Один из нас

Владимир Лыгин
                Один из нас

    Он был разным, как и все мы. В мужских компаниях  -  веселым заводилой, которому ничего человеческое было не чуждо. В женских  – галантным интеллектуалом и неистощимым рассказчиком, знавшим ответы на любые вопросы в кроссвордах. 
  Диспетчером службы движения он стал не случайно, а по стечению обстоятельств, когда после трех лет обучения на штурмана в Челябинском лётном училище был списан по здоровью и, как же он без неба, сразу переучился на диспетчера и устроился работать в Уфе, поскольку и родом был из этих мест. Был он среднего роста, загорел и кругл лицом с живыми глазами, острым на язык, от чего любим был далеко не всеми, но этот недостаток нивелировался его отношением к работе.
  Подчиненные диспетчеры, а я узнал его в начале восьмидесятых годов, когда был переведен в смену, где он был начальником – Руководителем полетов аэродрома, уважали его за решительность в сложных ситуациях и то, что когда возникали вопросы, на которые не каждый диспетчер мог сразу, да еще и правильно ответить, он обязательно появлялся за спиной и помогал. Знаниями, авторитетом, просто своим присутствием. Эта его способность находиться всегда рядом в нужный момент удивляла нас и ободряла к грамотной работе по обеспечению безопасных интервалов между самолетами, принятию правильных решений.  Умению короткими, но уверенными командами помочь зайти на посадку экипажам в сложную погоду, поддержать в них уверенность, что все мы, и пилоты, и диспетчеры, все делаем в соответствии с Наставлением по производству полетов, а значит правильно.
   Наверное  это оценило и руководство, поскольку наша смена по итогам работы за год тогда, была признана лучшей сначала в Приволжском управлении Гражданской авиации, а потом и во всем Министерстве Гражданской авиации СССР.
   Почему-то он выделял меня из всех и это я заметил сразу. Некоторые считали его резким, даже   бесцеремонным, за глаза называли Петруха, а ко мне он всегда обращался по имени и рекомендовал, а затем и добился, чтобы меня назначили старшим диспетчером в смене.
  А через пару лет у нас состоялся приватный разговор, который у меня в памяти останется навсегда, как пример умения поступиться собственными интересами, спокойствием.
  В одну из смен, он усадил меня за свой стол и очень серьезно глядя произнес:
  -Володя, мы с тобой прекрасно сработались, многого добились за эти несколько лет, наша смена стала лучшей, а я, честно говоря, за тобой, как за каменной стеной. Ты хорошо делаешь свою работу, знаешь и помогаешь в моей. Начальник Службы движения предложил, а я согласился начать стажировку тебя в качестве Руководителя полетов. Как бы мне не тяжело было расставаться с тобой, как бы не было удобно и легко работать вместе, но я не могу сдерживать твой карьерный рост.
  Конечно, ты можешь всегда рассчитывать на мою помощь.
   
  Это все было сказано таким доверительным и уважительным тоном, что запомнилось навсегда и только добавило моего уважения к старшему по возрасту и должности коллеге.
  Конечно, я понимал и знал всю ответственность предстоящей работы, ведь мысленно всегда готовился к ней, хоть и было мне тогда всего 28 лет, а Руководитель полетов-начальник смены тогда был старший авиационный начальник на аэродроме и отменить его указания или изменить решения не мог никто. Совсем никто. Таковы были правила.
  Через несколько месяцев, возвратившись из Куйбышева, где прошел утверждение на комиссии управления, я встретил его в коридоре, доложил, радостно и вновь услышал очень важные и поэтому запомнившиеся слова:
  -Ты все знаешь и умеешь, но помни, что главное в нашей работе – безопасность полетов и никогда ничего не бойся, если уверен в своем решении. Никогда и ничего.
  На следующий день, а было это 3-го марта 1987 года, я вышел в смену первый раз в новой должности.
  С тех пор прошло много лет и событий. Мой инструктор по истечении возраста пятидесяти лет перешел на работу не связанную с ночными сменами, но всегда, встречаясь – интересовался делами  и на прощание ободрял.
   Наш аэропорт растет и развивается, самолеты разных типов и авиакомпаний прилетают к нам, а диспетчеры, в том числе моей смены, обеспечивают эти полеты.
   Многое изменилось в нашей жизни и работе. Многие коллеги ушли, оставив разную о себе память, но своего наставника Сазонова Петра Ивановича, я буду помнить всегда.

 Памяти моего инструктора Сазонова П.И. (1945 – 2009) посвящается.

  На фото: Сазонов П.И.