Комментарий к Слову о полку Игореве

Сергей Анкудинов
Комментарий к «Слову о полку Игореве»

(точка зрения)

     Считаю, самый лучший перевод «Слова о полку Игореве» - это нашего выдающего классика Апполона Майкова. Только в этой версии, лично я, могу слышать наше родное, исконное, русское. Только в этом переводе я могу восхититься силой, отвагой, бесстрашием и беспечной удалью русского духа. Самое интересное, что этот Дух сорвиголовый, напористый, яростный и благородный – никуда не делся. Он так и живет в нас и никогда не исчезнет. Придёт время и он проявит себя в полной мере. Русскому духу время не подвластно. И это радует!
     Этим переводом А. Майков высветил суть русского человека сопряженную с окружающим его миром. Его отношению к природе, Отечеству, друзьям и народу.

* * *
     Всё произведение пронизано как бы разноликими критериями: назиданием, спешностью, величием, скорбью и мощью. В произведении вроде б и рифмы как таковой нет, а сила стиха при этом неимоверная. Бешеный, напористый и многозвучный ритм –
исключает этот недостаток. Эта мощь чувствуется в самых первых строках произведения. «Не начать ли нашу песнь, о братья, \ Со сказаний о старинных бранях, -
Песнь о храброй Игоревой рати\ И о нем о сыне Святославле!»
     Здесь так и представляется, что в один случайный момент собрались русские мужи,
воеводы потолковать, поговорить о делах праведных,  прошлых и «сказанных». Эти «сказания» всегда жили в народе. Они-то как бы и являлись поводом и движущей силой на дела ратные. «Как воспомнит брани стародавни…» Абсолютно точно, что воспоминание «браней страродавних» явилось необдуманным, спешным походом в степи половецкие князя Игоря со своей дружиной. Изъясняясь языком современным, личные
(и не только его) амбиции Игоря на тот момент взяли верх. Ему вдруг перед своими ратными предшественниками сделалось стыдно и неудобно. «Чем мы хуже их?».
Тем паче, что на Южных рубежах родной Руси затаился враг. И Игорь прекрасно понимал, что этот враг рано или поздно придёт. Ибо такова была суть того кочевого,
вольного племени. Придет в его землю и произведет в ней разруху и смерть, страдание и ужас. А объединить все силы тогдашней Руси на тот момент не представлялось возможным. Тогда-то Игорь и решает идти громить врага на его земле и в его логове,
теми силами, которые у него имеются. И, исходя из этого, он посчитал, что лучше смерть, чем позор. «Лучше быть убиту, чем пленену…»
     Для русичей ожидание боя, сражения, драки – в тысячу крат хуже самой драки. Не зря до сих пор существует поговорка: « Нет хуже, чем ждать да догонять». Этот отрезок ожидания всегда сопровождается некой туманностью, неясностью и даже бессмысленностью предполагаемых усилий. «Правильно ли я поступаю и делаю?» И только когда началась борьба, сеча, драка тогда-то и происходит одухотворенность, осмысленность совершаемых деяний. Тогда-то все и упорядочивается, уясняется и сплачивается.
     Считаю не состоятельной версию о том, что Игорь своим походом на половцев этим самым как бы разбудил «вражье лихо»; оно, дескать, и пришло в землю Русскую. Но стоило ли так говорить и утверждать как автору литературного памятника, так и его исследователям. Ведь набеги кочевников случались и прежде. Отец Игоря, Святослав,
их же в свое время разбил и прогнал в степные окраины. А нашествие Батыя в 1125 году?
Его что? Кто-то просил приходить или дразнил его? Грозил ему войной? Нет. Он сам пришел с войной и буквально вытаптывал конями землю русскую и её жителей. Ибо, по-
вторяюсь, это был образ жизни окраинных кочевых племен.

    

2
Мог ли князь Игорь предполагать, что половецкое войско окажется многочисленнее
его боевой дружины? Вероятно, что он это стопроцентно знал. Но изменить в своих помыслах самому себе он уже не мог. Только борьба, драка бескомпромиссная и жестокая
могла развязать этот гордиев узел скопившихся амбиций, ратных притязаний и Славы.
     И все-таки надо говорить о том, что князь Игорь и его дружина вышли победителями из этого вселенского побоища. Мне хочется говорить об этом именно так. Он бежал из плена. А это уже подвиг! Геройский поступок всегда ценнее, когда воин совершает его, рискуя собственной жизнью, и при этом остается в живых. Так случилось и с Игорем.
Плач Ярославны не оказался напрасным. Будем думать, что «плач» это не что иное, как
Молитвы Ярославны к Господу Богу о спасении Игоря. Бог услышал её молитвы и чудо избавления Игоря от плена произошло. Игорь вернулся в родную землю цел и невредим.

* * *


     Самое интересное, что, читая произведение, четко вырисовывается образ самого
Автора этого литературного памятника. Прежде всего, конечно же, его духовный образ. Образ мудрого отца, мужа, предводителя недосмотревшего и не уберёгшего своих чад, из-за непомерной занятости и разрухи в своей вотчине, в своем хозяйстве. Так в жизни бывает. Убежали мальцы в глухой лес, да и заблудились. Ищет их отец по всему лесу, да только не найдет никак.

     Да, этот уникальный в своём роде древнерусский литературный памятник до сих пор остается для нас некой загадкой. Исследователи и далее будут раскрывать, и находить на нем новые исторические зарубки и затеси. Я, например, нисколечко не сомневаюсь, что этот исторический шедевр написал участник этих трагических
Событий. Потому как в такой хронологической последовательности и так детально
несомненно мог описать всё это  только очевидец. Причем, не какой-то сторонний наблюдатель этой сечи, а непосредственно воин, прошедший через это губительно-кровавое горнило. Будем полагать, что он один из тех, кто бок о бок сражался с половцами вместе с Игорем. И, как Игорь, смог вернуться домой. Это поражение, потрясение и скорбь подвигли автора на написание увиденных и испытанных им событий. Несомненно и то, что автор был сам по себе талантливым и воодушевленным человеком. И более всего в тексте этого литературного памятника просматривается его Любовь к Родине, к Руси. Он несказанно скорбит именно по ней. Этой скорбью и плачем пронизано все произведение. Конечно же, ему жаль и Игоря и Всеволода и оставшуюся и полёгшую на полях сраженья Игореву дружину. Но, повторяюсь, все его чаяния, переживания,  скорбь именно по Руси,  по её христолюбивому народу, не умеющему,  да и не желающему пока сплотиться для борьбы с внешним врагом.


«Изронил тогда в ответ боярам
Святослав из уст златое слово,
Горючьми слезами облитое:

«Детки, детки, Всеволод мой, Игорь!
Сыновцы мои вы дорогие!
Не в пору искать пошли вы славы
И громить мечами вражью землю!

Ни победой, ни пролитой кровью
Для себя не добыли вы чести!
Да сердца-то ваши удалые
На огне искованы на лютом
Во отваге буйной закалёны!
Что теперь вы дети сотворили
С сединой серебряной моею?
Нет со мной уж брата Ярослава!
Он ли сильный, он ли многоратный,
Со своей черниговской дружиной!
А его могуты и татраны,
Топчаки, ревуги и ольберы
Те – с ножами, без щитов, лишь кликом,
Бранной славой прадедам ревнуя,
Побеждают полчища и рати…
Вы ж возмнили: сами одолеем!
Всю сорвем, что в будущем есть славу,
Да и ту, что добыли уж деды!..» 

     Безусловно, мужицкая брань, женский материнский плач, сожаление, укор в сторону Игоря и его опрометчивого, как казалось бы, поступка (похода) были. Наверное, прежде всего со стороны тех, чьи отцы и сыны русские полегли в половецких степях. Роптанья были. Но несомненно и то, что больше и  ( несравненно больше!)было все той же любви, гордости, сострадания и жалости к этим же полёгшим за великую Русь сынам. А уж когда князь Игорь возвращался из половецкого плена, так всеобщая радость и ликование буквально разливались по Руси. Даже сама природа ласково, торжествующе и трепетно склонялась перед Игоревым возвращением из плена.

«Что сокол летит князь светлый Игорь,
Что сер волк Овлур за ним несётся.
Студену росу с травы стряхая,
Уж лихих коней давно загнали.

Вран не каркнет, галчий стихнул говор,
И сорочья стрекота не слышно.
Только дятлы ползают по ветвям,
Дятлы тёктом путь к реке казуют,
Соловьин свист зори повещает…

Говорит Донец: «Ох, князь ты Игорь!
Величанья ты себе да добыл,
А Кончаку всякого проклятья,
Русской всей земле светла веселья!»

* * *

«Слово о полку Игореве»  именно сегодня, как никогда является нам ярким и исключительным напоминанием того, что мы как никогда должны сплотиться.
Ведь многие политические аналитики давно и на полном серьезе предрекают нам распад современной России. И к этому есть все предпосылки. И это ни к чему хорошему не приведёт. Что и говорить. Россию сегодня буквально раздирают внутренние противоречия и внешняя зависимость; то есть её незащищенность от внешнего социально-экономического натиска со стороны других государств. Но в будущем может сложиться так, что мы окажемся неподготовленными и в военном плане. Образ князя Игоря нам нужен как никогда для понимания самих себя, для нашей собственной идентификации. От этой «печки» мы и начнем позже русско-вселенскую всепобеждающую пляску. Пока же нам некому сочинять и петь хвалебные песни и гимны. Нет в нашем отечестве на сегодня тех, кому бы мы отдавали почести и хвалу. Героев-то у нас немало. Только их почему-то всё последнее время не восхваляют и чествуют, а сажают на нары.  Но… я нисколечко не сомневаюсь, что «князь Игорь» к нам уже скачет. Тот князь Игорь, который любит наш народ и нашу горемычную Россию. Тот воитель, промыслитель и сострадатель нашей страны, который наведет в ней порядок и воодушевит наш народ на воинские и трудовые подвиги и победы. А пока же, воспоём словами неизвестного нам автора, в честь храброго незабвенного исторического похода князя Игоря и его дружины на половцев, легших костьми за священные рубежи Святой Руси; а значит, и за наше Будущее.


«Стародавних былей песнотворец,
Ярослава певший и Олега,
Так-то в песне пел про Святослава:
«Тяжело главе без плеч могучих,
Горе телу без главы разумной».
И земле так горько было Русской
Без удала Игоря, без князя…
Ан на небе солнце засветило:
Игорь-князь в земле уж скачет Русской.
На Дунае девицы запели;
Через море песнь отдалась в Киев.
Игорь едет, на Боричев держит,
Ко святой иконе Пирогощей.
В селах радость, в городах веселье;
Все князей поют и величают:
Перво старших, а за ними младших,
Воспоём и мы: свет-Игорь  - слава!
Буй-тур-свету-Всеволоду – слава!
Володимир Игоревич – слава!
Святославу Ольговичу – слава!
Вам на здравье, князи и дружина,
Христиан поборцы на поганых!

Слава князьям и дружине!

                Аминь.