Девероизация знания. Семантический детектив. Ч. 2

Ирина Леонидова
Представленные ниже (под цифрами 2 и 3) материалы философского и академического словарей преподнесли не меньший, если не больший сюрприз (о чем минуты назад мы говорили как о невозможном): объединили понятия «вера» и «знание» в одной словарной статье (?!). Причем первый определяет в слове «вера» целых три лексических значения, а второй – два, хотя и не разделяет их формально.   

Под цифрой 2 –
Современный философский словарь под общей редакцией доктора философских наук, профессора В.Е.Кемерова, 2004 год издания:

ВЕРА   
1. Духовная способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия "естины"), мистически пребывать в средоточии познаваемого предмета и интуитивно постигать сущности.
2. Способность человека признавать адекватность своих чувственных образов воспринимаемым вещам и явлениям.
3. Оценивание высказываний и иных форм опосредованного знания как истинных без достаточных логических и фактических обоснований.

Судя по представленным определениям, "интуитивное знание" (1), «знание» (2) и собственно «вера» (3)  - родственные понятия. Комментарии излишни...

И - последняя надежда на здравый смысл:
словарь под номером 3 -
Энциклопедический словарь под редакцией доктора философских наук А.А. Ивина, 2006 год издания:

ВЕРА   
Глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящиеся без них. Вера позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.
Своей непосредственной очевидностью и нерасчлененностью ведущего к ней пути вера близка к интуиции. Как и интуиция, вера субъективна. В разные эпохи предметом искренней веры были диаметрально противоположные воззрения: то, во что когда-то свято веровали все, спустя время большинству представлялось уже наивным предрассудком.

Автор словарной статьи рассматривает для слова «вера» только одно, уже знакомое нам "традиционное" определение («… без критики и обсуждения»), но в тексте объяснения сближает понятия «интуиция» и «вера», указывая на спорную субъективность интуиции. 

В итоге, по содержанию предложенных текстов современных толковых словарей, отобранных по объективным критериям для уточнения актуального лексического значения  слова «вера», очевидно, что их авторы в любом случае выбирают позицию, мало способствующую «отделению зерен от плевел».

Если же говорить напрямую - речь идет о многовековом неусыпном стремлении определенных социальных объединений поднять авторитет веры (в первую очередь религиозной) до уровня знания, и не просто знания, а абсолютного - интуитивного. 

Вот так – из АНТОНИМОВ в СИНОНИМЫ.

В опыте автора данной статьи   и н т у и ц и я   (в Агни-йоге – чувствознание)  –  это возможность получения информации с тонких планов проявленности человека в мире, через особые ощущения. Это механизм, позволяющий перейти от чувственного и осмысляющего познания плотного мира к интуитивному – тонкого. Форма и способ восприятия тонкого мира – это особое медитативное состояние. В результате - беспредпосылочное и неопосредованное знание, равное ИСТИНЕ. [Подробнее: И. Леонидова.- Горняя рейтинг-йога - как она работает; Другое знание и критерии его истины. – Проза.ру]
   
«Исторически этот непосредственный мистический опыт, получаемый в откровении, т.е. сверхчувственном [интуитивном] озарении, незамедлительно был «приватизирован» духовенством [вероятно, воинам, земледельцам и ремесленникам было не до того)», объявлен божественным способом познания «и, ожидаемо, выдвинул религиозное познание на уровень открывающего истины. Благодаря этому, в ряде религиозных систем, в частности, в христианстве, вера занимает центральную мировоззренческую позицию, но в целом имеет очень различные оценки своего влияния на жизнь человека и общества: то, во что когда-то свято веровали все, большинству представляется уже наивным предрассудком; догматы веры [«законсервированное» «знание» - И.Л.] предлагаются разуму как аксиомы – сами не подлежащие ни доказательству, ни критике, но претендующие на основу для цепочки логических умозаключений…» [Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983]   

Однако существует непреодолимое препятствие, исключающее все претензии религии на владение и распоряжение истиной – это безнравственность церкви, несмотря на декларируемые заповеди. Понятие истинной нравственности, в отличие от принятой обществом морали, является плодом интуитивного познания."На самом деле мы всегда ведаем, что творим". Невозможно владеть истиной и оставаться безнравственным. Агни-йога соотносит нравственность с основными законами Вселенной… Сократ и следом Платон также считали истинное (интуитивное) знание источником нравственного совершенства.

Безнравственность – это отказ от ИСТИНЫ.