ЖЕЛЧЬ
В Интернете появилось слишком много критических статей относительно наших неудач в Космосе. То наши злоумышленники просверлили дырку в корабле «Союз», то они же – взорвали при старте ракету с новым кораблём, летевшим к МКС. Причём злорадствуют - именно те, кто понятий о космонавтике не имеет!
А я – имел! С 1969 – по 2002 год! И знаю – гораздо больше всех этих крикливых интернет-дилетантов!
Я знаю, что наша пилотируемая космонавтики – на порядки надежнее той же хвалёной американской.
Я знаю, что за всё время полётов в космос по вине, если можно так выразиться, раздолбаев, у нас погиб – только один космонавт: Владимир Комаров.
Это было в апреле 1967 года. Мы серьёзно отставали от американцев в лунной программе, у которых уже была ракета «Сатурн-5», а мы никак не могли довести до необходимого ума нашу Н1 – «Геркулес».
Чтобы не потерять темп, хотели использовать запасной вариант на основе ракет «Протон». Запустить по очереди – две: одну – с пилотируемым кораблём «Союз», специально созданным для полётов к Луне, а другую – с лунным модулем. Они встречаются на околоземной орбите, стыкуются, и летят к Луне.
У нас теоретически был шанс обогнать американцев и облететь с людьми Луну осенью 1967 года, учитывая пожар на «Аполлона-1» во время предполётных тренировок, и гибель трёх американских астронавтов. После этого испытания «аполлонов» приостановили почти на два года. У нас был Шанс, но корабль «Союз» был ещё слишком сырым, и запуск Комарова в максимальной степени являлся рискованной авантюрой.
На следующий день после старта «Союза-1» должен был состояться полёт трёхместного корабля, с последующей стыковкой на орбите, и переходом двух космонавтов – в «Союз-1», к Комарову.
Но… Сразу после запуска «Союза» с ним начались серьёзные проблемы, второй запуск отменили, а Комарова решили срочно возвращать на Землю…
Не получилось… Комаров погиб, и пилотируемые космические полёты у нас - тоже остановились на полтора года. У американцев осенью 1968 года испытывался пилотируемый «Аполлон-7», а у нас - «Союз-3» с космонавтом Береговым. Отставание от американцев увеличилось ещё больше, и с этим пришлось смириться…
Теперь - о корабле «Союз-11», экипаж которого проработал на первой нашей орбитальной станции «Салют» - почти месяц, и погиб при возвращении на Землю. Погиб из-за ошибочного срабатывания на слишком большой высоте клапана, выравнивающего атмосферы в корабле и за бортом.
После гибели космонавтов клапан достали из корабля, и подвергли всевозможным проверкам.
Всё – нормально!
На заводе, где я тогда работал, и где делали эти самые клапаны, несколько их партий подвергли жесточайшим испытаниям.
Ни одного отказа!
Это была - никакая не халатность, а некое роковое и необъяснимое стечение обстоятельств…
Теперь поговорим об американцах.
В конце января 1967 при испытаниях корабля «Аполлон-1» заживо сгорели три американских астронавта. Дело в том, что в целях экономии денег и упрощения конструкции атмосферу корабля сделали из чистого кислорода, в котором горит даже вода… Случайная искра – и трагедия…
Раздолбайство хвалёных американских конструкторов?..
После пожара корабль дорабатывали почти два года. Ничего не поменяли, только содержимое корабля сделали негорючим…
Шаттл «Челленджер», взорвавшийся при старте, был конечной стадией чей-то оплошности, которая погубила семь человек…
Шаттл «Колумбия» сгорел в атмосфере Земли при возвращении из космоса, потому что по чьей-то вине при старте отпало несколько теплозащитных плиток… Ремонт корабля в космосе - не предусматривался…
Ещё семь человек… Прежде всего – потому, что у кораблей не было систем спасения экипажей при возникновении аварийных ситуаций…
Семнадцать погибших американских астронавтов – против одного нашего Комарова. А было бы - двадцать, если бы по чьей-то халатности бак с кислородом взорвался не у «Аполлона-13», а у «Аполлона-8»… Экипаж «Аполлона-13» спас своими двигателями и энергетикой лунный модуль… Если бы подобная авария случилась с «Аполлоном-8», у которого не было лунного модуля, сейчас между Землёй Луной летал бы железный гроб с тремя жертвами Космоса…
Недавняя авария ракеты «Союз» и чёткое срабатывание системы аварийного спасения экипажа ещё раз после подобной же ситуации в 1983 году доказывают надёжность нашей пилотируемой космонавтики. Главное – люди!
Кстати говор, на нашем «Буране» тоже предусматривалась установка система аварийного спасения. Но «Буран» с экипажами так и не полетел…