Театральная природа музыки

Константин Хачатурян
Театральная природа музыки



Великий пианист современности С.Т. Рихтер очень много говорил о театральной природе музыкального искусства. Он гениально-точно прочувствовал саму суть музыки. Всей музыки вообще. Здесь не имеется ввиду конкретно музыкальный театр: опера, балет, оперетта, мюзикл. В любом жанре музыкального искусства, будь это симфония, инструментальный концерт или камерная музыка, присутствуют элементы театра. Дирижер, инструменталист, вокалист, не включающий элементы театральности в свое выступление, обречен быть скучным, не интересным для публики. Чем захватывал публику всей планеты Святослав Рихтер?  Почему он держал зал в наэлектризованном напряжении в любой точке земного шара? В Большом зале консерватории, в зале Карнеги-Холла, в зале музея Изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, а так же в залах музыкальных школ Тайшета, Архангельска, Новосибирска…

С одинаковым вниманием и напряжением его исполнению внимала подготовленная аудитория музыкантов и абсолютно неподготовленная публика.

Одной из главных особенностей его исполнения любого произведения, будь то произведение И.С. Баха, Л.В. Бетховена, А. Н. Скрябина, С.В. Рахманинова или произведений современных композиторов: С.С. Прокофьева,  Д.Д. Шостаковича, Антона Веберна, Альбана Берга, Кароля Шимановского, является театральность. Вообще, театральность была основой исполнительского мастерства Святослава Рихтера. И главное в его исполнительском искусстве – это эффект неожиданности. Невозможно забыть, как он исполнял начало шестой сонаты С. Прокофьева. Как он обрушивал на публику безумный энергетический, эмоциональный удар.

Одной из главных задач педагога является обучение студента мыслить образно. Особенно это относится к студентам-


вокалистам. И классическим вокалистам, и начищающим эстрадным певцам. Вокалист должен мыслить по законам театра, так как вокальное произведение – это очень ярко, выпукло очерченный образ.

Многие технические вокальные проблемы идут от неразвитого образного мышления. Нельзя разделять работу над вокальной техникой и работу над художественным образом произведения. Это – единый, неделимый процесс. Невозможно сначала научить студента только вокальной технике, а уже потом работать над образом произведения. Мы не должны забывать, что мы занимаемся в первую очередь искусством, а искусство не возможно без образного мышления.

Великий режиссер конца XX столетия Г.А. Товстоногов говорил о трех основных качествах, без которых невозможен артист: 1) органическое чувство правды; 2) интеллект и гражданственность; 3) дар импровизации. Эти качества и должен развивать педагог у своего студента.

В вокальной музыке очень тонкая, почти невидимая, а подчас, неосязаемая грань между хорошим вкусом и пошлостью, между правдой и ложью, между яркостью и вульгарностью. Певец, как никто другой должен уметь ощущать эту грань. И этому начинающего певца должен научить его педагог.

Вокальное искусство таково, что в нем очень ярко, выпукло подчеркиваются все негативные и позитивные стороны певца. Порой яркий, броский, вызывающий внешний вид считается признаком низкого интеллекта. Это абсолютно не так. Мы не видим за яркой, броской, даже порой граничащей с вульгарностью внешностью, яркий, своеобразный талант. Подчас эта внешность – есть вызов против обыденности, усредненности. Часто у исполнителей возникает подобная потребность, – через иной внешний вид найти иной путь в исполнительском искусстве.

Яркий тому пример: выдающийся пианист современности Андрей Гаврилов. Когда он после долгого перерыва появился в


России и вышел на сцену Большого зала консерватории в 2000 году, то все были ошеломлены и шокированы. Черные очки, длинные волосы, на каждой руке перстень и, главное, на нем не было фрака или смокинга, а на шее висел огромный драгоценный камень на толстой золотой цепочке.

Но от этого нестандартного внешнего вида его интеллект не стал ниже. Наоборот, внешний вид подтолкнул его на поиск иных путей в исполнительском искусстве. Да, в этом внешнем виде был определенного рода вызов. Отказ от устоявшихся, «заплесневелых» стереотипов, которые часто выражаются в том, что на сцену Большого зала консерватории можно выходить лишь во фраке или длинном концертном платье.

Это является признаком высокой классичности, высокого интеллекта. Увы, но это не так. Это лишь псевдоклассичность и псевдоинтеллект. Часто «за деревьями мы не видим леса».

Известнейший педагог эстрадного вокала, замечательный камерный певец, выдающийся артист Владимир Христофорович Хачатуров говорил: «Нельзя втискивать ученика в свои рамки, нельзя всех стричь под одну гребенку, даже если эта гребенка очень высокого полета». В работе с вокалистами он призывал к импровизационному поиску, к импровизации. Именно к импровизации в заданной природе чувств, а не к простой, дилетантской «отсебятине». Без импровизации искусство лишено воздуха непосредственности, сиюминутного вдохновения, озарения. Это было глубокое убеждение В.Х. Хачатурова. Но эти качества артиста не падают с неба, если они и заложены природой. Это должно быть развито педагогом.

Здесь мы сталкиваемся с очень серьезной проблемой соединения педагогики и режиссуры. В одном из интервью великий грузинский режиссер Роберт Стуруа сказал: «В профессии режиссера существует педагогическое начало». С такой же уверенностью можно сказать, что в профессии педагога существует режиссерское начало. Тем более педагога, который обучает


вокалу.

Один из важных приемов работы режиссера с актером и работы педагога со студентом является прием «взрыва» актерского и певческого амплуа. Например: певцам, часто исполняющим лирические произведения, очень полезно попробовать себя в характерном репертуаре. Это приведет к расширению «артистического диапазона» певца: Подобные эксперименты в театре и кино давали потрясающие результаты. Роль Юрия Деточкина, сыгранная Иннокентием Михайловичем Смоктуновским с фильме Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Для И.М. Смоктуновского, актера трагического амплуа, эта роль открыла не просто новые актерские качества. Роль Юрия Деточкина открыла Смоктуновскому новые горизонты в искусстве.

Подобные эксперименты не просто нужны, но и обязательны в работе педагога со студентом-вокалистом. Вокалист должен попробовать себя в разных жанрах, не «застревать» в одном амплуа. Даже если в этом амплуа он имеет успех. Искусство – это постоянный поиск. В творчестве не может быть ничего застывшего.

Вспомним программу великого дирижера Евгения Федоровича Светланова «Шлягеры уходящего века». Солистами в этой программе Е.Ф. Светланова были эстрадные певцы: Лариса Долина и Александр Градский. И как феерически дирижировал Е.Ф. Светланов. Он был поистине счастлив в тот вечер.

Возвращаясь к великому пианисту современности Святославу Рихтеру, я хочу процитировать следующие его слова: «Я существо всеядное и мне многого хочется. Это не потому, что я разбрасываюсь, просто вокруг существует очень много хорошей музыки и меня не оставляет желание донести всю ее до слушателя». В этих словах С.Т. Рихтера заключен не просто узкий музыкально-исполнительский смысл. Это – философия его творчества! Его жизненная философия!

Музыкант не может быть в шорах своей профессии.


Безусловно, он обязан быть профессионалом в высоком смысле этого слова. Но, невозможно заниматься вокальной музыкой, стать настоящим певцом, не интересуясь смежными искусствами: живописью, скульптурой, литературой, а особенно поэзией и театром. И не только музыкальным театром, а в первую очередь, драматическим. Также артист не может пройти мимо искусства кино.

Профессия певца в определенной мере результативная. Это результат впечатлений от разных видов искусства. Размышления о жизни, и о своем месте в ней. Размышления о мире, который является театром. Артист должен «подсмотреть» за теми «людьми-актерами», которых мы видим рядом с собой, которые окружают нас. И не только «подсмотреть», но и «увидеть»!

Если артист сможет это сделать, его искусство всегда будет современным. Ведь концепция любого произведения лежит в зрительном зале, а мы – артисты – лишь ее обнаруживаем.