Школьный дневник

Юрий Жданов 2
ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК   
               


                Школьные годы чудесные,
                С дружбою, с книгами, с песнями,
                Как они быстро летят!
                Их не воротишь назад!
                Разве они пролетят без следа?
                Нет, не забудет никто никогда
                Школьные годы.
(из песни «Школьные годы», слова Евгения Долматовского, музыка Дмитрия Кабалевского)



Этот дневник вместе с несколькими моими школьными тетрадями сохранила моя мама- Раиса Моисеевна Жданова (28.04.1914- 27.09.2014). На его обложке написано: «Дневник ученика 6 «Б» класса Мужской средней школы города Евпатории Крымской обл. Жданова Алексея на 1948-/49 учебный год». Теперь, через семьдесят лет, это не просто школьный дневник, а исторический факт- зеркало, в котором можно не только увидеть себя, но вспомнить и увидеть силой воображения своих учителей и одноклассников, а также многие черты того времени. Это будет маленьким исследованием-размышлением семьдесят лет спустя после запечатленного в дневнике времени. Уже сама надпись на обложке дневника вызывает вопросы: почему не указан номер школы, почему имя указано «Алексей», а не «Юрий»? На первый вопрос отвечаю: это Мужская средняя школа № 10 города Евпатории (ныне Евпаторийская Гимназия имени Ильи Сельвинского). А школа названа мужской, так как в то время обучение мальчиков и девочек было раздельным. О том, почему имя «Алексей» написано вместо имени «Юрий» я ранее поведал в рассказе «Хочу быть Андреем» (размещен на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2), где о себе рассказал от имени героя по имени «Алексей», а отца- Алексея Петровича Жданова (21.02.1914-10.09.1945) назвал вымышленным именем- «Андрей». Вот фрагмент из этого рассказа.                «Когда в 1945 году у десятилетнего Алеши не стало отца- летчика разведывательного авиаполка, грусть о нем была такой сильной, что сыну захотелось носить его имя- Андрей. Алеша даже на своем школьном дневнике и тетрадях писал не свое имя, а имя отца. Учительница, заметив это впервые, сделала ему замечание, думая, что он ошибся, но когда он объяснил ей, почему так написал, она все поняла и больше никогда по этому поводу ему ничего не говорила. Ему хотелось, чтобы и окружающие прониклись его желанием и называли его Андреем. Алеша носил оставшиеся от отца унты, хотя они были ему велики, летный шлем, а школьные учебники и тетради укладывал в планшетку, с которой отец отправлялся в полеты, имея в ней необходимые документы и летные географические карты. Примеривал он на себя и кожанку-реглан отца, которую отец носил в течение всей военной службы, но она оказалась слишком велика. Алеша даже свою подпись старался сделать похожей на подпись отца. Отец служил сначала в 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрилье, а затем- в 30-м разведывательном авиаполку ВВС Черноморского флота».

               
                Хотя я написал на обложке дневника вместо своего имени «Юрий» имя отца- «Алексей», я подлинное свое имя закодировал в круговой «шифрограмме». Она представляет ряд букв, вписанных в пространство между двумя концентрическими окружностями, которые я нанес циркулем вокруг надписи на обложке дневника. Вот этот ряд букв:                ДОНЙЕСВРНЕИДКНУЕЧЙЕШНКИОКЛАЫ6ЖКДЛААНСОСВААМЮУРЖИСЯК. Чтобы это расшифровать, надо читать, начиная с первой буквы («Д») через одну букву, и, дойдя до последней буквы («К»), продолжать чтение со второй буквы этого ряда («О»). Расшифровав надпись, получим её текст: ДНЕВНИК УЧЕНИКА 6 КЛАССА МУЖСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ЖДАНОВА ЮРИЯ. Вот как просто. Но я упростил Вам задачу расшифровки, так как записал этот ряд букв, начиная с буквы «Д», с которой начинается текст записи, а на обложке дневника не указана начальная буква текста, так как все буквы размещены по кругу. Начальную букву текста предстояло сначала найти, а затем догадаться, как сделана запись. В школьные годы тех лет мы увлекались всякими шифровками. Воспоминания об этом я изложил в рассказе «Тайнопись детских лет» (размещен на том же сайте).



Перечень моих рассказов о многих случаях из своей жизни довоенного, военного и первых лет послевоенного времени я привёл в «Рассказы Юрия Жданова о детстве и отрочестве Алёши» (на том же сайте).  Среди них- много рассказов о школьных годах. Вот и этот дневник «окунул» меня в воспоминания…                Давайте перелистаем некоторые страницы дневника.  На второй странице, которая является бумажным листом, наклеенным на оборотную сторону картонной обложки, приведена таблица с графами: «Предметы», «Фамилии, имена и отчества преподавателей». Внизу, под таблицей: «Классный руководитель …». Кстати, надпись на лицевой странице дневника тоже сделана на бумажном листе, наклеенном на картонную обложку. На третьей странице дневника даны две одинаковые таблицы (для двух полугодий): «Расписание уроков». В левой колонке таблицы- «Уроки и часы»: 1-й От…ч. ..м. … до ч. … м. … ;  2-й От…ч. ..м. … до ч. … м. … ;… 6-й От…ч. ..м. … до ч. … м. …   В следующих колонках: «Понедельник», «Вторник», «Среда», «Четверг», «Пятница», «Суббота». С четвертой страницы начались одинаковые таблицы для записей текущих заданий, простановки оценок успеваемости и подписей преподавателей. На каждой странице записывались задания для трех дней недели. Графы таблицы: «Дни и числа», «Предметы», «Что задано», «Оценка (отметка) успеваемости», «Подпись учителя». Над таблицей: «Месяц …», а под таблицей- «Пропуск уроков …, из них по болезни …», «Количество опозданий на уроки…», «Классный руководитель …(подпись)», «Подпись родителей …».   Каждую неделю классный руководитель записывал и оценки по дисциплине и вниманию.          


                На 76-й странице приведена таблица:  «Сведения об успехах в занятиях и поведении ученика за 1948-1949 учебный год». Левая колонка таблицы- «Название предметов». В этой колонке записаны строки: «Русский язык» (устный, письменный)», «Родной язык (устный, письменный)», «Родная литература», «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Тригонометрия», «Естествознание», «История», «Конституция СССР», «География», «Физика», «Химия», «Астрономия», «Иностранный язык (какой)», «Рисование», «Пение», «Черчение», «Военная подготовка», «Физическое воспитание», «Поведение», «Прилежание», «Число уроков», «Из них пропущено», «Количество опозд. на уроки», «Подпись классного руководителя», «Подпись родителей», «Итоги года: переведен в след. класс, оставлен на второй год, искл., выпущ. и т.д.»   Следующая колонка- «Оценка (отметка) успеваемости по четвертям», она разбита на четыре колонки (для четвертей: I, II, III, IV). Следующие три колонки: «Годовая оценка (отметка)», «Оценка (отметка), получ. на испыт. (экзамен)», «Итоговая оценка (отметка)».    


                На 77-й странице приведена таблица: «Учёт сдачи норм и требований комплекса «Готов к труду и обороне СССР» Ступень …».    Таблица разбита на графы: «Общие нормы и требования» и «Нормы по выбору». Графа «Общие нормы и требования» разбита на четыре графы: «Название вида», «Результат», «Дата», «Подпись». Графа «Нормы по выбору» разбита на четыре графы: «Название вида», «Результат», «Дата», «Подпись». По горизонтали графы «Общие нормы и требования» и «Нормы по выбору» делятся на строки: «Гимнастика  а)…б)…», «Полоса препятствий», «Бег», «Плавание», «Лыжи (или пеший поход)». Другие строки таблицы:  «Допущен к сдаче норм комплекса», «Повторный медицинский осмотр», «Дата сдачи первой нормы», «Дата сдачи последней нормы», «Дата получения значка, «Номер значка».                На предпоследней странице обложки дневника дан следующий текст.                «Указания к ведению дневника. 1) Ученик заполняет лицевую и оборотную стороны обложки и стр. 3-ю (расписание уроков на первое полугодие). 2) На стр. 4-75 ученик ежедневно записывает заданные уроки. Уроки записываются в графах тех дней недели, на которые уроки заданы. 3) Оценки (отметки) успеваемости вписываются учителем в дневник одновременно с оценкой (отметкой) в классном журнале и заверяются его подписью. 4) Учет норм на значок ГТО (БГТО) на стр. 77 проставляется на основе положения о комплексе «Будь готов к труду и обороне СССР». 5) Классный руководитель следит за правильностью записей в дневнике, и в конце каждой недели отмечает пропуски уроков. 6) В конце каждой недели родители подписывают дневник. 7) Записи в дневнике должны вестись грамотно, чётко и опрятно». В нижней части этой страницы текст: «Дзержинская гостипография, Калужской обл. Заказ 527. Тираж 1.000.000». Интересно: много ли дневников из этого миллионного тиража сохранилось до сего дня?
А на последней странице обложки приведен такой текст: «Цена 2 руб.  Продажа по цене выше обозначенной карается по закону».
Вот таковы были тогда требования.  Теперь можно заглянуть и в содержание сделанных в дневнике записей. Когда дневник оказался заполненным, он выполнил свое назначение, и Время в нем остановилось, а Жизнь побежала вперед.



Итак, заглянем на некоторые страницы дневника. На второй странице в таблице указаны наши учителя: Бабич Лидия Игнатьевна (наш классный руководитель)- учитель по русскому языку и литературе; Цинис Лев Маркович- учитель по арифметике, алгебре и геометрии; Токарская Бела Ефимовна- учитель по истории; Рыкун Евгения Филипповна- учитель по физике; Меркурьева Елена Прокофьевна- учитель по географии, ботанике и зоологии; Алипов Павел Александрович- учитель по рисованию.                На третьей странице записано расписание уроков на первое полугодие: понедельник: английский язык, русский язык, литература, рисование, алгебра, география; вторник: история, физика, геометрия, арифметика, русский язык, английский язык; среда: русский язык, литература, ботаника, история, алгебра; четверг: В.Ф.П. (военно-физическая подготовка), история, геометрия, ботаника, английский язык; пятница: география, русский язык, литература, физика, арифметика; суббота: геометрия, ботаника, литература, В.Ф.П., английский язык.  В течение года это расписание незначительно изменялось.   



Посмотрим, например, на запись, сделанную для урока по английскому языку на 16 сентября 1948 года: «Выучить типы вопросительных предложений». Сохранившаяся тетрадь по английскому языку, которая велась с пятого по десятый класс, позволяет увидеть, как выполнено это задание. Вот фрагменты записанного в тетради. «Типы вопросительных предложений. Первый тип. Вопрос в первом типе вопросительного предложения относится к подлежащему. Tom has a dog (Том имеет собаку). Who has a dog? (Кто имеет собаку?). В первом типе вопросительного предложения подлежащее стоит на первом месте и выражается вопросительным словом. Порядок слов такой же, как и в утвердительном предложении. В первом типе вопросительного предложения глагол стоит в третьем лице единственного числа. Второй тип. Во втором типе вопросительного предложения вопрос относится к сказуемому и требует ответа: да или нет. Has Tom a dog? (Имеет Том собаку?). Во втором типе подлежащее вопросительного предложения стоит на втором месте. На первом месте стоит глагол (сказуемое)… Третий тип. В третьем типе вопросительного предложения вопрос относится к дополнению или к обстоятельственным словам. На первом месте в третьем типе вопросительного предложения стоит вопросительное слово, которое относится к дополнению (what?- что?, whom?- кого, кому?) или к обстоятельственным словам (when?  where?- когда? где?). После вопросительного слова идёт глагол (сказуемое), а потом подлежащее… What does Tom has? What has Tom?...»                О том, как проходили уроки по математике- в написанных ранее рассказах: «На уроке- десятичные дроби» и «На уроке- обыкновенные дроби» (на том же сайте). А об уроках литературы- в рассказе «Встреча с собою на уроке литературы» (на том же сайте).                Вот так, страница за страницей, можно увидеть в дневнике свои школьные «трудовые будни» тех лет.   



О родной школе (ныне- Гимназии) к настоящему времени написаны рассказы (все они на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2):
1. «Евпаторийская Гимназия имени Ильи Сельвинского».   
2. «Главное, ребята, сердцем не стареть!»
3. «Встречи с юными журналистами Гимназии…» 
4. «С юбилеем, родная Гимназия!»   
5. «На уроке- десятичные дроби».
6. «На уроке- обыкновенные дроби».             
7. «Самодельная тетрадь».   
8. «Рекорд по металлолому».   
9. «Бальные танцы в школе».
10. «Ныряние на дальность». 
11. «Смерть вождя».   
12. «Подражание Тарзану».
13. «Встреча с собою на уроке литературы».
14. «Школьный дневник».




У нас были замечательные учителя. С каждым годом прожитой жизни понимаешь это все глубже и проникаешься все более теплой памятью о них.
Быстро, очень быстро пролетели школьные годы. Очень много впечатлений связано с ними. Что-то забылось, а некоторые впечатления остались на долгие годы. Общее впечатление от той атмосферы, в которой мы учились- душевное отношение к нам наших учителей, передававших нам свой опыт и знания, учивших нас добру, воспитывавших чувство патриотизма, стремление к новому и умение чувствовать и постигать прекрасное... Сердечное Им, великим труженикам, спасибо!   



Вспомнился маршрут в школу: из комнаты в двухэтажном угловом доме спускался со второго этажа по лестнице и оказывался на улице Гоголя, с неё поворачивал на улицу Кирова, и шёл до её пересечения с улицей Ленина (ныне- Дувановская улица), здесь, около здания Евпаторийского краеведческого музея, поворачивал на улицу Ленина, и, пройдя по ней, входил в Ленинский сквер, по аллее которого выходил затем на Школьную улицу (ныне- улица имени Бартенева)- в ее начале и находилась школа. Вход в школу был тогда не со стороны Школьной улицы, а со школьного двора. Войдя в свой класс, окунался в стихию школьных событий… Так пролетели школьные годы чудесные…


Юрий Жданов       24.10.2018