Часть 6 человек напротив

Станислав Исмулин
                ЧАСТЬ 6
                «ЧЕЛОВЕК НАПРОТИВ»
                ОСЕНЬ 1987

                В пригородной электричке, когда в вагоне было целое столпотворение, я ничтожно-мелкими шажками шел в сторону тамбура, и внимательно смотрел под ноги, чтобы не упасть. Среди нескольких пар изрядно поношенных ботинок мое внимание привлекли новенькие лакированные пенни-лоферы. Ботинки выглядели великолепно, на них не было ни одной морщинки, а засохшие на коричневой коже капли грязи говорили о тяжком преступлении погоды. Двери поезда открылись и люди ринулись к выходу, нетерпеливо подталкивая друг друга в спину. Чем дольше поезд стоял с открытыми дверями, тем плотнее становилась давка. Едва подойдя к выходу я спотыкнулся, и, чтобы устоять, выставил правую ногу вперед, всем весом наступив на задник одного из лоферов; ботинок как смазанный с легкостью слетел с ноги солидного мужчины и упал между платформой и электричкой - приземлившись точно на нижнюю ступеньку поезда. Народ, толкаясь, стал расходиться, опуская лишь любопытные, но безразличные взгляды.

                Электропоезд тронулся, и уже через минуту мы с хозяином ботинок остались на широкой платформе вдвоем. Это был Феликс. С момента нашей последней встречи прошло около двух лет. Вместо привычных белого халата и медицинского колпака, на нем было надето изящное пальто строгого покроя и шерстяная кепка, поэтому я не сразу узнал его.

         - Вот мы и встретились, дружочек. Не могу сказать, что рад тебя видеть, хотя, должен признаться, встретив тебя десятью минутами раньше я бы обрадовался. Ну и что же мне теперь делать?! У меня встреча срочная запланирована. – озабоченно произнес Феликс и посмотрел на часы. Его лицо обрело задумчивый и растерянный вид. Он посмотрел мне в глаза, затем медленно опустил взгляд на мокрую платформу. Казалось, он пытается принять чрезвычайно важное решение.
         - Ладно, пошли. Только быстро. –  нехотя проговорил Феликс, таким тоном, будто я у него что-то выпрашивал.

          Шли мы не долго. Спустившись с платформы мы перешли железнодорожные пути и оказались около промзоны, огороженной бетонным забором. Пройдя вдоль забора не более полукилометра мы остановились у ржавой калитки, которая с трудом повернулась на окисленных петлях. За калиткой стояла маленькая и совсем уже сгорбившаяся бабушка лет девяносто на вид. Старушка выглядела так, будто на ее шее висела невидимая гиря, которая день ото дня приближает бабушку к встрече с вечностью. Феликс два раза громко прокричал в ухо бабушке, что я с ним. Впрочем, мне показалось, бойкому охраннику совершенно не было до этого дела. С быстрого шага мы перешли на бег, и бежали в сторону кирпичного здания, в котором не было ни одного окна.

         - Какой размер у тебя? – спросил меня Феликс, когда мы вошли в кабинет.

         - Размер чего?

         - Ноги, разумеется.
 
         - Сорок два.

         - Да, ботиночки не свежие, ну ничего, разувайся!

                Я смиренно разулся, и Феликс надел мои разношенные ботинки. Уходя, он велел ждать его в кабинете и обязательно надеть халат.

                В кабинете было одно окно, прикрытое шторой. Аккуратно, как мелкий воришка, я приоткрыл шторку и увидел в цеху около дюжины человек - все они были заняты работой. Я сидел в кабинете около часа, пытаясь понять чем именно они занимаются. Под столом я заметил резиновые тапочки похожие на галоши. Любопытство взяло верх и, всунув в них ноги я тихонько вышел из кабинета, стараясь не привлекать внимание работников. А чтобы показать, что я ничего не собираюсь трогать руками я намеренно убрал их в карманы халата и начал осматриваться.
Как и полагается истинному дилетанту, я медленно передвигался по цеху изучая обстановку с высоко приподнятым подбородком. Я чувствовал на себе тяжелые взгляды людей в белых халатах, но едва я поворачивал голову, как их глаза смущенно опускались на кафель. Вероятно, моя самоуверенность и деловой вид вызывали в них волнение и неловкость.

                Среди коллектива был заметен подозрительный мужчина средних лет, который неустанно следил за мной. Он держался особняком. У него были грубые черты лица и не пропорциональное тело, которые выглядели отнюдь не притягательно. Его маленькая голова плавно передвигалась между белых халатов, словно акулий плавник, преследующий свою жертву. Тем временем я уже дошел до центра цеха, все больше погружаясь в атмосферу этого здания.  В педантичной расстановке оборудования и утвари чувствовался характер дотошного идеалиста, с которым мне не хотелось бы жить в одной квартире.

                Я подкрался к молодому человеку лет тридцати. На его круглом лице, облепленном мелкими угрями, были еще более круглые очки, а немытые волосы блестели под люминесцентным освещением.

        - Любезный! А что это вы здесь делаете? – обратился я к нему. Он вздрогнул и колба, находившаяся у него в руках, упала и разбилась о кафель, а содержимое вспенилось и закипело, как убегающие молоко из кастрюли.

        - Н-н-ни-чего! – ответил круглолицый, и отвернулся от меня.

        - Как же ничего? Нет, если у вас секретное производство, - усмехнулся я, - гостайны мне не нужны. Я интересуюсь общим положением, если так можно выразиться. Так что это за раствор?

        - Вы меня проверяете?

        - Да почему же проверяю, мне лишь любопытно.

        - Вообще это…

        - А не желаете ли чаю? – послышался голос сзади.
 
                Я обернулся. Напротив меня стоял двухметровый человек с узкими плечами и маленькой головой, тот самый, который с жадным интересом следил за мной. Его гусиная кожа на шее была гладко выбрита и покрыта мелкими порезами, словно брился он с яростью и остервенением. – Это наш новый сотрудник, вы не обращайте внимания. Сами понимаете, второй день на работе, все люди разные… - промямлил он и слегка приобняв меня за спину начал уводить в кабинет к Феликсу.

       - Я с Феликсом… - начал было я, но он прервал меня.

       - Знаю, знаю. Он мне говорил о вашей предстоящей встрече. Однако вы молодо выглядите, но это не меняет сути дела. Ведь главное это ваш опыт, верно? Такие люди как вы необходимы науке, да что там науке – обществу. Скажите, как давно вы работаете?

               Я сконфузился, не совсем понимая, что мне следует ответить. Но одно я понял утвердительно – мы говорим о разных вещах, и, вероятно, человек напротив принимает меня не совсем за того кто я есть, точнее совсем не за того.
 
       - Эмм… Полтора года, но я много где поработал за это время.
 
       - Прекрасно, прекрасно. Ну с вашей квалификацией это не удивительно. Да и с чувством юмора у вас все в порядке, как видно. Ловко вы нашего Михаила проверили. В такой ступор его загнали, что он аж колбу с карбидом алюминия – или как он у вас называется? – разбил. Вы пейте чай. Конечно, ввести в курс дела Феликс обещал сам, но по вопросам внутренней безопасности, провести, так сказать, небольшой дискурс имею полное право, если позволите. Хотя этого разговора нам, увы, не избежать.
 
       Человек напротив натянул улыбку, она была нарочито наигранной, и его лицо было больше похоже на маску - лживую и хитрую.

       - Пожалуйста. – уверенно ответил я стараясь держаться непоколебимо.

       - Скажите, а как вы считаете, что такое секретный стратегический объект инфраструктуры? – он сказал это почти шепотом, приблизившись ко мне.

       - Секретный… Это может быть весьма многозначительное понятие, сложно сказать.

       - Ну все же. Первое что ассоциируется со словом секретный объект. Первое что приходит в голову.
 
       - Предположим, это тот объект который остается доступным для узкого круга людей, он хорошо охраняется, в некоторых случаях, возможно, даже ядерной триадой, и расположен вне зоны случайного доступа рядового обывателя.

       - Не совсем. Точнее вы правы, но лишь на половину. Сейчас мы находимся в секретном объекте государственной важности. Это занимательно, и на первый взгляд может показаться неубедительным, но за воротами этого здания сидит бабушка и продает овощи и фрукты, а стена к которой она прислонила свою тележку защищается гэбешниками. Фактически охрана есть, но для обычных людей она предпочитает оставаться в тени. Ну, а для заблудившихся прохожих хватает и несколько заурядных стариков, находящихся по периметру.  Поэтому, надо полагать, что это место самое секретно-доступное. Я понятно выражаюсь?

       - Вполне.

       - По документам, как впрочем и по картам (в том числе и по военным), это маленький алюминиевый заводик. Он, собственно говоря, и оборудован бутафорно на случай проникновения шпионов под видом случайного прохожего.

       - То есть, вы хотите сказать,  это секретное место находится под носом у людей, а вся его секретность обуславливается отсутствием секретности, но отсутствие секретности не делает это место менее секретным. Что-то вроде, если хочешь спрятать вещь - клади ее на самое видное место.

       - Можно и так выразиться.

       - Возникает вопрос. Предположим, человек  все таки смог случайным образом обойти охрану на входе и случайно попал в это здание. Сможет ли он также беспрепятственно выйти отсюда?

       - Все будет зависеть от намерений. Если его намерения будут диаметрально отличаться от намерений шпиона, то пожалуй да, но стоит понимать, что намерения без информации это лишь пыль и предрассудки, которые не могут приниматься во внимание. Информация – вот наш бич. Ведь при ее наличие любого человека можно сделать в одночасье хоть шпионом, хоть председателем ЦК КПСС. Все зависит от вовлеченности.

       Я задумался, пытаясь осмыслить цель своего нахождения в этих стенах. Но цели не было, а было лишь жуткое недоразумение в которое я попал. Шпионом я не был, поэтому мог без труда выйти оттуда, но с другой стороны я также понимал, что меня наделили информацией. И страшно было оттого, что бенефициаром этой информации должен был быть кто угодно, но не я. Мне захотелось вскочить и убежать оттуда, но я вовремя осекся, осознав что этот легкомысленный поступок лишь усугубит мое и так плачевное положение. Человек напротив продолжал рассказывать с увлечением и задором. Я вспомнил что он даже не представился мне.

       - Так кем все таки вас утвердил Феликс Романович, на какую должность?

       Я начал запинаться не зная, что ответить, мои глаза забегали, а руки невольно задрожали.

       - Научным руководителем. – раздался голос сзади.

               Я обернулся и увидел Феликса, он стоял в дверях, промокший насквозь, было очевидно, что он попал под страшный дождь, хотя в помещении была гробовая тишина, не было слышно ни ударов капель дождя по крыше, ни ветерка, лишь звонкая тишина в ушах.

       - Научным руководителем. – как бы вопросительно и одновременно утвердительно произнес я.

       - Ну вот и славно. Хороший у вас прицел на достойные кадры Феликс Романович. Мне бы ваш прицел. Быть может и жизнь стала лучше.

               Человек напротив похлопал по-дружески Феликса по плечу, ухмыльнулся и вышел из кабинета.

       - Как это понимать? – спросил я Феликса.

       - Можешь считать, что тебя завербовали.

       - Он сделал это умышленно или принял меня не за того?

       - Это уже не имеет значения. Теперь работаешь здесь.