На железной дороге
К вечеру он вышел к железнодорожной магистрали , определил направление движения подвижного состава , выбрал наиболее длинный участок , где скорость локомотива снижается из - за подъёма вверх . Недалеко от железнодорожной насыпи , в приямке , среди старых выброшенных шпал , бревен и валежника , расстелил заранее нарубленные еловые лапники , залёг , а сверху , для маскировки , прикрылся ветками и стал ждать поезд ...
Николай в очередной раз обдумывал сложившуюся ситуацию , здесь железная дорога имеет затяжной подъём с небольшим поворотом направо , движение поезда будет минимальное . Локомотив и два - три вагона скроются за поворотом и машинист не увидит по левой стороне конец своего состава . Именно в это время наиболее безопасно выбегать из убежища . Нужно учитывать и разновидность проходящих поездов , так как прицепиться за пассажирский или почтовый литер рискованно : в крытые вагоны не влезешь , на поручнях висеть опасно , на холоде долго не продержишься . Многие товарные составы , с наиболее ценными и опасными грузами , перевозят в сопровождении военизированной охраны .
Прошло более часа , стало смеркаться , с восточной стороны приближался локомотив , его механизмы тяжело и шумно пыхтели , скрежетали , из паровозной трубы валил густой дым .
Савельев сжался на дне своего примитивного убежища , в его теле скрутилась невидимая , мощная пружина , потом резко оттолкнулся от приямка , вылетел пулей , распрямился , с головы и с плеч полетели маскировочные ветки , еловый лапник . Он побежал по земле , сочящейся расползшимся вечерним туманом , к железнодорожной насыпи , наперерез проходящему поезду . Быстро - быстро перебирая ногами , выскочил на гребень из утрамбованного щебня вблизи шпал , балансируя левой рукой , протянул правую , чтобы зацепиться за нижнюю , угловую , металлическую накладку , приваренную к стенке вагона . Первая попытка не удалась , грузовой состав рвануло вбок , ладонь руки соскользнула вниз ...
Его мускулы неимоверно напряглись , ноги упруго пружинили , как тело кобры . Он продолжал бежать , немного развернулся вправо , чуть - чуть подскочил , быстро вытянул руки , крепко вцепился в металлический прут , одной ногой резко оттолкнулся от насыпи , взлетел на поручень , подтянулся и вскарабкался вверх по скобам , вдоль высокого борта открытого (без крыши) грузового полувагона .
Николай перелез через обвязочную раму , в левом заднем углу нащупал ногой скобяной трап (разновидность лестницы) и опустился внутрь . В полумраке разглядел упаковочные деревянные ящики с оборудованием , рядом валялись короткие доски , рейки , обрезки бруса . В передней части вагона , на деревянных прокладках , лежащих под упаковочной тарой , из брусьев и досок смастерил лежанку , а сверху - упором в угол вагона и с наклоном на ящик , для своего укрытия , установил крышку - щит .
Николай прилёг , подложил под голову мягкую часть котомочки , свернулся в комочек и начал засыпать под стук и шум поезда , мчавшегося без остановок , с характерным запахом смеси , в которой и дым от угля и торфяных брикетов , креозота , запах жженой резины тормозных колодок ... Савельев устал , ему было всё равно куда едет состав , главное - у него появился свой угол , где можно немного передохнуть и набраться сил ...