Сарматы

Равиль Байбурин
С древних времен народ этот был окутан ореолом таинственности.
 Сарматские тяжеловооружённые всадники стали прообразом средневековых рыцарей.
 «Отец истории» - Геродот - называл сарматов «ящероголовыми».
Есть версия, что часть сарматов, нанятых на службу римской империи, была направлена в Британию, положив начало легенде о короле Артуре и его рыцарях круглого стола.
 В старину польская шляхта вела свою родословную от сарматов, называла себя их прямыми потомками.
Великий Ломоносов считал, что именно от них – от сарматов - произошли славяне.
 
* * *

  Сарматы появились на исторической сцене в VII веке до нашей эры в районе степи, расположенном к востоку от Дона и к югу от Урала.

Народ, зародившийся в уральских степях, постепенно переместился на запад под напором агрессивных азиатских соседей.
На новом месте кочевников ждал обильный и относительно свободный от конкурентов край.

На протяжении столетий сарматы жили в относительном мире со своими западными родственниками и соседями — скифами.
В III веке до нашей эры или немногим ранее сарматы перешли через Дон и атаковали скифов, населявших северное побережье Чёрного моря (Понт Эвксинский).
Вскоре, как писал Диодор, «большая часть этой страны превратилась в пустыню».
Уцелевшие скифы ушли в Крым и Бессарабию, оставив свои пастбища пришельцам.

На территории Украины сарматы занимали Причерноморские степи между Доном и Днепром, и часто проникали аж до Южного Буга и Дуная.
 А пришли они в наши степи из Поволжья и Приуралья.

 Этот кочевой народ, сумевший около 600 лет удерживать обширную территорию, доставляя немало хлопот соседям…

* * *
         
  Название «сарматы» происходит от иранского слова «саоромант» - «опоясанный мечом».

Кто такие сарматы и кто их предки?

 Они произошли из когда-то единого индоевропейского народа.
Постепенно из этой общности выделилась ираноязычная группа. А внутри неё образовалась северная скифская ветвь. Вот к ней и принадлежали сарматы.
То есть сарматы – родственные со скифами ираноязычные племена.

 Они были высоки, красивы и светлоголовы.

Сарматы никогда не составляли единую народность. Они были разделены на несколько племен.
 Их названия известны благодаря античным источникам, когда имена степняков вселяли трепет и ужас в мирных оседлых соседей.

Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной.
Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса «савроматами». Это в переводе с греческого означает «ящероголовые».
 О «савроматах» писали и другие античные авторы – Гиппократ, Скилакс, Скимн,  Публий Овидий Назон, Помпий Мела, Плиний Младший.
И только с II века до нашей эры закрепляется имя «сарматы» (с лёгкой руки Клавдия Птолемея – александрийского географа, математика, асторонома).
Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.
 В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племён, наиболее известными из которых были роксоланы. Их название переводится из иранских языков как белые аланы.
Их-то позднее и принял Ломоносов за предков русов.
В период, когда сарматы впервые появились на исторической сцене, они населяли земли, прилегающие к восточным границам Скифии.

•    Как утверждал Геродот:

«За рекой Танаисом уже не скифская земля: первый из тамошних участков принадлежит савроматам, которые, начиная от угла Меотийского озера, занимают пространство на 15 дней пути к северу, на котором не растёт никаких деревьев, ни диких, ни насаженных».

•    Другой греческий автор, Гиппократ, также помещал сарматов в земли, примыкающие к Азовскому морю.

•    Согласно Страбону, то, что находится за рекой Танаис, известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна».

• Согласно легенде, сарматы произошли от союза амазонок со скифскими юношами:

   Греки, стремясь колонизировать богатые причерноморские степи, долго и безуспешно воевали с амазонками. Однажды они одержали победу, взяли в плен немало воительниц и решили отвезти их в Элладу, чтобы там вступить с ними в брак. Когда парусники вышли в Чёрное море, греки стали бурно отмечать свою победу. Воспользовавшись этим, амазонки перебили своих победителей. Однако степные воительницы не знали морского дела, поэтому скоро ветер выбросил их корабли на заселённый скифами берег Меотийского озера (Азовское море). Ступив на землю, амазонки захватили табуны скифских коней, разгромили местные стойбища, некоторые скифские городища. Скифские цари послали им на встречу отряд молодых воинов. Но сражение между амазонками и молодыми скифами не состоялось: оба лагеря сошлись и мирно вступили в брак.

•    Вот что мы читаем у Геродота  по этому поводу:

«О савроматах же рассказывают следующее. Когда эллины сразились с амазонками, тогда, по преданию, эллины, победив в битве при Фермодонте, отплыли, везя на трех кораблях столько амазонок, сколько могли взять в плен, а те перебили мужей, напав в море.
С кораблями же они не были знакомы, не знали, как пользоваться кормилом, парусами, и не умели грести; и после того, как они, напав в море, перебили мужей, их носило волнами и ветром. И прибывают они к берегам Меотийского озера — к Кремнам. А Кремны находятся на земле свободных скифов. Здесь, сойдя с корабля, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив первый же табун лошадей, они похитили его и верхом на лошадях начали грабить страну скифов.
Скифы же не могли понять, в чём дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины.
Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, а уклоняться; когда же те остановятся, они должны, приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети.
Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом.
Амазонки же в полуденный час расходились по одной и по две... Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь.
И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришёл на то же самое место и привёл другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведёт другую.
Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришёл на то же место, и другого привёл, и нашёл амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок.
А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея женой ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин.
А после того, как они поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: «У нас есть родители, есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем жить, уйдя к своему народу: нашими жёнами будете вы, и никакие другие женщины».
Они же на это сказали следующее: «Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи. Мы стреляем из лука, мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но, оставаясь в повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда.
Так вот, мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите, чтобы мы были вашими жёнами и чтобы мы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернётесь, будем жить сами по себе.
Юноши послушались и выполнили это. Когда же, получив полагавшуюся им часть имущества, они вернулись назад к амазонкам, женщины сказали им следующее:
«Мы в страхе и опасении, следует ли нам жить в той самой стране, где мы и лишили вас ваших отцов, и сильно опустошили вашу землю. Но так как вы желаете иметь нас своими жёнами, то сделайте вместе с нами следующее: давайте уйдём из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послушались и этого.
Перейдя Танаис, они прошли к востоку, на расстояние трёх дней пути от Танаиса и на расстояние трёх дней от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в эту местность, в которой они теперь обитают, они заселили её.
И с того времени жёны савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей; они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.
Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нём издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьёт мужчину из числа врагов».

* * *

Главная особенность сарматского общества – ведущая роль женщины.
Влияние женщин в сарматском обществе было столь велико, что некоторые древние авторы называли сарматов «гюнайкократуменами» («женоуправляемые», управляемые женщинами).

Их общественный строй можно определить как гинекократию – аристократический матриархат.
 Женщины занимали все верховные должности.
 Они же руководили походами и добывали силой оружия главные ценности того времени – провизию и лошадей.
 
•    Один из греческих мудрецов дал этим представительницам «слабого пола» такую характеристику:

«Они не знакомы с законом, не признают никаких царей, даже великих, своим имуществом считают то, что взяли с поля боя, а в душе не имеют ничего, кроме дерзости, дикости и жестокости. Они мастера метать дротики и добивать противников короткими мечами».

Геродот сравнивал их с амазонками.

Среди сарматских женщин выделялись:
-    воительницы,
-   жрецы и
-   царицы.

Сарматские женщины одевались как мужчины.
 Они лихо скакали на конях, ловко пользовались арканом, копьём, мечом, луком со стрелами.

У сарматов существовала своего рода женская армия, служба в которой была обязательным этапом в жизни всех девочек 14 - 15 лет.
После победы над 3-мя врагами девушки могли выбирать:
-   остаться «в строю» и погибнуть в битве или
-   перейти в другую возрастную и социальную категорию, то есть выйти замуж.
Женщины постарше вместе с мужчинами в набегах не участвовали, - они занимались хозяйством, растили детей.

•    Псевдо-Гиппократ:

«В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трёх неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестаёт ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо ещё в раннем детстве матери их, раскалив приготовленный с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие соков переходит в правое плечо и руку».

Исследователи объясняют столь воинственный образ сарматок тем, что, когда их мужчины уходили в длительные военные походы, женщины сами охраняли стада и имущество. Для этого они могли создавать специальные женские отряды.

Геродот рассказывал, как женские конные отряды совершали сокрушительные набеги на греческие города в Средней Азии и Балканах.

Историк II века нашей эры Полиен в своей книге «Военные хи¬трости» рассказывал о царице Амаге, жене Медосакка - царя сарматов, живших на Понтийском побережье.
Видя, что супруг пьянствует, она взяла власть в свои руки и стала во главе войска, сражавшегося со скифами.
Она потребовала от скифов прекратить набеги на союзный Херсонес.
Скифский царь отверг предложение о мире.
Тогда Амага сама отобрала 120 человек «сильнейших ду¬шой и телом». Дала каждому по три лошади. И, проскакав с ними за сутки 1200 стадий (более 200 километров), внезапно по¬явилась в ставке скифов. И перебила всех охранявших её стражников.
Амага стремительно ворвалась во дворец. Она убила царя вместе со всеми родственниками и друзьями за исключением одного сына. Того заставила подпи-сать договор о «вечном мире» с эллинами и сарматами.

 Впоследствии,  когда  на  основе  сарматских  племён  возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли.
Сарматское общество стало патриархальным…
 
* * *

Сарматы – это народ воинов-конников, хорошо вооружённых и храбрых.
Они отличались своей агрессивностью и воинственностью.

         Кто такие сарматы в качестве солдат?

Сарматы  были  очень  ловкими  воинами.

      Их арсенал состоял из:
-    Изогнутого короткого лука.
Стрельбу из него сарматы, в отличие от многих народов вели по-«скифски». Они натягивали тетиву не к груди, как другие, а к плечу и стреляли с одинаковой ловкостью, как с правого, так и с левого плеча.

•    Овидий говорил о сарматах:

«...Их сила в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем усталости коне».

Лук вместе со стрелами носили с левой стороны у пояса в кожаном футляре.
В колчан обычно вкладывали пять стрел.
-    Короткого железного меча (известного как акинак) или длинного (от 110-ти сантиметров до 130-ти  сантиметров) меча.
 Реже использовались:
-    Длинные пики.
Широким ремнём пика прикреплялась к шее лошади, нижний её конец при помощи петли держался на крупе коня. Всадники держали его двумя руками и направляли в нужную сторону. На скаку такая конструкция приобретала невероятную пробивную силу, пробивая сразу двух человек со щитами и в латах.
-   Длинные тяжёлые копья.
 Его длина составляла 3 и более метров (до 4,5 метра), и держать его приходилось уже двумя руками.
Пробивная мощь всадника с таким копьём была чрезвычайно велика.
При первом ударе конник мог «нанизать» на копьё несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч.
-   Боевые топоры.
Также есть свидетельства античных историков о популярности у кочевников:
-    пращей и
-    лассо.

Тацит и Страбон отмечали, что сарматы применяли небольшие плетёные щиты обтянутые кожей. Но особого значения они не имели. Это было связано с тем, что в ходе длительного времени сарматам удалось создать достаточно надёжные, удобные и искусно изготовленные защитные доспехи.
Металлические доспехи существовали у сарматов в виде чешуйчатой брони.
Принцип её изготовления достаточно хорошо известен по сохранившимся изображениям и описаниям.
Особенно точно и подробно рассказывает о таких доспехах Гелиодор.
По его словам, они состояли из медных и железных чешуек, нашитых на холст или кожу рядами, так что чешуйки одного ряда, прикрывали до половины чешуйки другого, не оставляя промежутков.
 Такой панцирь выдержи¬вал удары мечом и копьём даже в ближнем бою.
Не только всадник, но и его конь были с головы до ног одеты в такую броню, которая благодаря своей гибкости не стесняла движений и плотно прилегала к телу.
На ноги иногда надевали, помимо брони, металлические поножи.
 А голову прикрывали шишаками (шлемами), чаще всего из бычьей сыромятной кожи с металлическими полосами.

Войско сарматов состояло из лучников и обоза, к которому причислялись пешие воины (копейщики).
При этом главным родом войска была лёгкая конница.
 Огромное преимущество перед римской конницей давало сарматам использование стремян. Благодаря им они крепче держались в седле (правда, сарматские стремена были, как правило, не железные, а кожаные).
Атака представляла собой нападение большой группы всадников, на всем скаку обстреливавших противника из лука.
В первые века нашей эры у сарматов получает распространение тяжеловооружённая конница катафрактариев.
Построенная в тесном строю, эта конница прорывала любые построения и при массированном кавалерийском ударе не знала себе равных в степях Евразии.
И когда она наступала сомкнутым клином, против неё не могло устоять ни одно войско.

Тацит замечал, что остановить напор сарматской кавалерии можно было только на пересечённой или заболоченной местности.
Или же при неблагоприятных для конницы погодных условиях.
 К примеру, в дождливый день, когда сарматские кони могли поскользнуться под тяжестью закованного в броню всадника.

Достаточно часто сарматы применяли тактику набегов, основной целью которых было обогащение. В то же время мощное нашествие многочисленного конного войска приводило к деморализации подвергшихся нападению.
 Как правило, после таких нападений сарматы заставляли побеждённых выплачивать дань.
Тацит отмечал внезапность и неожиданность таких набегов, особый способ метания дротиков, виртуозность набрасывания арканов на противника. Использование оригинальной тактики переменного боя, когда конные сарматы, оставив лук, врезались в строй противника копьями.
В военных походах каждый сармат использовал не менее 2-х коней. Особенно важно это было в длительных набегах.

•    Аммиан Марцеллин свидетельствовал:

 «Они преодолевают огромные расстояния, когда преследуют врага или бегут сами, сидя на быстрых и послушных конях, ещё и каждый ведёт в поводу запасного, чтобы, пересаживаться с одного на другого, сберечь силы коней и, давая отдых, восстановить их бодрость».

* * *

       Сарматы пребывали на стадии военной демократии.
Античные народы упоминают сарматских вождей, царей и дружинников.

По мнению древних авторов, сарматы «составляли одно племя, но разделённое на несколько народов с ранними названиями».
В политическом отношении сарматская орда (Сарматия) была конфедерацией нескольких родственных племён:
 -   языги,
-    роксоланы, 
-   аланы (или асы, «ясы» нашей летописи, предки осетин).

Античные историки и географы, пытавшиеся объяснить, кто такие сарматы, отмечали, что у этого народа не было института рабства.
 Все люди у них обладали личной свободой.
Вождями у степняков избирались самые прославленные воины.

Особую роль в жизни сарматов, как впрочем всех кочевых племен, играла война.
Сами условия и образ жизни способствовали образованию военизированного общества.
Многие авторы отмечают храбрость и воинственность сарматов, называют их «неприступными варварами», «свирепые видом и голосом, обросшие волосами и бородой, они — живое подобие Марса».
Сарматские племена можно назвать «народ войско», так как все мужчины были воинами.
Кочуя с места на место, они сражались за пастбища. Достаточно часто совершали набеги с целью грабежа.

Античных авторов военные обычаи сарматов поражали чрезвычайной дикостью и жестокостью.

•    Геродот свидетельствовал:

«...С черепов убитых неприятелей они снимают кожу и, выделав её, привязывают к поводьям своих лошадей как доказательство своей храбрости; черепа же отделывают, иногда украшают золотом и употребляют как чаши».

По мере продвижения сарматов на запад роль войны в их жизни значительно возрастает.

В I веке нашей эры сарматы оставили особенно заметный след в истории, совершив несколько успешных набегов на своих оседлых соседей.
Вторгшись в Малую Азию, кочевники опустошили земли, населённые парфянами, индийцами и армянами.
Одновременно другие сарматские племена грабили дунайские провинции Римской Империи: Паннонию и Мезию.
Затем сарматы прошли дальше по нижнему течению Дуная и закрепились на Венгерской равнине.

Готы и гунны положили конец владычеству сарматов в Северном Причерноморье.
 Но их последняя волна – аланская орда – докатилась до Балтики, Испании и Северной Африки. Правда, уже в союзе с другими варварами, вандалами и свевами.

* * *

А)  Основным занятием сарматов было кочевое скотоводство:

• разведение лошадей;
• овцеводство;
• разведение крупного рогатого скота.

•    Страбон отмечал:

 «Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимой в болотах возле Меотиды, а летом на равнинах».

 Надо отметить, что даже в сравнении с другими кочевыми народами, сарматы выделялись высокой подвижностью.
В значительной степени это объясняется составом сарматских стад.
Наиболее распространёнными животными в них были лошади и овцы (крупного рогатого скота, вероятно, было немного).
 Интенсивность перекочевок была настолько высока, что в течение года сарматы совершали по существу замкнутый цикл по территории своих огромных владений. И овцы и лошади относятся к числу тех животных, которые, совершая такое «путешествие», не утрачивают веса и жизненных сил.
Пожалуй, невозможно переоценить роль лошади в жизни сарматов. Она была для них всем.

•    Об этом прекрасно свидетельствовал Тацит:

 «Удивительно, как доблесть сарматов лежит как бы вне их самих».

 Конь был верным другом и в боях и в повседневной жизни.
Он спасал хозяину жизнь в сражениях. С его помощью выпасали скот. К тому же лошади обладали прекрасным свойством добывать пищу из-под снега.
Благодаря лошади сарматы имели пищу, питьё, одежду.
Как у многих кочевников, сарматские лошади не отличались внешней красотой и стройностью - невысокий рост, большая грубая голова на короткой шее и короткая, но крепкая нога.

•    Но они, по словам Овидия:

 «...Способны к любым долгим скачкам».

Прекрасно описал качества этих лошадей воевавший с сарматами Ариан.

•    Он утверждал, что этих:

 «...Коней сначала трудно разогнать, так что можно отнестись к ним с полным пренебрежением, если увидеть, как их сравнивают с конём фессалийским, они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно увидеть, как тот резвый, рослый и ретивый конь выбивается из сил, а эта лошадёнка сначала перегоняет того, а потом оставляет далеко позади».

Б)  Сарматы знали ремёсла:

• ткачество;
• оружейное дело;
• кузнечество;
• бронзолитейное дело;
• кожевенное дело;
• деревообрабатывающее дело;
• гончарство;
• прядение.

В)   Занимались они также  охотой и рыболовством.

Г)  Часть сарматов вела оседлый образ жизни, и занималась земледелием на равнинах и долинах рек Дона, Днепра, Дуная.

Д)   Большое значение в их хозяйстве имела торговля.
 Торговали они с греческими городами Причерноморья, Китаем, Индией, Ираном, Кавказом.

* * *

Основным жилищем сарматов являлись кибитки, изготовленные из войлока и поставленные на колёса.
Жилища сарматские представляли собой остовы из жердей, покрытые шкурами или войлоком. Такая конструкция устанавливалась на 4-х- или 6-ти колёсные повозки. В них запрягали по несколько волов.
О таких повозках упоминал Эсхил.
Он называл их «скрипучими телегами, влекомыми волами».

Сарматы жили питаясь мясом и молоком.
 
Отличительной чертой их наружности были длинные рыжеватые волосы.

Римский историк Аммиан Марцеллин (2-я половина IV века) находил внешность сарматов «симпатичной», даже несмотря на то, что «свирепостью своего взгляда они внушают страх, как бы они ни сдерживались».
 
•    Помпоний Мела писал:

«Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждаютотступающие или преследующие враги».

Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках.

•    Как сообщал  греческий  географ  конца  I века  до  нашей  эры  —  начала  I  века  нашей  эры  Страбон:

 «Кибитки  номадов (кочевников)  сделаны  из  войлока  и  прикреплены  к  повозкам,  на  которых  он и  живут,  вокруг  кибиток  пасётся скот,  мясом,  сыром и  молоком  которого  они  питаются».

•    Аммиан Марцеллин писал:

«В них мужья спят со своими жёнами, в них рождаются и вскармливаются дети».

Зиму сарматы проводили на южном крае степей, неподалёку от Чёрного и Каспийского морей, в районе устий Дона, Днепра и Волги.
Весной они откочевывали на север.

Одежда сарматов была во многом схожа со скифской.

Мужчины носили:
-    Кожаные куртки, подпоясанные ремнём, который застёгивался фибулами (застёжками).
-   Длинные просторные шаровары и
-    Короткие сапоги из мягкой кожи .
-    Сверху надевался плащ, застёгнутый фибулой на левом плече.
 -   На голове островерхие войлочные шапки (башлык).
Одежда знатных и богатых сарматов расшивалась золотом и жемчугами, украшалась золотыми бляшками.
Знатные представители общества носили золотые и серебряные гривны, золотые браслеты, золотом и серебром были украшены их пояса.

Многие сарматские украшения — настоящие шедевры ювелирного искусства.
Часть из них выполнены в полихромном стиле, когда в золотых и серебряных изделиях использовали вставки драгоценных и полудрагоценных камней: бирюзы, граната, рубина, сердолика.

Женщины носили:
-    Длинную одежду - платье с рукавами до запястий, подвязанную поясом и обшитую бисером.
-    Поверх платья носили распашной халат, застёгнутый фибулой на груди.
-    Одежду дополняли восточные шаровары, манжеты которых достаточно часто обшивались бисером.
-   широкие плащи, которые застегивали разнообразными фибулами или на плече, или на груди.
-   Их сорочка была подпоясана в талии.
Головы сарматки покрывали вышитым платком – гиматионом.
На ногах они носили мягкие туфельки, украшенные кораллами и золотыми пластинками.
Свою одежду сарматки охотно украшали вышивкой, обшивали её на рукавах и около пояса мелкими голубыми или зелёными бусинками, а самые зажиточные – позолоченными бляхами.
Знатные сарматки носили золотые серьги со вставками из драгоценных камней. Их причёски часто венчались диадемами. Золотые бусы и ожерелья украшали шею и грудь.

 Все украшения сарматов были изготовлены в «зверином стиле».
Особенностью сарматского звериного стиля является то, что изделия украшали вставки из драгоценного камня и цветной эмали (полихромный – многоцветный - стиль).

* * *

Та система ценностей, которой придерживались сарматы, ставила убийство и разрушение в разряд высочайших доблестей.

•    Аммиан Марцеллин писал об аланах, одном из племён, входивших в состав сарматской орды:

«То наслаждение, которое добродушные и миролюбивые люди получают от учёного досуга, они обретают в опасностях и войне. Высшим счастьем в их глазах является смерть на поле боя; умереть от старости или несчастного случая для них позорно и является признаком трусости, обвинение в которой страшно оскорбительно. Убийство человека – это проявление геройства, которому нет и достойной хвалы. Наиболее славным трофеем являются волосы скальпированного врага; ими украшают боевых коней. У них не найдёшь ни храма, ни святилища, ни даже крытой соломой ниши для алтаря. Обнажённый меч, по варварскому обычаю вонзённый в землю, становится символом Марса, и они набожно поклоняются ему как верховному владыке тех земель, по которым проходят».

 Этому мировоззрению суждено было стать господствующим на протяжении нескольких столетий.

        Характерной чертой мировоззрения сарматов был политеизм.

Степняки были язычниками.
 Большое значение имело обожествление сил природы.
Господствовал культ солнца и огня.
С ним связан и культ Великой богини плодородия – богини-матери (Астарты). Великая Мать являлась воплощением творческой силы природы и благополучия.
 Сильными и беспощадными выглядят богини Гекаэрга (в переводе – Защитница, Лучница, Далеко Стреляющая) и её сестра Опис (Кара, Месть).
Бог-мужчина – Утофарн был опекуном домашнего очага.

 Особое отношение у сармат было к мечу.
Его втыкали в землю, принося ему молитвы как Богу войны.

У сарматов сохранились некоторые пережитки тотемизма. И изображению ряда животных (орла, оленя, барса, волка, медведя) они приписывали магическую силу.
Они верили в целительную силу и охранительные свойства камней, из которых изготовляли амулеты и стеллы. Особой магической силой сарматы наделяли зеркало.

Сарматы уважали божества, живущие в воде (озёрах и реках) и устраивали в их честь специальные праздники.

* * *

Большое значение у сарматов имел культ мёртвых и вера в загробную жизнь.
 
Умершим сарматам в могилу клали всё необходимое в потусторонней жизни.
 Особенностью погребального обряда является катакомбные могилы.
 Над погребением насыпали курган (высотой до 5-7 метров).
Под курганами располагались погребения, часто очень богатые.
Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших.
Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило. Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах.

* * *

  После почти 600-летнего господства, в III веке нашей эры в результате натиска германских племен готов, а позже – гуннов, сарматы сошли с исторической арены.
 И лишь степные курганы сберегают память о народе «опоясанном мечом»…