Сандалии Святого Меркурия и одноглазый Кутузов

Алекс Нефедов
Давно собирался побывать в Смоленске. Четверть века планировал. Даже дольше. Смоленск всегда казался мне этакой Террой Инкогнита на русский лад. Хотел узнать город поближе. Хотя познакомился я с ним еще, кажется, в 1990 или 1991 году. Вернее с его вокзалом. Точнее даже – с перроном. Когда бежал зимой в майке, шортиках и пляжных тапочках на босые ноги за уходящим в сторону Москвы поездом. Был такой эпизод в моей трэвел-биографии. Ехали мы себе из Варшавы, никому не мешали: беседовали, дегустировали славную польскую «Житную». При подъезде к Смоленску, ощутили острую нехватку сами догадываетесь чего (этого всегда не хватает, сколько ни возьми)– все ведь были молодые, да горячие… А времена тогда на политической и экономической "повестке дня" стояли такие, что современной молодёжи вообще ни понять, да и не объяснить толком. Ничего не было. Спиртного в особенности. Потому и ездили мы частенько на выходные в Варшаву или в Белосток – пивка попить, по магазинам прошвырнуться, в общем – подышать свободой и соприкоснуться с реальной рыночной экономикой, которая у нас была тогда ещё в совершенно зачаточном состоянии. В итоге некую спиртосодержащую жидкость за десятиминутную стоянку поезда в Смоленске я приобрёл в нужном количестве. Но к тому времени поезд уже тронулся , я в припрыжку побежал за ним и до сих пор помню, как народ в окнах «болел» за меня, а проводницы кричали благим матом. Догнал, запрыгнул как раз в последний вагон. Именно тогда мимолётом я и заметил купола храма и фрагмент крепостной стены с башнями. И было в них что-то загадочное и манящее…
Наконец, свершилось: «Et in Arcadia Ego». Я в Смоленске, осень 2018 года. Но что такое всего полдня в этом чудесном городе, да ещё если день октябрьский, короткий, в четыре уже сумерки наступают? "Прилетел" на «Ласточке» в 11 утра, а в шесть вечера уже назад. Да еще и некоторая деловая составляющая этой поездки отнимает два-три часа…Но опытный путешественник может даже из такой ситуации извлечь выгоду.
…Если вы окажитесь в Смоленске – первым делом поспешите в Свято-Успенский кафедральный собор. Оцените, как трудно было Наполеону въезжать в карете на высокий пригорок, чтобы попасть под своды этого величественного сооружения, внутри которого смешалось всё: православие, католицизм, униатство. Увидите замечательную резьбу, иконы, легендарные сандалии святого Меркурия. Поклонитесь Смоленской Богоматери – тому её списку, что изготовлен был по распоряжению несчастного Бориса Годунова.
Лопатинский сад – просто чудо! Здёсь тоже всё смешалось – архитектурные стили, люди, легенды. Поражает своей мощью чугунный памятник, напоминающий о грозных событиях 1812 года, памятник самому создателю этого парка, различные скульптуры и композиции. И, конечно, могучие башни и фрагменты крепостных стен, которые так много видели и пережили.
Смоленск - воистину город памятников. Памятник полководцу и масону Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову-Смоленскому, памятник замечательному композитору Михаилу Ивановичу Глинке, памятник… Да что это я отнимаю хлеб у замечательных смоленских гидов? Пусть они вам сами покажут и расскажут о городе, в который просто невозможно влюбиться. Я – влюбился. И обязательно приеду сюда ещё раз. «Я сюда ещё вернусь, мне бы только выбрать день…».