Нравственные и экономические кризисы

Вячеслав Тихомиров
Нравственные и экономические кризисы -
как регуляторы эволюции,
причины возникновения.

Википедия определяет общее понятие кризис следующим образом: «Кризис (др.-греч.  – решение; поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, то есть не соответствует привычному, известному и принятому как форма проявления.»
Человек - существо, которое по определению стремится к стабильности, не хочет и не стремится менять что- либо в своей жизни, даже если понимает, что есть важная цель, ради которой надо изменяться самому и изменять мир.
Человека изменять свое стабильное состояние вынуждают обстоятельства – явления природы, реакции организма и так далее.
Между тем «Стабильность», по Википедии – «способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру, и находиться в равновесии.»
Это состояние стабильности по определению должно быть неизменным во времени.
Вспомним, что такое «Эволюция» по Википедии -«Биологическая эволюция (от лат. evolutio — «развёртывание») — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций...»
Тем самым мы приходим к простому выводу, что стабильность противоречит в принципе возможности и сути эволюции, отрицает эволюцию, как в биологической среде, так и в научной, технической, и так далее.
Между тем мы можем, изучая историю общества,  периодически наблюдать и изучать кризисы, как в области нравственности, так и в области экономики.
Кризисы, глобальные, существовали всегда и буду существовать всегда, в том числе и в первую очередь независимо от воли человека
При этом важным является вопрос – имеется ли зависимость между указанными кризисами, если имеется, то, что первично, а что является производным - нравственный кризис порождает кризис экономический или кризис в экономике порождает кризис нравственности, или эти кризисы вообще не зависят друг от друга.
Будем исходить из постулата, что все в мире имеет материальные корни, все основано на деятельности людей, которые реализуя свои потребности создают экономику, которая согласно Википедии – «Экономика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.»
Таким образом, экономический кризис – это кризис в хозяйственной деятельности общества, а также кризис в отношениях, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Но, поскольку экономику создают люди, то, следовательно, проблемы (кризис) в экономике – это отражение существующих проблем в отношениях людей, в их проявлении в обществе.
Основные отношения людей, которые влияют на всю жизнь общества в любых ее проявлениях, это отношения в области нравственности.
Таким образом, можно прийти к выводу, что экономический кризис, в том числе мировой – это порождение кризиса в области нравственности.
То есть, деградирующая нравственность людей провоцирует кризис экономики - падение нравственности приводит к падению экономики.
Но дальше возникает резонный вопрос – а что порождает кризис нравственности и почему кризисы нравственности, а также, соответственно, кризисы экономические имеют определенную цикличность.
Обращаясь к вопросу человеческой нравственности можно утверждать, что нравственность также имеет материальные корни, то есть человеческая нравственность является отражением физиологических процессов, происходящих в организме человека.
Проще говоря – вопросы добра и зла это реакция организма на явления окружающего мира.
В чем возможно увидеть основные проявления кризиса, падения нравственности?
Очевидно в следующих ключевых проявлениях:
1.Жадность – стремление беспредельно получить в свою  собственность:
1.1.максимальное количество денег и иных материальных благ, не задумываясь о целесообразности и необходимости беспредельного объема денег и благ, не задумываясь о росте бедности в окружающем мире, не задумываясь о развращении этими деньгами и благами своих детей и близких, не задумываясь о создании на базе этих денег и благ новых производств и рабочих мест.
То есть накопление ради накопления, без перспектив личного использования накопленного в реальной собственной жизни.
1.2. узурпация власти ради реализации жадности – стремление сосредоточить власть в одних руках с целью регулировать потоки денег и благ в целях удовлетворения своих потребностей.
«Жадность (Википедия)— неумеренное желание владения или потребления. Обязательно обусловленное соперничеством, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Индивид не может испытывать данное чувство без конкуренции.»
Вечный спор – жадность это болезнь или атавизм, пережиток прошлого, первобытного (когда нечего было есть?), почему у разных людей жадность проявляется по разному и в разных размерах?
Нужны ли кризисы и являются ли они неизбежными или наоборот.
С явлениями кризисов человечество сталкивается всегда и в разных проявлениях.
Представим себе дерево, которому человек решил сделать обрезку - убрать засохшие ветки, сформировать крону для получения красивой формы и повышения урожайности.
Когда человек обрезает дерево, то для дерева обрезка это явно кризис – человек вторгается без спроса и согласия дерева, как в его структуру, так и в саму жизнь дерева, его физиологию.
Безусловно, дерево негативно воспринимает такое вторжение, определенный период болеет, приспосабливается к произведенным изменениям, адаптируется.
Впоследствии дерево, если все произведено человеком правильно, не погибает, а расцветает, становится краше, дает больше плодов.
Так же и кризис в человеческом обществе и экономке – происходит отсечение устаревших элементов, реорганизация структур, пересмотр отношений и выявление новых возможностей, а в итоге либо гибель, либо выход на более высокий качественный уровень.
Может ли дерево влиять на процесс кризиса, управлять им, защититься от него?
Очевидно, нет, так как в данном случае не дерево инициатор действий, субъект кризиса находится за пределами дерева – человек.
Аналогичным образом кризисы в человеческом обществе не могут управляться человеком, так как не человек их запускает и реализует.
Кроме того любой кризис это переход количества в качество.
Понятно, что каждый кризис имеет свою исходную базу, свой объем и свое время созревания, кризис не возникает одномоментно – происходит накопление обстоятельств, которые первоначально не воспринимаются как кризис, зародышевые накопления кризисных явлений сродни как накопление снега  перед сходом лавины.
Накопившиеся негативные докризисные количественные явления пройдя этап кризиса дают возможность человеку на определенном этапе подняться выше в качественном развитии по эволюционной лестнице.
Максимум, что может человек – пытаться уменьшить негативные явления кризиса, а самое главное - на основе последствий кризиса найти возможность продолжить развивать общество с учетом новых знаний и нового качества.
История знает массу примеров кризисов нравственности, которые человек пережил, нашел силы преодолеть последствия этих кризисов, поднялся, и, вновь упал в очередной кризис нравственности.
 Явления кризисов нельзя считать ошибкой человека в его развитии, к сожалению, кризисы, как и ошибки человека, это явления, которые возникают помимо воли человека и за пределами его возможностей предварительного критического осмысления.
Почему к сожалению, в то время как кризисы и ошибки человека в глобальном смысле являются зачастую позитивными явлениями для человеческой цивилизации?
Понятно, что в периоды кризисов и совершаемых людьми ошибок, происходят события, которые проявляются в виде страданий, как отдельных людей, так и групп людей, народов.
К сожалению, в глобальном объеме гибель одной ветки дерева или одного человека в процессе кризиса – это путь естественного отбора - для выживания целого организм может и должен жертвовать частью.
При этом сказки о неком планетарном правительстве, которое управляет мировой экономикой и кризисами, не укладываются в простую логику:
 – мировой кризис всегда стоит на гране гибели планеты и никакое мировое правительство не в состоянии отрегулировать этот механизм таким образом, чтобы исключить и предотвратить гибель планеты;
- все живые организмы (люди) подвержены влиянию извне, которое меняет физиологические процессы и порождает появление химических элементов, формирующих реакции человека, в том числе жадность;
- интеллект всегда вторичен, нравственность первична. При наличии обратной связи т.н. мировое правительство в силу интеллекта никогда бы не проявляло жадность и не организовывало бы кризисы.
Безусловно, есть люди, которые используют кризисные явления в своих интересах, в том числе для обогащения.
Но это проявление той же зависимости, которая порождает экономические кризисы – кризис нравственности.
Причины возникновения кризисов нравственности, как отражение физиологических процессов организма человека - химия, скорее всего, лежат в причинах и проявлениях, относящихся к явлениям космическим – не случайно кризисы нравственности и экономические имеют свойства охватывать большую часть планеты или всю планету, имею определенную цикличность и не являются явлениям постоянно – неизбежными, они приходят и уходят как грипп, как эпидемия.
Кризисы – явления проходящие.
Вопрос управляемости кризисами извне, из космоса, а также вопрос направленного воздействия на планету извне или кризисы являются явлениями случайными, не предмет данной работы.
Ясно одно – кризисы будут всегда, их надо воспринимать философски как смену времен года, как неизбежность, надо понимать, что каждое поколение будет проходить их по своему, со своими результатами и своим опытом.
Если оценивать кризисы с точки зрения рациональности – кризисы полезны, так как они выводят общество из застоя, дают новый импульс развития на пути эволюции.
Другой вопрос, что разумный человек может и должен принимать меры по смягчению явлений кризисов, стараться искать способы минимизировать потери – можно отпилить ветку у дерева, можно ее ломать рукой, можно эту же ветку плющить камнем и так далее.
Но когда мы видим, что одни (очень умные!) люди покупают дворцы, а у других умирают дети в связи с отсутствием денег на операцию и государство способно только на сбор денег через телевизионные программы - здесь нет вопроса о кризисе интеллекта, налицо кризис нравственности и все его последствия.
К сожалению, эволюция – это процесс, за который приходится всегда платить.