Лето всегда с тобой

Александр Хлупин
   Редко удается писать статьи о кино. Видимо, это связано с тем, что, в последнее время, получается смотреть его реже, чем раньше. По целому ряду причин. Но при этом куда более масштабно и вдумчиво. Как говорится – редко, но метко. Наконец-то удалось посмотреть фильм режиссёра Кирилла Серебреникова – «Лето», вышедший на экраны в июне 2018 года.
   Для меня, большого поклонника творчества Виктора Цоя и Майка Науменко, прочитавшего в свое время книги «Виктор Цой» под редакцией Александра Житинского, выпущенную издательством «Новый Геликон»,«Кино с самого начала» и «Майк. Время рок-н-ролла» Алексея Рыбина,а также «Майк из группы «Зоопарк» под редакцией бывшей супруги музыканта Натальи, смотревшего их концерты на видео, а также фильмы «Игла» и «Буги-вуги каждый день», выход картины «Лето» - событие, вне всякого сомнения, значительное.

   «Лето» создавался в крайне непростой период жизни режиссера Серебренникова. Отношение к нему со стороны публики, в свете известного скандала, активно муссируемого в СМИ, скажем мягко неоднозначное. Но на картине сложившееся положение вещей никак не отразилось.

   Фильм повествует о совсем небольшом отрезке истории. Ленинград. Начало 1980-х годов. Уже начал свою работу легендарный рок-клуб, на концерты в который, ввиду бешеного спроса и небольшой вместимости зала, люди прорывались любыми путями, в том числе через окно в общественном туалете. Михаил «Майк» Науменко и его группа «Зоопарк» к этому моменту уже культовые артисты, активно пропагандирующие рок-н-ролл и блюз-рок. А Майк – весьма уважаемая личность в музыкальной тусовке города на Неве, к мнению которого прислушиваются даже строгие комсомольские работники из руководства рок-клуба. Виктор Цой в исполнении Тео Ю и Алексей Рыбин (по фильму он Леонид) в исполнении Филиппа Авдеева делают первые шаги в музыке. Они находят возможность приехать к Майку в исполнении Романа Билыка из группы «Звери», отдыхавшему со своей женой Натальей в исполнении Ирины Старшенбаум и друзьями на берегу Финского залива. Музыканты знакомятся. Песни «Мои друзья» и «Бездельник» начинающих Цоя и Леонида производят на Майка положительное впечатление. Он дает им пару профессиональных советов и придумывает название новоиспеченной группе – «Гарин и Гиперболоиды».

   Позднее, ближе к записи первого студийного альбома «45», продюсером которого Майк уговорил выступить Боба в исполнении Никиты Ефремова (прототип – Борис Гребенщиков), они сменят его на «Кино».

   С этого момента начинается дружба Майка и его жены Натальи с Цоем. Именно эта троица являются главными героями картины. Их общение, совместное времяпровождение за прослушиванием музыки и ее обсуждением, а также внезапная влюбленность Натальи в Виктора и душевные метания в связи с этим обстоятельством Майка проходят красной линией через весь сюжет фильма.

   Но только ли об этом «Лето»? Разумеется, нет. Уникальность картины Серебренникова состоит в попытке зафиксировать слепок того времени – с одной стороны достаточно мрачного и во многом беспросветного, а с другой – яркого, волнительного, наполненного творчеством и попытками его донести сначала друг до друга, а потом и до публики любыми возможными способами. Ведь, несмотря на все запреты и ограничения со стороны властей, творческая молодежь в СССР, особенно в Ленинграде и Москве, всё равно пыталась жить максимально свободно и заниматься тем, чем они сами считали нужным. Конечно, власти и зашоренная общественность не могли спокойно относиться к подобному инакомыслию. Одна из ярчайших сцен по этому поводу в картине – противостояние в электричке, переросшее в подлинное сумасшествие, сопровождаемое песней Talking Heads - «Psycho Killer», спетой Панком, роль которого исполнил Александр Горчилин. Прототипом этого персонажа является легендарный Андрей «Свин» Панов, лидер группы «Автоматические Удовлетворители».
 
   Кроме всего прочего фильму не откажешь в стильности - монохром с редкими цветовыми вкраплениями.

   Будучи картиной о музыкантах, «Лето» наполнено знаковыми композициями того времени. Помимо песен групп «Кино» и «Зоопарк», а также упомянутой «Psycho Killer», в фильме звучат «The Passenger» Игги Попа, «Perfect Day» Лу Рида и Mott the Hoople - «All the Young Dudes». Исполнение каждой композиции обыграно в качестве своеобразного лирического отступления, что придает картине динамичности.

   Что касается актерской игры, то, на мой взгляд, всем артистам удалось создать убедительные образы легендарных личностей. Билык в роли Майка и Тео Ю в роли Цоя, говорящий правда голосом Дениса Клявера вопреки ожиданиям не вызывают внутреннего диссонанса.

   Лирической пронзительности фильму придает тот факт, что главными его героями являются люди, ушедшие из жизни на взлёте своего таланта, явно до срока и вопреки человеческой логике. Цоя не стало в 1990 году в результате автокатастрофы. Майк пережил своего друга ровно на год. Его не стало в 1991 году при так до конца и не выясненных обстоятельствах. Их разделяли восемь лет разницы в возрасте. Цой ушел в 28 лет, а Науменко в 36 лет. При этом Майк, будучи к моменту встречи с Виктором достаточно опытным музыкантом, сразу разглядел в молодом парне творческий потенциал. И как показала жизнь — не ошибся.

   Кириллу Серебренникову и его команде удалось создать одну из самых интересных музыкальных картин последних десятилетий. За два часа экранного времени зрители смогут не только насладиться захватывающим действием, сопровождаемым культовыми песнями, но также почерпнуть важные факты из истории российской рок-музыки. Спасибо за хорошее кино!