Фрейя

Тамара Бакина
      - Вот письмо к Юре. Он тебе троюродный дядя. Скажешь, что ты его племянница: дочь Томы из Крыма. Они хорошие люди. У них и поживёшь. Может, поступить помогут...
      - Ну, мама! Я сама!
      - А что такое? Все родным помогают. Ты  ведь не глупенькая. Тебе помочь не зазорно.- Видно, плохо мама меня знала. Чтобы я поступала по протекции? Да, никогда!

      Поступила сама. Дали общежитие. Тогда решила познакомиться с роднёй.
      - Где мне найти Юрия Михайловича Даныча?
      - Он сейчас в командировке в Японии. Обратитесь со своим вопросом на кафедру.- Понемногу поняла, что Даныч - известный учёный, величина мирового уровня. Знакомиться с "дядей Юрой" совсем расхотелось. Провинциалки бывают гордыми.:)

        На первой же лекции по мат. анализу я его узнала. Он был неуловимо похож на кого-то из семьи. Да... Только на кого? Сокурсницы находили Даныча (так его прозвали) привлекательным и кокетничали напропалую. Но как лектор он не пользовался популярностью. Даже не знаю, почему.

        Даныч не утруждал себя разъяснениями. А на вопросы после лекции с улыбкой отвечал:"Ничего-ничего... Почитаете учебники, и..."- "И после практикума всё прояснится."- в унисон подхватили входящие старшекурсники.( Очевидно, это была его дежурная фраза.) Они же объяснили девчонкам, что кокетничать с Данычем - напрасный труд: "Он в Фрейю влюблён" - Кто такая Фрейя?- В ответ на этот вопрос все пожимали плечами.
      
        После практикума, действительно, всё прояснилось. Его вела Валентина Ивановна. На вид - чуть зо сорок, невзрачная, худенькая. Её невозможно было описать без "не". Невысокая, неяркая, негромкая... Однофамилица Даныча? - Нет, это его жена.- Не удивительно, что он влюблён в какую-то Фрейю.

       Надо сказать, что В.И. "расшифровала" меня почти сразу. Как-то, остановив в коридоре, улыбнулась: "Ведь мы не однофамилицы, Таня? Уж очень вы кого-то мне напоминаете."- Пришлось сознаться, рассказать о мотивах и попросить её хранить мой секрет. Она пообещала с неохотой.

       - Понимаю. Вас привлекает самостоятельность.:) Но имейте в виду, мы - народ гостеприимный и невредный. Место для вас есть. Милости просим.
 - Спасибо.

      Валентина Ивановна не имела учёной степени и была лишена всяческого честолюбия. Вела только практикумы, часто заменяя других преподавателей. Старшекурсники прибегали к ней в подсобку с разными проблемами: с заданиями по высшей алгебре, по статистике, по теории комплексных переменных и так далее. И сложное становилось простым.

       Перед зимней сессией я простудилась, заболела гайморитом. Сдавала зачёты и экзамены с температурой, головной болью. Нахватала троек, речь зашла о выселении из общежития.

       Валентина Ивановна подошла ко мне с невысоким жилистым пареньком.
       - Танюша, перевозите вещи к нам. У вас будет отдельная комната. Свобода останется при вас. Вот Натан - мой племянник. Он вам поможет с переездом. Возражения не принимаются!:) Или - обижусь.:)-

       Натан кивнул мне и побежал к общежитию. - Ты что стоишь? Давай пожитки перенесём. Мне скоро на работу.- Позже я поняла, что Нат всегда двигался вдвое быстрее окружающих. Он подхватил чуть ни всё моё имущество и рванул к остановке. Минут через десять я уже сидела на диване в "своей" комнате, а Натана и след простыл.

       Меня поселили в так называемом кабинете, - комнате, похожей на библиотеку. А моей постелью стал древний кожаный диван. Разобрав вещички, я немного посидела  на широком деревянном подоконнике, тупо наблюдая, как за ветвями ясеня краснеет и заходит солнце. Потом побродила по квартире, похожей на бывшую коммуналку. (Позже оказалось, что так и есть.)

       К вечеру все собрались: Даныч, Натан и Валентина Ивановна. Пришла Марго - сестра хозяйки. Оказалось, что она и не уходила: работала в студии на чердаке. Марго была художницей.Совсем не молоденькая показалась мне очень строгой и красивой. Позже я догадалась, что впечатляет цвет её глаз. Совершенно золотые, они темнели до чёрных, когда зрачки расширялись. Её явно забавляло смущение "многоюродной племяшки".

       В честь моего прибытия ужинали все вместе не на кухне, а в столовой. И Даныч открыл какое-то вкуснющее вино. - Это "Пино-Гри"- шепнула мне Марго - Фрейя его любит.- Я не рискнула спросить о Фрейе.

        Было заметно, что все эти люди очень привязаны друг к другу и делят обязанности  по-справедливости без просьб и напоминаний. После ужина В.И. пошла отдохнуть, Даныч прибирался на кухне и мыл посуду. Нат выдал мне постельное бельё и полотенца: " В субботу положишь в стирку."- А также показал всю квартиру. Марго наводила порядок в столовой и поливала цветы. На подоконнике в клетке громко пел кенар. - Он всегда поёт, когда на кухне кран открыт,- пояснил Даныч.

        Как-то очень легко я вошла в ритм жизни семьи. Уже через неделю меня вписали в общее расписание дежурств по квартире. Мне выпала честь мыть санузел (два душа, три туалета, четыре умывальника и прачечную), а также следить за наличием всего необходимого там. Марго проверяла санитарное состояние всех участков, в том числе и комнат. Каждый сам вымывал и чистил свою комнатку. Пришлось стараться. Ещё через неделю я отвечала за стирку и закупку продуктов по списку. Всё это было ново для меня, но интересно. Впрочем, каждый, кто был свободен, бросался помогать. Даныч помог с продуктами.

       Однажды, будучи дежурной по кухне, я увидела Фрейю.

       Вечером,  выдраив и вымыв всё, что можно, в том числе и ненавистную духовку, я поставила на столешнице чистую посуду, чтобы подсохла, и ушла в душ с намереньем потом вернуться и расставить всё по местам.  Возвратилась минут через сорок и остолбенела. В тусклом свете единственной лампочки по нашей огромной кухне стремительно и грациозно кружила женская фигурка. Казалось, женщина танцует, напевая. На самом деле она расставляла всё по местам и одновременно, подбрасывала щепки в растопленную старую печь в углу. Её движения были так непрерывны и легки, что посуда не звякала, и казалось, танцовщица не касалась пола.

       Напоследок, подбросив полено в печь, она выпрямилась и наши глаза встретились.
       - Люблю живой огонь.- Её голос звучал как музыка. Женщина была ослепительно красива яркой сказочной красотой. В длинном блестящем платье, в покрывале золотых шелковых волос, скользящих как живые, с нежным и дерзким лицом, освещенным счастливой улыбкой и блеском тёмных глаз, она не дала себя рассмотреть. Скользнула рядом, соткала ткань стремительно-плавных движений, приблизилась, что-то дала мне в руки. И в тот же миг я обнаружила себя за дверью кухни в коридоре. Машинально двинулась в сторону своей комнаты, держа в руках бронзовый поднос накрытый льняной салфеткой. В сознание проникли слова: "Мне пришла в голову чудесная мысль... Ступай..."-

        Из своей комнаты выглянула Марго.
        - Фрейя?... Что она тебе дала?... Да, очнись уже!:) - и сняла салфетку. Под ней стоял бокал розового стекла и лежал большой кусок пирога. Бокал был полон пино-гри, а пирог.... Это был любимый мною пирог с заварным кремом. Такие умела печь только бабушка.... Я рванулась обратно в кухню. Но Марго меня решительно удержала. - Ты что?! Ей нельзя сейчас мешать. А то огребёшь по полной. Пино-гри?:)... Иди к себе. - И дождалась, пока я уйду.

        В тёмной комнате я машинально добрела до окна, села, поставив поднос рядом... За окном в разрывах стремительно летящих туч сверкали звёзды. Пирог был бабушкин. Забытый вкус детства....Запах ванили и тёплых рук...   Мысли о Фрейе куда-то ушли. Последнее, что я помню -  пино-гри.... Утро встретило солнцем. По квартире блуждали невероятные ароматы....

        Я вошла в кухню и остолбенела... Всюду стояли роскошные яства в невероятной посуде. Глаза разбегались.
        - Доброе утро, племяшка.- В углу на лежанке сидел Даныч в пижаме и халате. Он перекладывал исписанные листы.-
        - Здравствуйте. А где все?
        - Марго - наверху, остальные ушли на работу. А ты что здесь?
        - Мне ко второй паре.... Что происходит?
        - А-а-а... Завтракай! Мне пришла в голову интересная мысль... - Он соскочил с печи, собрал свои бумажки и быстро ушел, что-то бормоча. Лицо у него было довольное.

        Я попыталась оглядеться. На гранитной столешнице расположилось огромное серебряное блюдо.
На нём возлежал в окружении душистых трав печёный кабанчик с воткнутым в бок кривым ножом. Блюдо окружали многочисленные соусницы. В самой большой, кажется, был толчёный чеснок. Бр-р-р... Кабан был почат, кто-то вырезал ножом солидный кусок. Да-а-а... По сказке должен быть бык....

        Рядом на фарфоровом блюде знаком инь-янь расположились два роскошных осетра в ломтиках лимона. Куска тоже не хватало. Далее под вышитой салфеткой отдыхал ещё тёплый отъеденный курник.
На тёплой плите в закрытом чугуне ещё томилась тёплая тыквенная каша с румяной пенкой. И-и-и...
Я быстро села за стол, налила в кружку молока выпила и, не оглядываясь на янтарные медовые соты, ягодный пирог, мочёные арбузы... выбежала из кухни.

         Даныч уже надевал пальто.
        - И куда же всё это поставить? Ведь пропадёт...
        - Оставь, как есть, племяша, это:)... не прокиснет:).- И весело напевая, сделал ручкой.

        Но оно пропало. К моему возвращению всё стало, как обычно. Я изловила Натана:
        - Что это было? Где мёд, где курник, поросёнок? Вы что, всё съели?!      
        - Остынь... Считай, что приснилось.:)  Фрейя,- понимаешь?
        - Ничего не понимаю!
        - Попустись...:) Привыкнешь. Ты хоть съела что-нибудь?
        - Только молока выпила.... Обалдела, веришь? Хотя - нет... Вечером она мне дала бабушкин пирог и пино-гри.
        - Сама дала??
        - угу...
        - Ты с ней поосторожнее, не приставай. А утром надо было поесть. Когда ещё такое попробуешь...
        - Да, кто такая эта Фрейя?!
        ...........

        Вечером вернулась розовощёкая Марго с Дерюгиным.
        - Бр-р-р, замёрзла. Проводили её до самой дачи. Там снег, тихо.
        - Кого?
        - Валентину, а кого же ещё? Она взяла отгулы за замены. Хочет побыть на воздухе и в одиночестве.
        - Там до завтра от скуки помрёшь.- Вставил Дерюгин.-
        - Говорит, что ей хорошая мысль в голову пришла.
        - Ну тогда, таки да-а-а... Значит, ждём публикации Даныча:). Что? Фрейя объявлялась?:)- Марго сердито зашипела на него.

        Этот Дерюгин (Игорь Александрович) был доцентом на кафедре прикладной математики и хорошим приятелем Данычей. В универе он имел незвучное прозвище: Дерюжка. Думаю, оно происходило не только от его фамилии, но и от вида шарфа, болтавшегося на его жилистой шее. Лекции у него были интересные, но во внеучебное время он периодически напивался в зюзю. Может, поэтому, а возможно, из-за выражения лица наши девушки его недолюбливали. Какое выражение? Ну такое, будто он сделал  или собирается сделать какую-то гадость, и ему стыдно. А так...- видный холостяк за тридцать пять и неглупый. Талантливый даже, по мнению Данычей.
 
        Дерюжка захаживал в мансарду. Там кроме студии Марго была бильярдная и ещё маленькая гостевая. Игорь Александрович играл в бильярд с Данычем или с Марго. Там же он периодически ночевал. Мне казалось, ему нравится Марго, но позже я поняла, что расклад обратный.

        - И надолго она туда?
        - Официально - на неделю. Кто будет готовить? Танечка, ты умеешь?-
        - Конечно.  Танечка умеет готовить:). Не все умеют это есть. - пробормотал, незаметно подошедший, Даныч. -
        - Готовьте вы - обиделась я.
        - Ладно, но кто-то поможет со стиркой.
        - Беру на себя.- Откликнулся Натан. - Я протупила, не предложил помощь. Дело в том, что меня вдруг поразило совпадение: троим пришла в голову "хорошая мысль". Даныч списал моё молчание на обиду и долго церемонно извинялся.

        В будни по утрам так хочется спать! А что не так с выходными? По выходным у меня бессонница:) И вот в четыре утра я бреду на кухню в поисках горячего чая, а лучше - молока. Дверь приоткрыта. За ней - мерцание, движение, лёгкий смех. Руки Даныча среди струящихся волос Фрейи, звуки поцелуев, борьбы, и страстный женский шепот.

        Я быстро ушла, но что-то меня поразило. Что? Укутавшись пуховым одеялом, задремала.... Фрейя смеялась и шептала Данычу на ушко..., но что? Не-е-е-т, не любовные глупости...: "Нелинейные неравновесные процессы способны порождать макроорганизацию... от неустойчивых точек... возможность математического описания..." - и навалился сон.

        Проснулась поздно. Все уже позавтракали. На кухне прибиралась Марго, Дерюгин курил в форточку. Со всем своим природным тактом я ляпнула: " А где Фрейя?" -
        - А должна быть? - встрепенулся Дерюжка. Марго взглянула на него осуждающе и обернулась ко мне: - Валентина с Данычем ушли гулять. Ты видишь, снег выпал.- В самом деле, было тихо и светло. За окнами - сугробы и ветер.

        - Значит Валентина Ивановна вернулась?
        - Да, вчера вечером на электричке.
        - :) Ну, ты же видела Фрейю. - тявкнул Дерюгин. Марго одарила его таким взглядом золотых глаз, что мне стало страшно. Похоже, он и сам испугался. Быстренько потушил папиросу и распрощался. Это всё хорош-о-о, но я не про Валентину Ивановну спрашивала, а про Фрейю. Умеет Марго переводить стрелки....

        Золотые глаза глядели в упор и весело.
        - Ешь, и пойдём кататься на коньках. Мы с Натаном только тебя ждали. Умеешь?
        - Только на роликовых.
        - Попробуешь!

        - Так где же Фрейя? - решилась обнаглевшая я.
        - Откуда я знаю?... - голос потускнел, золотые глаза увяли.- И что тебе до неё? Понятно, что Игорь завидует, а тебе для чего? - Вбежал Нат. Ну, не вбежал; он всегда так ходит.
        - Проснулась! Так, вы идёте? Сколько можно ждать?!-

        Накатались до дрожи в коленках. Ушли, когда началась метель и стемнело. Дом встретил теплом и ароматами. Была растоплена печь. Всюду стояла вазы с фрезиями и розами. В столовой накрыт праздничный стол: пироги, самовар, фрукты, пино-гри, большой горшок с гурьевской кашей. Все пошли переодеться. Ко мне постучал Нат: "Давай мокрое, положу на лежанку".- Отдала ему шапку и гамаши.- А откуда всё это изобилие? - Фрейя, наверно, в хорошем настроении. Выходи к столу скорее.

        Через несколько минут раздался вопль и страшный грохот. Я вбежала в столовую. Ошарашенный Натан сидел на полу. Цветов не было, изобилие потускнело. На столе осталась каша, один пирог и самовар. Вся компания бросилась поднимать и ругать Ната. Потом всё утихло. Сели за стол. Даныч негромко рассмеялся.
        - Ты что на кухню сунулся? Не понял, разве, что там Фрейя? Знаешь ведь, она не любит, когда ей мешают.:) Специально всё приготовила, чтобы никто к ней не лез. Из-за тебя остались без вина и фруктов.:)
       - Да и цветов нет. Я как-то упустил из виду. Наверно, устал. Но одежда высохнет:).Она взяла. - оправдывался Нат.

        Каша была горячая и вкуснющая. Чай с лимоном и пирог с малиной меня доконали. Чуть не уснула за столом. Валентины Ивановны не было.  Даныч отправил всех отдыхать, вызвавшись убрать со стола. Интересно, как он это сделает, не входя на кухню.

        Как ни странно, уснуть я не смогла, да и рано ещё было. Помаявшись, побрела в столовую.
За прибранным столом лениво развалился пьяненький Дерюгин и дожевывал огромный ломоть пирога.
       - А-а-а... Непонятливая дева Татьяна. -(Противный тип.) Наверно, эта мысль отразилась в моих глазах. Дерюгин выпрямился и аккуратно положил остаток пирога прямо на белоснежную скатерть.
"Сейчас свинья уйдёт."- подумалось мне. Но он сидел и прислушивался, глядя на закрытую дверь кухни. Захотелось сказать неприятное.

      - Говорят, вы завидуете?
      - Кому?!
      - Данычу.
      - А то! Он звёзд с неба не хватает, а поди ж ты...:)
      - Ну, работы Даныча признаны в мире. Вряд ли он так глуп, как вам хочется.
      - Это всё Фрейя!:) У него ни одной собственной оригинальной идеи. Посредственный оформитель.... Да, я и забыл:), ты же не знаешь, кто такая Фрейя:) Открой дверь на кухню - прозреешь.:)

       - Откройте вы: рискните здоровьем. А я Фрейю видела.... Кто она?
       - Ну, ты - чудо! Она - Валентина Ивановна.
       - Неправда!... Фрейя - красавица....
       - Ты хочешь сказать, что Валентина Ивановна некрасива? Почитай сказки Гофмана. Помнишь? - Розабельверде... Там сказано, как это бывает. В хорошую минуту - волшебница-красавица, и всё цветёт. А так....ПФ-ф-ф...- запустение...-

       Мой собеседник загрустил и стремительно протрезвел.
       - Кто-то сказал, что за спиной каждого выдающегося мужчины стоит великая женщина.... Я думаю, что большинство великих открытий, на самом деле, принадлежат женщинам, отступившим в тень для своих мужчин. Муза...
       - Но говорят, что женщины не бывают гениальными.
       - Да, не Гений, а Муза. Волшебница.