355 Лысый-лысый конопатый в День ВМФ 29 июля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

355. Лысый-лысый конопатый в День ВМФ. 29 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Воскресенье, 29 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 18.0°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:06, заход солнца – 20:41 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 85%, Давление 754 мм. рт. ст. Скорость ветра - 2 м/с.

До праздничного обеда оставалось ещё немного времени. Полубак перед пусковой установкой 1х4 ПУ КТ-М-1135 УРПК-4 «Метель» (4 ПЛУР 85Р) опустела, моряки мгновенно исчезли по сигналу-приглашению на обед и мы с матросом боцманской команды Володей Барановым спокойно завершили нашу фотосессию крайним (не последним!) снимком визуального разведчика БПК "Свирепый" старшины 2 статьи Александра Суворова. Я не хотел фотографироваться лысым, но Володя меня уговорил, утверждая, что у меня "геройский вид", а потом мне самому нужна была моя фотография в профиль, чтобы я мог с неё рисовать дружеские шаржи на самого себя, как я это делал, используя многочисленные подобные фотографии матросов, старшин, мичманов и офицеров экипажа БПК "Свирепый". Увы, Володя Баранов не умел компоновать кадры с "привязкой" к надстройкам, вооружению или видам-ориентирам окружающего мира, поэтому снимок получился "одиноким", из ориентиров только леера фальшборта и сектор круга, по которому вращается на роликовых опорах кран-балка для загрузки зенитных ракет 9Р33 в ЗРК "Оса-М".

Побиться "на лысо" нас заставила нужда и угроза эпидемии... Дело в том, что накануне праздника "День ВМФ" по всему кораблю вдруг началась какая-то эпидемия чесотки, зуда, «нарывания» ногтей на пальцах ног, выпадение волос из наших шевелюр. Наш корабельный доктор-медик лейтенант медицинской службы Леонид Никитич Кукуруза уговаривал матросов подстричься, но все только смеялись на ним и избегали его "внимания и заботы". Однако я уже хорошо знал, что такое эпидемия на корабле, потому что пережил подобное в декабре 1972 года на карантинной стоянке под Либавой (Лиепая), поэтому, показывая всем пример, первым сел под машинку нашего завхоза-баталёра и первым из экипажа БПК "Свирепый" начал блистать на солнце своим чисто выбритым лысым черепом… Вторым был мой друг-годок Славка Евдокимов, при этом он никак не мог себе простить, что опять был «вторым», а не первым…

День воскресенья 29 июля 1973 года на якорной стоянке у датского мыса Скаген продолжал быть на редкость солнечным, жарким, ясным, тихим, прекрасным. Море пролива Каттегат ласково и нежно колыхалось, как будто дышало, и по изумрудно-зелёной водной глади пробегала рябь, как озноб по коже от свежего воздуха. Этот морской свежий воздух дыхания Северного моря приятно холодил мою побритую лысую голову. Я специально снял берет, чтобы моя «черепушка» слегка обветрилась, но ветра, как такового, не было, было лёгкое нежное дуновение.

С утра нас посетила только одна одинокая смелая чайка, которая с любопытством низко летала над моряками, столпившимися у волноотвода с правого борта. Ребята с интересом наблюдали как в толще зелёной воды в тени от борта проплывают тёмные тени рыб и рыбных косяков. Мичман пытался поймать рыбку на свой спиннинг, который предусмотрительно захватил в боевой поход, но клёва не было. Так что угостить чайку было нечем и она улетела на корму, где в это время помощники кока вываливали за борт очистки, требуху и другие пищевые остатки от приготовления праздничного обеда.

Кстати, это Славка Евдокимов взбудоражил всех, увидев в мой "разведчицкий" бинокль одинокую чайку, пикирующую на водную гладь, и авторитетно заявив, что «чайка охотится на косяк рыбы». Тогда утром поглядеть на «косяк» Славки Евдокимова прибежали все свободные от вахты, но ничего и никого не увидели, так что это был натуральный "косяк" старшины 2 статьи и годка Вячеслава Евдокимова.

Странно, но с утра 29 июля 1973 года к нам никто из натовских патрульных судов и самолётов не подходил, не прилетал и не исследовал нас. То ли из-за воскресенья, то ли из-за Дня Военно-Морского Флота СССР, то ли ещё по какой причине, но весь день Дня ВМФ мы были предоставлены самим себе. Может быть, натовские моряки и лётчики отдыхают, а, может быть, уважают советских моряков и наш профессиональный праздник, а может быть, что-то и затеяли нехорошее? Надо быть настороже и смотреть в оба…

Между тем, группа моряков-годков БЧ-2 собрала свои "манатки", на которых они загорали на солнце и распевая весёлую шуточную песню под гитару проследовали по верхней палубе в столовую личного состава на обед. Вместе с ними пошли и мы с моим новым товарищем матросом боцманской команды Володей Барановым. При этом мы тоже подпевали ребятам во всё горло...

По прямой извилистой дороге,
Через лес и горы напрямик,
На машине шли пешком уроды,
Ехали живого хоронить.

За рулём сидел у них безрукий,
А безногий жал на тормоза.
Им слепой показывал дорогу,
А глухой бибикал без конца.

Вдруг из-за угла пред ними банда.
Грузовик пришлось остановить.
Тут немой глухому что-то гаркнул,
А безрукий поднял дробовик.

Вот слепой прицелился и жахнул!
Пули мимо, банду - наповал!
Остальные в страхе разбежались,
Но безногий тут же их догнал.

Тут слепой бандита заприметил,
(В гроб к живому спрятаться решил),
Но немой сказал глухому слово,
И дурак живого отпустил.

По прямой извилистой дороге,
Через лес и горы напрямик,
На поминки сидя шли уроды,
Вёз их бесколёсный грузовик.

Это шуточная песенка из моего детства, примерно, 50-х и 60-х годов, но я её немного пересочинил, изменив сюжет. Песню эту во множестве вариантов исполняли почти все вновь прибывающие на корабль молодые матросы. Она была очень популярна и неизменно создавала весёлое настроение у ребят.

Фотоиллюстрация. 29 июля 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Якорная стоянка у мыса Скаген. БПК "Свирепый". День ВМФ СССР. Подозрительное спокойствие окружающего мира и изнуряющая жара середины дня. Солнце слепит зеркальным отражением глади моря пролива Каттегат. Из объектов окружающего мира только одна одинокая чайка. Больше никого. Только что под гитару спел "рогачам" из БЧ-2, которые загорали на крыше пусковой установки своей ЗРК "Оса-М", весёлую шуточную песню из моего детства (50-60-х годов): "По прямой извилистой дороге..." (правда немного пересочинённую). Успех был ошеломляющим. Настроение поднялось...