Анатолий Байбородин

Машин
Ноябрь для Сибири это - зима. Поэтому, когда я вспоминаю о тех двух днях конца ноября 2002 года, которые я провёл в санатории «Сосновка» в пригородной зоне Новосибирска, то вспоминаю их именно как зимнее время. Санаторий оправдывал своё наименование: вокруг стояли великолепные высокие сосны, покрытые бархатом свежего пушистого снега. Оказались мы там вдвоём с красноярским писателем Александром Ивановичем Астраханцевым не с целью отдыха и лечения, а в качестве полномочных делегатов 4-го съезда писателей Сибири от Красноярского края. Надо заметить, что первый съезд писателей-сибиряков состоялся ещё в 1926 году тоже в Новосибирске - в помещении клуба охотников. С той поры минуло 75 лет, а сибирские литераторы собирались на съезды всего лишь в четвёртый раз. Кстати, он пока был последним, ибо и поныне, спустя 16 лет, пятого съезда так и не было.
В общем, событие - почти уникальное. Однако, нас с Александром Ивановичем расселили в разные номера. Почему - не знаю, хотя все приготовленные для 58 делегатов из 12 сибирских регионов номера санатория, по-моему, были двухместными. В моём номере уже кто-то жил. Вернее, спал - крепким богатырским сибирским сном, полностью укутанный в одеяло на соседней кровати. Не сразу, но я дождался-таки, когда сосед проснётся. Из-под одеяла вынырнула лохматая бородатая голова. Мы познакомились: его звали Анатолием. Вскоре к нему в гости заглянули два поэта - высокий худой иркутянин Василий Васильевич Козлов и кругленький невысокий кемеровчанин Сергей Лаврентьевич Донбай. Наши посиделки при свете ночника длились почти до самого утра. Короткая клинышком бородка Козлова, взлохмаченная, словно Байкал в непогоду, голова моего соседа Анатолия и круглоголовый стриженый Донбай зрительно представляли собой очень живописное трио. Все трое говорили вдохновенно, читали по памяти стихи, обсуждали творчество, к сожалению, неведомых мне тогда их общих знакомых. А за окном бушевала метель. Фантастическое впечатление…
С утра начал свою работу съезд. В перерывах между заседаниями мы, уже как знакомые люди, виделись в фойе, обменивались впечатлениями и балагурили, снимая таким образом психологическое напряжение, накопленное в зале заседаний. Фотографировались. Одна из фотографий, а их было немало, сохранилась с той поры. На ней слева от меня поэт Василий Козлов, а ещё левее - мой сосед по комнате писатель Анатолий Григорьевич Байбородин, впечатления о котором у меня сохранились самые яркие из всех моих знакомцев по съезду.
29 ноября 2002 года съезд завершился принятием декларации о создании Ассоциации писателей Сибири - АПС, как инструмента консолидации и конкретный механизм сотрудничества с властью и обществом. Координаторами АПС были утверждены председатель координационного Совета писателей Сибири Владимир Берязев, главный федеральный инспектор в Кемеровской области, член координационного Совета писателей Сибири Валерий Казаков. И делегаты разъехались…
Прошло 16 лет.  Теперь я знаю о своём соседе намного больше, чём, увы мне, знал тогда. Впрочем, некоторые замечательные события жизни Анатолия Байбородина в ту пору ещё и не произошли. Писатель Байбородин - лауреат всероссийских литературных премий «Литературная Россия» (1979), «Традиция» (1995), «Отчий дом» имени братьев Киреевских (1999), имени Василия Шукшина (1999), Большой литературной премии России (2007), третьего международного конкурса литературы имени Алексея Толстого (2009), сибирского и дальневосточного литературного конкурса имени Ушинского (2014), премии имени Петра Ершова (2017); областных — имени святителя Иннокентия Иркутского (1997), губернатора Иркутской области ( за 2002, 2011, 2012 и 2014 годы).
В марте 2018 года первым в истории обладателем премии имени Валентина Распутина стал Анатолий Григорьевич Байбородин. Я полагаю, что это далеко не случайно, ведь ещё в далёком уже 1979 году первый рассказ Байбородина, опубликованный в «Литературной России», вышел с предисловием самого Валентина Распутина. Вот как о творчестве Анатолия Григорьевича пишет такой мастер слова, как мастер слова, как Владимир Личутин: «Анатолий Байбородин в Сибири и в России, может быть, один из немногих, а может, и из самых первых стилистов и знатоков русского слова. Он обладает не только чувством пластики – это тоже сложно дается, – но обладает и музыкой текста. Почему музыка его текстов плавна и переливчата?! Потому что такова и его душа…»
Завершить свой рассказ о давнем моём соседе по комнате, хотелось бы его замечательными словами, с глубоким смыслом которых абсолютно согласен»  «Читайте истинно русскую, истинно литературу, а не поделки от «литературы», вроде детективов и «мыльных опер» в «голубом ящике»... Чтение серьезной, талантливой литературы (не порнухи и чернухи) по духовному, эмоциональному, интеллектуальному воздействию на человека значительно превосходит воздействие зрелищных искусств, ибо при чтении читатель становится соавтором писателя, размышляя над судьбами героев, ассоциативно сопоставляя со своей судьбой, со своими мыслями и переживаниями. При чтении можно остановиться и одуматься, оглянувшись на свою судьбу. Чтение настоящей литературы, что от Бога и народа, крепит душу в любви к Вышнему и ближнему, поучает мудрой, живописной и певучей речи, а это при всякой профессии нелишне».