы, и вводит иронию, расставляя в замысле поэта всё по своим местам.
Перенос ударения в слове здесь, так же, как и в других стихотворениях Айдара Хусаинова, не есть «поэтическая вольность». Это осмысленный приём, характеризующий как самого поэта, так и его лирического героя. Этот приём отсылает нас к совсем другой традиции – фольклору, где он частенько используется для создания, именно, ироничных прибауток. К примеру, в такой фразе: «Как в лучших домах ЛондОна и Жмеринки». Секрет не в том, что одновременно присутствуют два несоизмеримых по своим масштабам поселения. Если мы произнесём «Лондон» с правильным ударением, то значение этой фразеологической единицы начнёт расплываться, и будет трудно понять, если вообще возможно, что говорящий имеет в виду. Если оставим только Жмеринку, о которой знают в основном только её жители,  или только Лондон, то значение фразы станет прямым, без малейших следов иронии, и в результате фразеологизм исчезнет. Конечно, в стихотворении Хусаинова в данном случае фразеологизм не используется, однако стихи по своей природе имеют свойство афористичности, что в некоторой степени приближает строку или строфу к фразеологизму.
Фольклорные корни видны и другом стихотворении на ту же тему «Ой боже, мой боже, зачем моя женка…». В нём ирония достигается иными средствами. Здесь автор отказывается от рифмы, и оно написано так, что форма его напоминает одновременно и страдания и частушки-нескладушки. И если содержание выглядит совершенно серьёзным, то форма нескладушек однозначно ассоциируется с усмешкой. Для восприятия иронии в полной мере стихотворение требует прочтения целиком. Таким образом, эффект в этом примере достигается не введением какого-то отдельного элемента в текст, а игрой всего произведения как единого целого.
Начала народной поэзии или классической, которая воспринимается порой почти как народная, ощущаются и других произведениях. На пример, «Богиня Нью-Йорка», «Ты думаешь – это святое…», «Тост».
Так вот почему, рассуждая об иронии, я особо выделил «любовную лирику»? Лирический герой и автор – это, разумеется, не одно и то же, но любой герой автора несёт в себе его самого, его Я. Дело в том, что ирония – приём в поэзии не редкий, но в этих стихах Айдар Хусаинов иронизирует не над кем-то другим, не над чем-то чужим, что, в общем-то, несложно, а над собой, над перипетиями в собственной жизни. Это самоирония, вещь редкостная, а потому ценная. Для этого нужно иметь нерв, смелость и умение.
И в заключение. Начал я с цитаты из Юнга, поскольку у нас теперь мало какая статья без него. Так что всё в тренде, формате и т.д. Собственно говоря, этой фразой, если, конечно, переводчик прав, а оригинал я не читал, великий психолог от щедрот своих приравнял поэтов к хомо, если не к сапиенсам, то к хабилисам. Не думаю, что он имел ввиду эректусов, т.к. на двух ногах у нас кто только не передвигается, от испуганных котов до тех, о ком без той самой иронии говорить неприлично. А вот человеков умелых куда ни глянь – явная нехватка. Человек умелый тоже звучит неплохо. Поэты умеют писать стихи, а великие психологи умеют объяснять, что происходит в голове поэтов. Так что они вполне на равных.
Ну, и как полагается в заключении – вывод: читайте стихи Айдара Хусаинова и подписывайтесь на газету «Истоки» (istoki-rb.rbsmi.ru).
2018