Танцы с рекой

Темирлан Сыдыков
Начало.
Рождение идеи.

Когда едешь на Иссык-Куль, по Боомскому ущелью, всегда наслаждаешься красотой, открывающейся любознательному взору путешественника. Скалистые горы, бурная река, железная дорога где-то в выси, парящие орлы, крутые виражи, прохладный воздух на контрасте жары Чуйской долины и сладкое предвкушение отдыха на нашем Кыргызском море – это то что возникает у меня, каждый раз на этой дороге.
Но, особенную прелесть, для моего взора, вызывают спокойные тихие воды реки Чу в ее верховьях между ущельем Боом и г.Балыкчы. Возможно, мы просто привыкли к нашим бурным горным рекам, поэтому спокойное течение Чу за «Красным мостом», в окружении лесов, вызывает особый пристальный интерес, особый трепет. Вспоминаются такие же тихие равнинные реки из книг и фильмов. И не покидает, чувство, что эта река не местная, не отсюда. Как будто призрак из другого времени или пространства. Именно спокойное течение реки в окружении деревьев, густо расположенных вдоль берегов и свисающих над водой, много лет просто завораживало меня. Наверное, с того первого раза, когда я впервые побывал на Иссык-Куле, почти три десятилетия назад. Видя эту красоту, всегда возникало желание плыть по этой спокойной воде в лодке, любоваться окружающими тебя красотами, ловить рыбу по пути, отдыхать на красивых островках и живописных берегах.

И, логично, что когда, очередной раз возник вопрос: «А, чем бы еще заняться?», вспомнил про свою давнюю мечту, рассказал о ней Эмиль Азимовичу:
- Может сплавимся по реке на лодке? Не для экстрима. Просто отдохнуть, насладиться природой. Тебе же нравится спокойный отдых. Едем?
- Конечно, брат.
Сказано - сделано, начинаю собираться. Лодка у нас есть, «спасательный шлюп» с нашей экспедиции через озеро Иссык-Куль. Гидрокостюмы (вода в реке, поди ледяная) есть, весла есть, спасательные жилеты (мало ли) есть. Собрались. Едем.

День первый.
Знакомство с рекой. 18.08.18.

Выехали рано утром, позавтракали. Сначала решили сплавляться в районе, «видимых спокойных вод», где-то не доезжая г.Балыкчы. По мере приближения к «Городу ветров», и изучения спутниковых карт, решили взять выше, и в итоге доехали до Орто-Токойского водохранилища, откуда и берет начало река Чу. Подъехали к шлагбауму -  режимный объект стратегического значения. На вахте эжешка с детьми. Договорились, что пока будем сплавляться, машина постоит рядом со сторожкой. Собрались, оделись.

Случайно разбили початую бутылку Чиваса. Пускай, “на счастье”. Подтащили лодку к берегу, фото и маленькое видео “на память”. Легкий мандраж – в верховьях реки не так спокойно, как она видится не доезжая до Балыкчей. Мелкая быстрая рябь волн – это все таки не зеркальная широкая гладь, ради которой мы затеяли это путешествие. Но, назад пути нет, отталкиваемся от берега, вперед!
 
Удачно отчалили, гребем, стараемся держать нашу маленькую лодку - где с трудом помещаемся вдвоем, согнув ноги - носом к волне. Затекшие конечности, эта самое частое и постоянное неудобство, в маленькой лодке. Есть возможность, берите лодку больше. Плывем некоторое время.

Предстартовый мандраж, сменяется легким выбросом адреналина на более быстрых участках реки. Это я пишу про себя. Что чувствовал Эмиль Азимович, точно не скажу. Может просто спать хотел, ведь рано пришлось вставать.

А вот и начинаются первые трудности. Река сначала начинает “вилять”. Поворот за поворотом. Чтобы не воткнуться в берег, где “возвышаются над водой красивые” но опасные ветки и корни деревьев приходится интенсивно работать веслами. Далее, трудности начинают усугубляться – река разливается по рукавам, надо выбирать “правильный” путь, где менее опасно. Стараемся идти по самому большому рукаву, чтобы не сесть на мель на мелких рукавах. Но, не всегда понятно, где этот “большой” рукав. А кое-где, просто не успеваем перестроиться в нужный поворот – река несет все быстрей. Вынужденно попадаем в маленький рукав на левой стороне русла. Пытаемся лавировать, чтобы не врезаться в камни по сторонам, тут - я сижу впереди, поэтому  первый вижу - впереди преграждает путь, нависшее над водой склоненное молодое деревце. Если дальше плыть на него, то лодка пройдет под ним, а мы на этом деревце и повиснем на скорости воткнувшись в него. Быстро соскакиваю с лодки, благо мы возле берега на мелководье, хватаю привязанный к лодке конец веревки и тащу, что есть силы лодку на берег. Эмиль Азимович, удивленно смотрит на меня. Показываю ему на ветку - путь прегражден.
- А, понял.
Вышли на берег, отдохнули, покурили. Почему-то в тот момент, уверено думаю, что все рафтеры курят.
Возникает новая сложность, как снова спуститься к реке? Мои “красиво нависающие над спокойной водной гладью” деревья не дают нам это сделать. Нужно искать место, где деревьев нет. Лодку в руки, идем вдоль берега, ищем такое место. Чем дольше идем, тем дальше приходиться удаляться от берега, в виду заболоченности местности возле реки. Я готов потратить время на поиск удобного выхода к реке - не хочется лезть в болото. У Эмиль Азимовича, по всей видимости, кардинально противоположный взгляд на ситуацию. Он, молча останавливается и спокойно лезет в болото:
- Пойду разведаю. Запарился идти пешком.
- Ок, я тут подожду, лодку поохраняю.
Через какое-то время, возвращается:
- Тут вроде можно спуститься.
 

Тащим лодку через болото. В воде выше колен, но и так уже промокли. Находим удобное место, отчаливаем.
Потихоньку приобретаем навыки синхронного управления: повороты, быстрая гребля, чтобы не воткнуться в берег – на камни или коряги. При любом повороте реки, по инерции продолжает нести на противоположный повороту берег – необходимо очень быстро и энергично работать веслами, чтобы избежать столкновения с опасностями.
Тем временем, впереди возникает очередная новая опасность. Мы впервые на реке, поэтому, все опасности для нас - “новые”. Это мост. Обычный железный мост через реку с железными сваями. Опасности две: не воткнуться в сваю и не зацепить головами мост. Удачно проходим между сваями. Мост вроде высокий, но, на всякий случай , нагибаюсь, чтобы не дай Бог, не зацепиться головой. Оглядываюсь на уважаемого мной спутника – у него ноль реакции. Ноль эмоций. Ноль движений. Индеец.

Настроение хорошее. Уже промокли до нитки – волны постоянно заплескиваются в лодку. Но, гидрокостюмы помогают, плюс радостное возбуждение от получаемых позитивных эмоций и постоянная работа с веслами хорошо согревают. Плывем довольные. Временами вместо деревьев, на берегу появляются красивые зеленые поляны, куда съезжаются на пикник отдыхающие семьи. Проплывая, машем в  знак приветствия. Нам в ответ приветливо машут женщины и дети. Дети еще некоторое время бегут вдоль берега. Мужчины угрюмо молчат и сопровождают хмурым взглядом.
- Завидуют, наверное.
- Или ревнуют к женам.
Довольные собой и сделанными выводами, плывем дальше.
Впереди нарастает какой-то шум. Река вроде гладкая, камней нет. Почему то делаю вывод, что это шум моторов, которые забирают воду из реки. Эмиль Азимович спрашивает:
- Слышишь шум?
- Да, это моторы, наверное.
- Нет, это не моторы, - уверено отвечает.
Вижу, какие-то железки на берегу:
- Да это моторы, - настаиваю.
- Нет.
Неприятная истина внезапно открывается после очередного поворота. Эмиль Азимович, прав, это не моторы. Шум исходит от искусственного небольшого слива (перепад высот в реке, ступенька в русле – термины после статьи), который мне показался огромным водопадом. Приближаемся к нему так быстро, и так внезапно, что уже нет времени пристать к спасительному берегу или принять другое решение. Просто вылетаем со слива, успеваю только подумать “П****ц”, и втыкаемся сверху вниз носом в нижнее течение. Благо лодка заполнена воздухом, лодку выбрасывает из воды и плывем дальше:
- Ух... круто! – эмоции зашкаливают.

***

Останавливаемся на обед на живописной, безлюдной поляне.
 
Сушим вещи, возбужденно делимся пережитыми эмоциями. Перекусываем. Эмиль Азимович поднимает тост:
- - Смелым сопутствует удача!
 

Доплываем до поворота на Балыкчы, потом следуем до Кок-Мойнока, уже вечереет. Вытаскиваем лодку, собираем вещи. Вызвали такси, забрали машину на Орто-Токое, остановились в гостинице в Балыкчах, возле кольца. Душ, сухая одежда, теплая постель, крепкий сон.

День второй.
Купание. 19.08.18.
Просыпаемся, вкусный завтрак, шведский стол. Курим после завтрака во дворе. Лучи утреннего солнца приятно согревают. Собираемся, вызываем такси.
Хозяйка гостиницы, приветливая женщина, предлагает:
- Вы знаете местные пляжи, вам подсказать?
- Не беспокойтесь, знаем.
- Ну, хорошего отдыха, хорошо покупаться.
- Спасибо.
Приезжаем на место, где завершили вчерашний тревел.  Уже “опытные” продолжаем спуск по реке вдоль трассы Бишкек-Торугарт. Именно по тем местам, которые меня так впечатляли все прошедшие годы. Виды непосредственно с реки, впечатляют еще больше. Широкая спокойная вода.

Красивые леса вдоль берегов.
 
Иногда леса сменяются крутыми обрывистыми берегами.
 
Но, местами река начинает “бурлить”, сужается. Впереди появляются белые “барашки” волн.
 
Риторический вопрос:
- Эт уже опасно?
- Хрен его знает.
Интересно поснимать, хоть на сотку, но не удается закрепить ее где-то. Приходится держать в руках:
- Подрулишь,  да?
- Да да.
Входим в узкий порог, на берегах леса.
 
Приходится много работать веслами. Кроме самой работы, важно во время реагировать на быстро меняющийся рельеф: изгибы реки, камни торчащие из воды, деревья на берегу. В какой-то момент, не успеваем среагировать на быстрый поворот и уже несет на “красиво свисающие над водой ветки деревьев”. Быстро пытаемся грести, но уже не успеваем – несет прям на нависшие над водой ветки. Чтобы не столкнуться с крупной веткой, инстинктивно оба отклоняемся на один борт и ... конечно, переворачиваем лодку! Благо, лодка не успела далеко отплыть, хватаемся, пытаемся залезть. Из-за спешки и отсутствия опыта, переворачиваем ее снова. В воде, неожиданно для себя, делаю неприятное открытие – вода мощно тащит вперед, трудно маневрировать, остановиться. Но, берег близко, отмель, выходим на берег. Сливаем с лодки воду. Тут обнаруживаю, что потерял свое весло. На адреналине, даже не помню, где и когда его отпустил. Весло Эмиля Азимовича, как приросшее, у него в руках. Портится, настроение – это ведь конец путешествия - с одним веслом, управлять не получится.
- Может попробуем догнать?
- Давай!
Лодку на воду, отчаливаем. Эмиль Азимович подруливает одним веслом на корме. Всматриваюсь вперед, пытаюсь увидеть свое весло. Одолевают сомнения: может утонуло? Хоть и пластиковое, но кто его знает. Или застряло в одном из руковов на берегу, а мы прошли по другому рукаву? Или уплыло далеко вперед и уже не догоним? Или, много или...

И, о, чудо! Вижу плывет впереди оно, черная ручка желтая лопасть! Не зря видимо делают желтые лопасти, очень заметно издалека!.. Но.. догоним или нет? Река несет как нас , так и весло. Догоняем. Логически заключаю – весло, погруженное в воду, двигается с меньшей скоростью, чем лодка, скользящая по поверхности. С радостью догоняем весло, пытаемся схватить, не дотягиваемся, и... обгоняем весло! Лодка по поверхности скользит быстрей.  Нельзя потерять его второй раз – прыгаю за ним в воду – пара мощных гребков кролем и весло в моих руках, ура!... Но, радость преждевременна.  Лодка с Эмиль Азимовичем за это время успевает отплыть на 10-15 метров. Начинаю грести по течению кролем, одной рукой,  вслед за лодкой, весло в другой руке. Брат на лодке, гребет против течения, одним веслом, которым и управлять то сложно. Расстояние между мной и лодкой продолжает неуклонно увеличиваться. Облегченная лодка, с одним человеком, еще быстрей скользит по поверхности воды, а человек в промокшей одежде в воде, явно отстает. “Ладно” , успокаиваю себя: “В жилете не утону. Воды здесь много. Вода, на удивление, теплая. Камней вроде мало. Буду плыть. А там, где будет удобный момент , Эмиль Азимович причалит к берегу и я туда выплыву. Главное весло со мной, путешествие продолжается”.

Однако, у брата, похоже другие планы. Смотрю – хватает конец, привязанный к лодке и прыгает в воду. “Вот, елки, зачем ...” спрашиваю его про себя. “Не оставлять же тебя в реке” ответил потом ЭА. Теперь плывем по реке оба. Оба в воде. Я позади с веслом, пытаюсь догнать ЭА, который тоже в воде, он впереди меня, а лодка впереди него (быстро и легко скользит по ... ну, вы поняли). Так и плывем сверху вниз по течению: я, ЭА, лодка. Хотя разрыв между мной и ЭА, который тоже теперь в воде, перестал увеличиваться, но, и не уменьшается!.. Мы оба, примерно одинаковой весовой категории, одинаково быстро несет в горной реке. Пусть и в ее “спокойной версии”, но скорость и мощь, тем не менее, настолько велики, что наши жалкие потуги сократить расстояние – кажется, никак не улучшают ситуацию. ЭА,  решает приставать к берегу, хотя это неудобно, на берегу деревья - легко может затянуть под ветку и не вылезешь.  Пристать не получается, деревья мешают, ЭА чтобы остановиться и позволить себя догнать, просто хватается за одну из веток. Смотрю, что держится из-за всех сил, вода пытается поднять и оторвать его от ветки. А ниже него коряга – если попадет туда, уже может и не выплыть... Опа! догоняю  его, обхожу, плыву к лодке... не успеваю поймать лодку, река сносит в сторону, пытаюсь схватить второй конец веревки, погруженный в воду с носа лодки. Вроде он так близко - несколько раз делаю хватательные движения рукой, но в виду переломления света в воде и обмана зрения, трос не так близко, как кажется, проплываю мимо! Теперь я впереди, лодка позади, ЭА держится за ветки уже вверху течения.  Отпускает ветку, обходит корягу и плывет следом.  Тут уже вроде мельче нащупываю дно, притормаживаю. Подплывает ЭА с лодкой, наконец-то встречаемся! .. Вылезаем, уже вместе на берег, уф, наконец то!

Как же долго все это я пишу, и как же быстро все это происходило на самом деле! Жаль , что не было гопро с собой. Надо бы взять следующий раз.
Ну, ладно, главное, весло поймали, путешествие продолжается!
 
...
Река временами становится все более бурной, ущелье сужается, и уклон реки повышается. Спокойная гладь реки, сменяется бурлящими потоками. Но, в целом, не опасно, плывем спокойно. Только на поворотах приходится работать. Снова спокойная равниная местность. Повороты плавные, много работать не приходится. От скуки ЭА начинает дремать. Потом  вообще уснул. Стараюсь не беспокоить его, выруливаю самостоятельно. Сон ЭА – дело святое. Изредка, просыпается, приоткроет веки:
- Помочь, брат?..
- Нет нет, спите Эмиль Азимович, не беспокойтесь. Справляюсь.
- Хорошо. Разбудишь если что, - засыпает.
Конечно, река в этом месте, не особо бурная, но и явно не озеро. Хорошо несет, подпрыгивает на волнах, на поворотах ели успеваю выворачивать. Не уверен, что кто-то, кроме ЭА может спать в таких условиях. Лежит - мокрый с головы до ног, и затекшие ноги, сложенные “кыргызча” .
Между тем, дело уже ближе к вечеру. Белая вода, в очередном пороге, уже не на шутку пенится, камни чаще попадаются. ЭА просыпается, начинает помогать. Еще сонный:
- Что-то я уже промок и устал. Может пора сворачиваться?
- Не, давай ещё , - адреналин еще кипит во мне, усталости ноль, - если хочешь, давай остановимся, я дальше сам пойду.
- Уверен?
- Да.
Молчит. Плывем дальше. Знаю, что он устал и промок, но река завораживает и не отпускает меня:
- Давай доплывем, хотя бы до Красного Моста, надо же какую-то цель на сегодня достичь.
- Да? А я думал, мы просто наслаждаемся отдыхом, - лениво гребет.
Снова тихая вода. Даже слишком тихая, учитывая, что мы среди гор, в ущелье. Вспоминаются строки “затишье перед бурей”.
 
Впереди шум. ЭА флегматично комментирует:
- Скоро начнётся.
- Что начнется?
- Веселье.
- Веселье? Думаешь уже начнется?
- Ну, не прям сейчас. Вообще говорю.
Между тем, действительно становится заметно веселей. Входим во все более узкую и крутую часть Боомского ущелья. Приходится работать все более интенсивней, выходить из поворотов и удерживать лодку на больших волнах. ЭА вроде совсем проснулся, и уже не собирается домой. Появился блеск и в его глазах.

О, вот и реально бурно - настоящая горная река - проходим пару крутых сливов, дух захватывает.

Впереди виднеется “Красный мост”, который сейчас покрашен в белый цвет. Вечереет. Останавливаемся перед мостом. Видим, что перед мостом река вообще бешеная. Решаем продолжить на следующие выходные. Собираемся, уезжаем на попутке в нашу гостиницу в Балыкчах (где оставили машину).
Радостно встречает приветливая, улыбающаяся хозяйка гостиницы:
- Как покупались?
- Спасибо, хорошо! - улыбаемся в ответ.

День третий.
На грани. 08.09.18.

Прошла неделя. Были заняты, пропустили одни выходные. Потом еще одни. Выехали 8 сентября 2018 года. С вечера составил список вещей, чтобы ничего не забыть. Решили не брать еду в лодку, поэтому по пути плотно позавтракали в Чолоке: каттама, жумуртка, много чаю. Машину оставили на “Холодной воде”, а до места крайней остановки (перед “Красным мостом”), доехали на такси. Вроде все взяли, хорошо подготовились. Купил велосипедные шлемы. Думаю, по функциональности мало чем отличаются от рафтовых. Купил китайский аналог гопро. Проверили все вещи по списку. Упаковались, отчалили:
- Ну, с Богом, брат.
- Бисмийла.
Включаю камеру. Успешно проходим порог с его бурлящими потоками перед мостом. 

Лодку вертит на 360 градусов, вокруг своей оси, но все удачно.
 
 
Хлопаем по рукам:
- А со стороны, страшней смотрелось!
- Да, точно!

А вот и сам “Красный мост”.
 
Вот лодка уже почти наполовину заполнилось водой, пристаем к берегу, сливаем воду.
 
Вода пока спокойная, неинтересная - выключаю камеру. Идем дальше. Проходим небольшой мост.
Тут Эмиль Азимович, неожиданно говорит:
- Послушай, брат, мы же жилеты забыли.
- Как забыли.. точно. Ёлки, как мы их могли забыть?..
- Я еще думал про них, что надо переложить с машины в такси.
- Мы же по списку проверяли, все было. А вот в список, я вчера забыл жилеты включить. Вот их и забыли. А как ты вообще вспомнил про них?
- Да, холодно стало. С жилетом же теплей.
- Ясно. Что делать будем?
- Похрен, так пройдем.
- Как скажешь, брат.
Идем дальше, река бурлит все больше, но удачно проходим все опасные места. Вот впереди бурный порог. Выравниваем лодку прямо, заходим сверху на один из сливов. Соскальзываем со ступеньки вниз, отходим от слива на метр или полтора и ... останавливаемся на месте – попали в “бочку” (определение терминов в конце статьи) - поток воды падающий со ступеньки образует воронку и обратный течению водоток, который ведет обратно к сливу.
- Греби, греби!!!...
Пытаемся выгрести, но обратный водоток оказывается сильней - лодка кормой возвращается обратно к сливу и тонны воды падающие со ступеньки просто сминают корму лодки, вместе с ЭА. Корма возвращается наверх уже без ЭА. Лодка немного отходит от слива, но снова возвращается. Одним веслом грести уже невозможно, переворачиваю весло и отталкиваюсь рукояткой от камня, который образует верхнюю ступеньку, лодка немного отходит – есть мгновение обернуться и посмотреть где ЭА. Вижу только оранжевый шлем, который то скрывается под водой, то появляется на поверхности.

“Елки, как же он без жилета... Быстрей выйти с бочки!”. Отталкиваюсь еще раз. Лодка немного отходит по течению, но снова возвращается к сливу. “Елки!” Еще раз. И еще раз. Собираю все силы, сажусь ближе к корме – и отталкиваюсь, что есть силы. Вроде выхожу с бочки.. ну.. еще немного. Нет!.. Возвращает обратно. А поскольку лодка отошла дальше чем в предыдущий раз, то начинает возвращаться к сливу с бОльшей скоростью. Лодка, как мячик, привязанный к резиновой веревке - чем дальше хочешь его закинуть, тем быстрей обратная сила резины вернет его на место. Хочу снова оттолкнуться, но не успеваю – лодка кормой на скорости попадает под потоки воды, падающие со ступеньки – корму, теперь уже со мной, затягивает ко дну реки.

Выныриваю из воды в нескольких метрах от бочки – лодка так и осталась там крутиться. Мощный поток воды увлекает меня вниз по реке. Тут ждет крайне неприятный сюрприз – вода тащит не только по течению реки, но, почему-то и ко дну. В более спокойных местах, тем более в жилете, можно было относительно комфортно плыть по течению. Здесь же, без жилета, и в бурных пенистых водах порога, река образует свой уникальный своеобразный и для многих смертельный танец.

Не успеваю набрать достаточно воздуха и снова оказываюсь под водой. Видимо, попадаю в следующий слив – переворачивает, бьёт о какие-то камни, но не больно. Выгребаю вверх уже без очков - не успеваю толком вдохнуть и снова затягивает под воду. Инстинктивно “вдыхаю” воды. Снова наверх, глоток воздуха и снова тащит вниз. Хлебаю еще воды. Снова наверх за воздухом и сразу же тащит обратно. Желудок от воды настолько полный, что начинает тошнить. Мелькает мысль: “Зачем же так много чаю пил на завтрак. Не надо было обжираться - сейчас бы воды в живот поместилось больше”. Снова выгребаю вверх, и снова тащит вниз. “Елки, я же неплохо плаваю под водой, а сил уже почти нет. А что тогда с Эмиль Азимовичем?!”. Снова гребу наверх – но река не хочет отпускать из своих крепких объятий, тащит обратно вниз. Попытка выплыть к берегу, также оканчивается неудачей, река просто легко возвращает тебя назад. Вверх – вниз. Вверх – вниз. От короткой, но интенсивной борьбы, практически не осталось сил. Стараюсь теперь меньше бороться. Вверх. Вроде получается удержаться. Ниже по течению на правом берегу вижу знакомый оранжевый шлем. Там же  – заводь, ЭА на берегу! И, сразу понимаю, что это единственный шанс выплыть сейчас или уже никогда. Еще одна минуты такой борьбы “вверх-вниз” и места в желудке для воды уже не останется. Потом придется заполнять легкие. Сил практически нет, но собираюсь, делаю спринтерский заплыв кролем и выплываю к заводи. ЭА привстает, видимо помочь, но я уже почувствовал ногами дно. Все равно сносит. Еще несколько резких взмахов и почти на берегу. На берегу камень . Выползаю к камню и падаю на его. Рука и голова на воздухе – тело в воде. Ничего не чувствую, кроме смертельной усталости. Просто молча лежу несколько минут. Эмиль Азимович говорит:
- Брат, выше ляжь – замерзнешь в воде.
- Мне не холодно.
Лежу еще несколько минут, силы постепенно восстанавливаются. Эмиль Азимович спрашивает:
- Весло потерял?
- Ага, - смотрю на него, держит весло в руках, - крут, ты брат. Как ты его удерживаешь? Я даже не помню, в какой момент его выронил.
- Оно мне помогло выплыть. Когда тянуло на дно, то веслом отталкивался от дна.
- Жесть. Заводь нас спасла.
- Да. А что с лодкой?
- Последний раз видел ее в бочке. Видимо, там и крутит её.

Через какое то время, бочка “отпускает” лодку – смотрим плывет себе по течению. Эмиль Азимович встает, делает шаг, я одергиваю его:
- Оставь, все равно без жилетов опасно за ней плыть. Новую купим, пусть плывет.
Отдыхаем еще немного. Нужно перейти на левый берег реки, где проходит трасса.
- Ну, что, пошли искать мост?
- Идем.
Находим мост, вызывает нашего таксиста:
- Ну, как поплавали?
- Отлично.
Фото на память - Эмиль Азимович с веслом – единственное, что осталось от уплывшей лодки и потерянных вещей:
 
Перекусываем в кафе на “Холодной воде”. Смотрю видео с камеры:
- Эмиль Азимович, я же вас просил проверить, включилась ли гопро перед порогом? На камеру события в “бочке” не попали.
- Так экран включился, а индикатор не видно было.
- Да уж, досадно. Без видео никто не поверит, какая у нас тут свистопляска была.
Эмиль Азимович ехидно улыбается:
- Хочешь снова в бочку меня загнать? Хорошо, повторим. Только на следующий год.
- Красавчик, брат.

Сидим. Задумчиво спрашиваю:
- Это ведь первый раз когда мы реально чуть копыта не откинули?
- Да, первый раз, по ходу.
- Реально хорошо повеселились.
- Эт да.

Рассказ Эмиля Азимовича. “Когда выбросило в воду и понесло по реке, то река начала тащить на дно - попытался оттолкнуться веслом от дна. Первый раз не особо получилось, так как оттолкнулся “лопастью” весла, которое мягкое. Потом перевенул весло, оттолкнулся рукоятью – получилось более удачно. Так и отталкивался несколько раз. Не всегда успевал глотнуть воздуха, нахлебался воды. Тащило быстро. В один из моментов, когда очередной раз всплыл на поверхность, увидел впереди на левом берегу скалу – вода тащила на нее. Чтобы не воткнуться в нее, начал стараться выплывать направо, где, как оказалось, была заводь. Так и выплыл. Все норм, только огромный синяк на колене”.
Краткие нарезки видео.
1) Перед одним из порогов: https://youtu.be/BdcfdRb_mQs
2) Один из “мелких” порогов: https://youtu.be/ok0BG_xVx0Y
3) Перед порогом «Красный Мост»: https://youtu.be/qAEj8cBoU3w
4) Порог «Красный Мост»: https://www.youtube.com/watch?v=IRZ3mfmuzNs

Послесловие.
Беседа с профессионалом.

После трех дней знакомства с рекой, начал читать и изучать вопрос на тему сплава по горным рекам. То что уже написали умные люди до нас, мы, не зная, прошли на собственной шкуре: переворачивались в бочке, затягивало под коряги, било об камни, пр. Также решил позвонить, одному из самых известных в Кыргызстане рафтеров. Девять лет тренировок. Привожу некоторые выдержки из разговора:
Профи (П): Вас сколько человек?
(Я) Двое.
П: Кто у вас организатор?
Я: Нету. Мы просто с другом наравне.
П: Сколько раз перевернулись?
Я: Два раза. В бочку попали.
П: А если бы вас крутило в бочке вместо лодки?
Я: Поэтому консультируюсь с вами.
П: Я думал вы обучились где то.
Я: Нет, не обучались.
П: Мда.. я в Боом, сам иной раз боюсь идти. А у меня 9 лет опыта. А где первый раз перевернулись? На красном мосту?
Я: Нет, выше. По дурости. На ветки несло, мы инстинктивно отклонились в одну сторону и перевернулись.
П: Вот одна спортсменка, на соревнованиях утонула, ее под ветки затянуло.
Я: Ну, мы тогда и поняли, что под ветку лучше не заплывать.
П: Когда в Бооме воды много, я сам побаиваюсь ходить.
Я: То есть, надо выбирать, когда воды не много не мало?
П: Да, надо следить на уровнем воды. На полив могут открыть, там поток хлынет.
Я: А как дальше расти, вопрос?
П:  Не знаю, это надо постоянно каждый день тренироваться, на другой воде. На Чу, это вообще... это криминал, вы сразу пошли туда... опыта никакого, ничего нет и сразу... Это вам повезло, что вы до оленей дошли.
Я: Угу.
П: Это вам повезло.
Я: Ну, согласен. Там после бочки опасно было, река вниз тянет.
П: Меня три раза откачивали. Вот откачивали.
Я: Хорошо, что было кому откачивать.
П: Это было на соревнованиях.
Я: Там были люди, которые смотрели, могли спасти?
П: Да, там страховка была, все дела. А вы вдвоем , без страховки что ли?!..
Я: Ну да.. а что такое “страховка”? Даже не знаю что это. “Страховка” это когда люди на берегу стоят?
П: Ну да, там с веревками, чтобы подать, если что.
Я: А, нет, без страховки, получается.
П: А Паши не было  вами?
Я: Нет, Паши не было. Только я и мой друг.
П: Много людей тонут на рафтинге.
Я: Не встречал новостей, что на рафтинге тонут. Обычно, только про альпинистов пишут...
П: Повезло что вы не утонули. Ну, в бочке крутило бы, чтобы бы вы сделали?
Я: Есть же методы выхода из бочки? По дну там...
П: Тимур, у вас опыта нет, что вы сделаете? Спасжилеты были?
Я: Один раз да, второй раз забыли.
П: Вы отчаянные, оказывается, ребята, без спасжилетов пошли. А лодка какая у вас?
Я: Обычная китайская, Intex 2.
П: Рыбацкая, что ли? Так она же воды набирает.
Я: Мы останавливались, сливали воду и дальше плыли.
П: Там же специальная лодка нужна.
Я: Ну да.. ну это мы потом узнали.
П: Ну, это второй случай за мою жизнь (я молодой), первый это Паша один был на рыбацкой лодке, и вот вы. Отчаянные вы ребята... А там ведь ниже, еще сложней... А россиян, с вами не было?
Я: Нет, мы сами.
П: И ни разу до этого не ходили нигде?
Я: Нет.
П: Ребят, зря вы так, конечно, зря. Минимум вам лет пять надо тренироваться, чтоб в Боом соваться. А так.. новички, типа вас, клиенты, первый раз перевернемся.. кто маму зовет, кто еще что. Перевернемся, обычно убегают люди. А у вас нервы железные, видимо.
Я: Не, не железные. Но, как бы это.. интересно было, все равно. После этих переворотов, подумали, что надо с профессионалами проконсультироваться.
П: А как вы до оленей дошли? Вы должны были раньше перевернуться, перед металлическим мостиком. Я сам там переворачивался.
Я: Не знаю. Может воды мало было, поэтому не перевернулись? Мы 8 сентября ходили.
П: А, 8 сентября ходили? А, но тоже опасно.
Я: А если бы воды больше было бы, то пораньше перевернулись бы?
П: Вы бы, наверняка, утонули бы.
Я: А.. все понял, понял. Ну значит.. Бог миловал.
П: Опасно, ребят, это опасно. Можете плавать, но только в безопасных местах и на профессиональной лодке.
Я: Понятно.

P.S. Вспоминаю, что когда переплывали Иссык-Куль на “пляжном” катамаране, один яхтсмен профессионал (Юра на тримаране), тоже говорил, что “вам просто повезло”, что все кончилось благополучно. Мы ему не поверили. А вот с рафтером,  соглашусь.

Бишкек, 9 октября 2018 года.
Автор: Сыдыков Т.А.
Рецензия и отзыв: Базаркулов Э.А.

Термины.

Рука;в — сформировавшееся отдельное русло реки со всеми свойственными речному руслу особенностями морфологического строения, обычно вновь впадающее в ту же реку ниже по течению.

Слив
Слив (водослив, водоскат, водопад) образуется потоком воды, стекающей с одиночного обливного камня, гряды камней или ступеньки в русле. Трудными для прохождения являются крутые высокие сливы (более 45°), сравнимые по высоте с длиной судна. Самые красивые, но в тоже время и опасные - водопадные сливы, когда масса воды отвесно падает со значительной высоты (иногда с десятков метров). Сами по себе встречаются редко, практически всегда в сочетании с другими препятствиями – валами и бочками.

Порог
Порог – это сочетание различных препятствий (валов, бочек, надводных и подводных камней). Пороги формируют участок реки повышенной сложности, иногда превращаясь в каскады – последовательное сочетание нескольких порогов. Наиболее трудная для сплава и рискованная для участников разновидность – каскады в каньонах, где поток заключен в отвесные скальные стены, что создает массу специфических препятствий повышенной сложности и затрудняет обеспечение и страховку прохождения.

Бочки
Бочки - пенные ямы, котлы - образуются в месте падения воды с крутых сливов. Их главная опасность в сильной вертикальной циркуляции, порождающей встречный ток воды по поверхности бочки. При прохождении такого участка лодка погружается в пенный котел, противоток тормозит движение судна, а поток воды, падающий со слива, с большой долей вероятности может его перевернуть.

Валы
Валы – это стоячие волны, неподвижные относительно берегов. Они образуются при токе воды в пологих сливах, обычно в виде дорожки из нескольких валов. Стоит избегать встречи с мощными крутыми валами с пенным гребнем на вершине – высота таких волн в реках с большим расходом воды может достигать трех и более метров.