Держи своё слово. Глава 1. Коля Савельев

Александр Бочаров 55
                Коля Савельев

          Савельев устал ... , у него появилось дикое желание забраться в мягкую , шуршащую солому и на время забыться , уйти от колоссального , внутреннего напряжения и тревоги , не покидающей его разум , мысли и тело последние несколько дней .
          Впереди еле заметно вырисовывались очертания небольшой , полуразвалившейся скирды . Савельев осторожно обошёл вокруг стожка , наткнулся на длинную , толстую рогатину из сухого дерева , опёрся на неё и взобрался с подветренной стороны на выступ из соломы ... 
          Он оказался на мягком , маленьком  "пятачке " из сухих стеблей прошлогодней ржи , где "свил" себе уютное , временное "гнёздышко" для тела и ... души , приютившейся где - то там внутри у сердца ...
          Савельев разулся , на край выступа стожка повесил портянки , для подстраховки придавил их тесаком , укрылся охапками соломы и прилёг с котомкой в изголовье . Стало тепло , ноги расслабились , усталость уходила прочь , но мысли "забурлили" потоком ...
           В памяти чётко вырисовывались картинки из калейдоскопа его жизни со своими разнообразными красками , порой тусклыми , порой яркими , порой вообще тёмными , как тьма ...

          Когда Коля учился в младших классах , то обнаружил , что может многое повторить из объяснения учителя . Лучше всего  помнил самое  интересное , неразрывно связанное  с эмоциями , которые он переживал .                Хорошая зрительная память позволяла Коле запоминать  с одного взгляда целую страничку с текстом , рисунками и чертежами . Он никогда ничего не учил , а тем более не зубрил , учёба давалась ему довольно легко и просто , наиболее насыщенные образы , увиденные и осмысленные , надолго оставались с ним .
          Савельев мог стать примерным учеником , отличником в учёбе , но из - за своей чрезмерной привязанности к голубям  часто пропускал уроки . Голуби увлекали и затягивали в свои невидимые , но прочные сети ...
          С друзьями  соорудил небольшую голубятню за угляркой , на углу крыши стайки , около родительского дома , где возился с голубями большую часть  свободного времени . Как заядлый голубятник, он   их разводил , покупал , продавал , менял , переманивал , заманивал  , перепродавал  , выигрывал в карты ...
          Играя в карты , Николай заметил , что с хорошей зрительной памятью намного легче выигрывать в любой карточной игре ! 
          В шестнадцать лет стал виртуозно обыгрывать многих городских барыг , мошенников , жуликов и шулеров . Выигранные деньги  тратил на себя , друзей и голубей .  Часть денег отдавал маме под видом случайных заработков на  разгрузке и погрузке автомобилей и  железнодорожных вагонов .

          Намного позже , когда впервые осужденному Савельеву пришлось довольно долго сидеть в пересыльной тюрьме , в ожидании решения о новом этапировании к месту отбывания наказания , авторитетный вор в законе "Колыма" (Джиджейшвили Гиви Шалвович) сказал : "Фраерок , с такой памятью тебе в разведке надо пахать , а не по тюрьмам чалиться ..."
          Многочисленные сокамерники внимательно слушали , поддакивали и осторожно нашёптывали , каждый на свой лад : "Там , где в карты играет "Неумытый", там не может быть двух королей одной масти ."

          Ещё до войны , в целях подготовки рабочих профессий , в первую очередь для угольной , горнорудной , металлургической и нефтяной промышленности , были организованы школы фабрично-заводского обучения с шестимесячным сроком обучения . Для надлежащего решения этой проблемы , на учёбу в ФЗО призывали мобилизованную молодёжь в возрасте от 14 до 17 лет . Никто не спрашивал эту молодежь , куда она желает пойти и хочет ли этого .      
          В 1950 году семнадцатилетнего Николая Савельева по призыву (мобилизации) направили на обучение в ФЗО г.Юрга .
Учащиеся находились на казарменном положении и состояли на полном государственном обеспечении
          Во время учёбы в ФЗО Коля хорошо  познал город и его окрестности , особенно эти просторные , красивые места , где в полях гуляет вольный ветер от окраин Юрги до левого берега Томи ...
Здесь учащиеся помогали  колхозникам убирать урожай с колхозных полей .
В выходные дни местный конюх Иннокентий Петрович разрешал ребятам ухаживать за лошадьми и тогда они дружной ватагой расчёсывали жёсткой щёткой гривы и хвосты , чистили копыта . Утром и вечером в деревянных бочках привозили чистую , проточную воду , наливали в ведра , а сверху насыпали пучок свежего сена  и с мальчишеской любовью поили лошадей . 
          Иногда , Николай верхом на коне скакал к берегу реки , где взмокшую лошадь осторожно обливал теплой водой , бережно мыл и ополаскивал влажной губкой , а затем скребком от пота убирал излишки влаги .