Владельцы золотых ключей

Елена Шувалова
   Янус же – едва ли не первый, кто владел золотым ключом. Им он отворял и затворял эпохи. (В каких-то мифах у него два ключа – золотой и серебряный – ключ дня и ключ ночи).

   Потом эти ключи перешли к первоапостолу Петру. Серебряный и золотой ключи апостола олицетворяют, соответственно, светскую и духовную власть (земной и небесный рай), - связывают на земле (серебряный ключ), развязывают на небе (золотой).

   Под покровительством и в честь апостола Петра был построен великим царём Город на Неве. Царь мечтал о Золотом веке России. Он строил свой город святого Петра, - в противовес Риму – первому городу святого Петра.

   О золотом ключе толкует в своём романе «Гейнрих фон Офтердинген» немецкий романтик Новалис. У Новалиса владельцем золотого ключа и новым царём Атлантиды, - государства нового Золотого века, - должен стать Поэт. Вернее, здесь - не ключ, а - ключик. И это первое в литературе словосочетание "золотой ключик", - как обнаружила Е.Д. Толстая.* Именно Толстая указывает на ключик Новалиса как прообраз ключика её деда. А открыть Золотой век должен – ребёнок.

    Вот – как говорится об этом.

"... Сразу же после смерти Матильды старец преподнес Генриху этот ключ с таким напутствием: нужно вручить ключ императору, которому ведомо дальнейшее. Генрих так и поступает; осчастливленный император показывает ему древний пергамент, согласно которому надлежит ознакомить с ним человека, нежданно-негаданно доставившего однажды золотой ключ; этого избранника ждет заповедный древний клад, приносящий счастье, карбункул, которого все еще недостает короне. Пергамент указывает приметы клада. Руководствуясь этими приметами, Генрих ищет заветную гору; в пути Генриху снова встречается странник, поведавший некогда ему и его родителям о голубом цветке; они беседуют о прозрении. Генриху открываются недра горы; Циана преданно сопутствует ему.

    Генрих быстро достигает удивительного края, где воздух, вода, цветы не имеют ничего общего с нашей земной природой. Повествование перемежается драматическими сценами. «Люди, звери, злаки, камни, светила, стихии, звуки, цвета образуют одну семью; они едины в своих деяньях и речах, как соплеменники». «Цветы и звери рассказывают о человеке». «Зримое царство сказки наступает, действительность уподобляется сказке». Перед Генрихом голубой цветок, то есть Матильда: она во сне хранит карбункул. Малютка, дитя Матильды и Генриха, стережет гроб; ей дано омолодить своего отца. «Это дитя — младенчество вселенной, Золотой век до всех веков и после них». Больше нет противоречия между христианской и языческой верой. Гимны, посвященные Орфею, Психее и другим." / Концовка романа Новалиса "Гейнрих фон Офтердинген" в пересказе его друга, поэта Людвига Тика.


    Ну, а ребёнок с золотым ключом – это, - конечно, - толстовский Буратино со своим золотым ключиком!







   

*Е.Д.Толстая.  "О лазоревых цветах , пыльных лучах и золотых ключах. В кн.: Мирпослеконца. Работы о русской литературе ХХ века. М. РГГУ 2002г



    Продолжение: http://www.proza.ru/2018/10/25/1388



Картинка взята из Интернета.