Это сладкое слово-свобода!

Владимир Григорьян
 Лопнувшее шасси у «Боинга» в момент посадки в аэропорту Хитроу, крушение пассажирского поезда в Калькутте, падение с огромной высоты монтажника, отца четырёх детей, очередной триумфальный фокус покорителя небоскрёбов Алена Робера,нападение акулы на дайвера, попытка государственного переворота, побег из тюрьмы  главы наркокартеля, нелепая смерть от сосульки в захудалом областном городишке, неожиданный финал боксёрского поединка на арене Mandalay Bay в Лас Вегасе…Что общего между этими столь разными событиями? Ларчик открывается просто- их практически моментальное  распространение по информационным каналам. На живущих в XXI веке ежедневно обрушивается вал новостей от радостных до жутких,вызывающих страх и депрессию. Хорошо это или плохо? На столь сакраментальный вопрос, между прочим, нет однозначного ответа.В любом случае, приходится воспринимать эту, ставшую уже неотъемлемой составляющую современности как данность. Но так было не всегда. Две тяжелейшие катастрофы, произошедшие с небольшим интервалом буквально в эти октябрьские дни много лет назад в нашей ушедшей в прошлое стране, вернули меня к давней задумке написать о практически тотальном сокрытии любой негативной информации. Власти панически боялись реакции людей на любые ситуации, которые, в той или иной степени, могли поколебать уверенность в завтрашнем дне.Однако,полностью оградить советских граждан от неприятных сведений, кремлёвским идеологам вкупе с репрессивным аппаратом не удавалось.На помощь приходили «вражеские» радиостанции и неистребимые слухи. Вдобавок, созданию на практике абсолютного информационного вакуума мешало элементарное  человеческое общение родственников небожителей. И все утечки были не в состоянии предотвратить даже могущественные органы госбезопасности.

 Итак, три истории. Одна из них произошла в моём родном городе Баку летом 1978-го года. Сорок лет назад. Отчётливо помню, каким образом я узнал о ней. До вступительных экзаменов в ВУЗ оставались считанные недели. Поэтому приходилось корпеть над учебниками.Вернувшись из библиотеки я увидел, что мама отпаивает валериановыми каплями нашу хорошую знакомую, находившуюся чуть ли не в шоке. На мой немой вопрос она прошептала ( тот самый реальный страх): «Убили Арифа Гейдарова». Остальные минимальные подробности я узнал позже вечером уже от мамы. Дело в тот, что у Розы-ханум в министерстве внутренних дел Азербайджанской ССР работал племянник, который и рассказал ей о чудовищном происшествии в здании МВД республики.В кабинет министра Арифа Назар оглы Гейдарова вошёл сотрудник министерства и произведя несколько выстрелов убил трёх человек после чего покончил с собой. Лишь спустя несколько дней, когда скрывать случившееся не имело смысла, так как многие бакинцы уже знали про убийство министра и двух его подчинённых, местные газеты опубликовали коротенькое сообщение о смерти одного из высших чиновников Азербайджана и его помощников. Без какого бы то ни было объяснения и подробностей. Причины ( в частности,взяточничество) и некоторые детали совершённого преступления всплыли аж в конце следующего десятилетия.В перестроечные времена…

 Вторая история имеет прямое отношение к спорту. По молодости я был заядлым болельщиком и не пропускал ни одного значимого соревнования. 20 октября 1982 года московский «Спартак» в одной шестнадцатой финала Кубка УЕФА играл в Москве с клубом «Хаарлем» из Голландии и одержал победу 2:0. Матч показывали по ТВ и его посмотрели тысячи телезрителей. По окончании трансляции программа «ВРЕМЯ» рассказала о произошедшем в стране и мире, по традиции уделила пару минут  погоде, но ни слова не сказала о том ужасе, что творился в «Лужниках» после футбольного матча. А там, при выходе со стадиона,  в давке погибли десятки зрителей. Данные о количестве жертв появились в печати через семь лет.

 Ну и, наконец,катастрофа на Байконуре в 1960-м году. 24 октября за полмесяца до годовщины Октябрьской революции при подготовке к  первому испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошёл взрыв с последующим возгоранием ракетного топлива.  Точное число погибших по сию пору неизвестно. Оно варьирует от 78 до 120 человек. По традиции советский народ узнал о ней, когда великая страна доживала последние годы...

 Собственно говоря, на этом пост подошёл к завершению, но после очередной нетленной(вполне вероятно)фразы ведущего программы «Вести недели» Дмитрия Киселёва я решил несколько расширить его рамки, потому как  нынешняя возможность (главным образом, техническая)  преодоления барьеров в  получении разнообразной информации, является одной из составляющих СВОБОДЫ как таковой. О ней, о свободе, о её ином аспекте говорил и Киселёв:


«…. Не надо поливать мочой и резать вывешенные картины и срывать театральные спектакли тоже не надо. Куда важнее сузить диапазон свободы слова в России. Или, точнее, диапазон свободы самовыражения. Но не административно, а культурно, внятно сформулировав, проговорив в обществе внутренние, нравственные запреты. Понимаю, что сейчас все оборутся и ухватятся за слово „сузить“, но ведь у нас в России и вправду диапазон свободы слова шире, чем в любой другой стране мира…»

(Дмитрий Киселёв, «Вести недели», 21 октября 2018 года)

 Тема свободы самовыражения чрезвычайно важная и, думаю, одна из тех, где консенсунс практически невозможен. Слишком уж противоречивые мнения на этот счёт у разных слоёв ( и внутри их) населения, вплоть до диаметрально противоположных. Далеко ходить не надо. За последнее время в России отгремел ( до конца ли?) ряд столкновений, носивших скандальный характер. В конце 2014 года   новосибирский театр показал постановку режиссёра Тимофея Кулябина «Тангейзер» (опера Рихарда Вагнера). В итоге министр культуры РФ Мединский уволил директора театра, мотивируя своё решение тем, что вопреки критике со стороны церкви,  в спектакль не внесли изменения(?!). Новое руководство театра постановку «Тангейзер» исключило из репертуара.

  Два новых фильма также внесли раздрай в общество. У сатирической комедии «Смерть Сталина» британского режиссёра Армандо Иануччи, не мудрствуя лукаво отобрали прокатное удостоверение. Писатель Юрий Поляков высказался безапелляционно:

«…эта картина не должна демонстрироваться в России из-за признаков идеологической борьбы с нашей страной»

 Ну и как же можно забыть о «Матильде»! Столько копий было сломано в спорах о картине Алексея Учителя. Историческая мелодрама вызвала гнев у отдельных лиц (депутат Наталья Поклонская) и различных организаций. А митрополит Волоколамский Иларион охарактеризовал картину как «апофеоз пошлости». Доходило и до прямых угроз…Фильм всё же прошёл, без особого успеха, и главное, никакого светопреставления не случилось!
 
Возвращаясь к словам Киселёва, думается, многие зададутся напрашивающимися вопросами:

Каким образом предлагается «сузить диапазон свободы слова в России», что за критерии этого «сужения» и какие непререкаемые авторитеты возьмутся за  руководство столь важным процессом?