Игорь Бриль пианист, композитор, педагог, поэт

Константин Хачатурян
Игорь Бриль – пианист, композитор, педагог, поэт



Он выходит на сцену, удивительно погруженный в себя, в свой внутренний мир, подходит к роялю, отвечает на приветственные аплодисменты публики, и вот уже звучат первые аккорды его знаменитого «Путешествия в блюз». Игорь Бриль – один из явных лидеров российского джаза. Он утверждал себя в музыке неспешно, с каким-то особым достоинством. Когда Игорь Михайлович Бриль играет на рояле, главное, что поражает – вокальное отношение к инструменту, отношение к роялю, как к человеческому голосу. В каких бы залах не выступал Игорь Бриль, с какими бы музыкантами не играл – рояль Игоря Михайловича всегда поет. Будь то концерты в зале «Олимпийской деревни» из цикла «Джаз плюс джаз», где Игорь Бриль музицировал с ведущими лидерами российского джаза: Анатолием Кроллом, Алексеем Кузнецовым, Давидом Голощекиным. Знаменитые концерты Игоря Бриля в Доме композиторов, в Малом зале Московской консерватории, в зале имени П.И. Чайковского. Слушатели всегда ощущают «пение» Игоря Бриля во время его игры на рояле.

Игорь Михайлович Бриль получил блестящее академическое образование. Он учился в училище при Московской консерватории имени П.И. Чайковского на фортепианном факультете у профессора А.Г. Руббаха. В Институте им. Гнесиных он учился в классе профессора Теодора Гутмана. И уже в студенческие годы проявилась его склонность именно к «пению» в узко-пианистическом смысле этого слова.

Игоря Михайловича всегда интересовал вокал, человеческий голос. С большим трепетом я вспоминаю его беседы с В.Х. Хачатуровым, выдающимся певцом и вокальным педагогом, создавшим школу эстрадного пения и воспитавшим целое поколение эстрадных и джазовых вокалистов. Спектр тем этих бесед был очень широкий, и, естественно, речь шла не только о


литературе, живописи, поэзии. Очень много в их разговорах уделялось внимания теме искусства. Искусства – в самом широком смысле этого слова. Но это были не просто общие разговоры. Игорь Михайлович очень много расспрашивал о певческой технологии, о проблемах звуковедения, о дыхании у вокалиста. Тогда мне было достаточно странно слышать эти разговоры, и я часто задавал себе вопрос: «Зачем ему это надо?» Но позже я понял.

Я вспоминаю один концерт в Доме композиторов, где Игорь Бриль и Владимир Хачатуров исполняли песенку Крауна из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Это исполнение было экспромтом. Владимир Хачатуров был без концертмейстера, и Игорь Бриль согласился ему помочь. До этого они никогда не музицировали вместе. И вот, прорепетировав один раз, буквально, перед выходом на сцену, они вышли исполнять это произведение перед очень взыскательной публикой  Дома композиторов. Они музицировали впервые, но как Игорь Михайлович Бриль чувствовал голос Владимира Хачатурова, какой тонкий ансамбль возник между ними буквально с первых нот. Это был тот редкий случай, когда певец и пианист не просто играли вместе, а именно чувствовали друг друга. Я понял, что присутствую при удивительном явлении: соединения академического вокала В. Хачатурова и джазового пианизма И. Бриля. И это соединение было абсолютно органичным, естественным. Их исполнение было столь захватывающе, что публика потребовала исполнения на «бис».

Игорь Бриль и Владимир Хачатуров проработали вместе 23 года – с 1980 по 2003 годы. Они создали эстрадный факультет в музыкальном училище имени Гнесиных, а когда Владимир Христофорович занялся созданием Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства, один из первых, кого он пригласил преподавать туда (вести класс джазового фортепиано и читать лекции по практическому курсу


джазовой импровизации), был Игорь Михайлович Бриль. За 23 года совместной работы они стали не просто коллегами, они стали друзьями, единомышленниками. В те годы, когда я работал в ГМУЭДИ на Б. Ордынке, я очень часто приходил на уроки Игоря Михайловича Бриля.       

И что меня поражало в его занятиях с учениками! В работе над произведением Игорь Михайлович уделял огромное внимание вокальному звучанию фортепиано. Мне запомнились его замечания: «У тебя пальцы не поют… мало длинных фраз… нелогичное дыхание в теме». Поразительно то, что замечания педагога ученику – пианисту были направлены не на ударную природу рояля, а на его вокальную природу. Недаром музыковед Аркадий Петров в своей книге «Джазовые силуэты» писал об исполнении Игорем Брилем композиции на тему песни А. Флярковского «Стань таким»: «Мягкое», «вокализированное» проведение темы (прямо-таки ощутим голос певицы!)».

Как музыканту, педагогу, человеку для меня очень ценны беседы с И.М. Брилем. Он вообще сыграл решающую роль в моей судьбе!

В 1981 году я решил поступать в музыкальное училище. Но, надо сказать, что подготовка у меня была весьма слабая. Я играл достаточно сложную программу, но играл ее, мягко говоря, средне. Хотя педагоги, к которым я приходил «на прослушивание» перед поступлением в училище, говорили весьма мягко: «Мальчик очень музыкален».

И вот я пришел на «прослушивание» к Игорю Михайловичу Брилю. Послушав мою игру на рояле, он сказал: «Он никогда не будет пианистом». Я был глубоко обижен на него. Мне такие вещи никто еще не говорил. Это был почти приговор.

Но, как ни странно, эффект от его слов был прямо противоположный. Я стал заниматься. И поступил на фортепианный факультет! И стал впоследствии концертирующим пианистом.


Что же произошло? Почему слова Игоря Михайловича произвели такой эффект?!

Будучи педагогом от Бога, он сразу увидел во мне способного лентяя. И повинуясь скорее интуиции, какому-то внутреннему чувству «взорвал» мою лень. Именно взорвал! Педагогу мало сказать нужную фразу или слово ученику. Надо знать, - когда сказать. Здесь педагог подобен снайперу. Он не имеет права ошибиться. Одной и той же фразой, одним и тем же словом, можно или дать «жизнь» ученику, или «убить» его. Здесь важно не только «что сказать», а, может быть, даже гораздо важнее, «когда сказать».

Поэтому, я с уверенностью могу сказать, что Игорь Михайлович Бриль сыграл решающую роль в моем пианистическом будущем. И я считаю его своим Учителем.

Я уже говорил, что очень часто приходил на уроки Игоря Михайловича. Очень интересно было наблюдать за его  обучением джазовой импровизации.

Бытует мнение, что импровизация – это что-то «интуитивное». И научить этому нельзя. На мой взгляд, это неверно. И вся педагогическая практика И.М. Бриля доказывает это.

Как же он учит импровизации? Чему же учит Игорь Михайлович своих учеников?

Здесь я хочу вспомнить высказывания одного из композиторов по поводу джазовой импровизации и импровизации вообще. Сравнивая импровизацию и законченное произведение, он сказал: «Импровизация – это как лужа». Он имел в виду растекаемость формы и конструкции в импровизации.

Игорь Бриль всегда учит студентов тому, чтобы в импровизации была очень жесткая, продуманная конструкция, но такая, чтобы она «не давила» и «не выпирала», чтобы присутствовало органическое соединение точного расчета и непосредственного импровизационного поиска. Здесь особенно


важен композиторский подход к импровизации, доведенный до такого уровня, когда в ней нет ни одной лишней ноты.

На примере преподавания и исполнительской деятельности Игоря Михайловича Бриля я часто задумывался, в чем связь джазового и классического музыканта, что черпает для себя классический музыкант у музыканта джазового? Ведь деление на жанры весьма условно. По сути своей музыка может быть хорошая или плохая. Так что же берет классический музыкант у джазового?

В первую очередь – это, безусловно, отношение к инструменту, потом это «оголенное» чувство ансамбля, которое очень активно присутствует у джазовых исполнителей. И самое главное – импровизация. Импровизация в высоком понятии этого слова, когда музыкант творит во время исполнения, когда во время исполнения идет непосредственный импровизационный творческий акт. Но импровизация становится «высоким актом творчества» только тогда, когда ей предшествует долгая, а порой очень мучительная подготовительная работа. Когда идет поиск музыкальных средств, шлифование музыкальной формы, когда беспощадно отбрасывается все лишнее – это и является истинной импровизацией. К сожалению, достаточно часто импровизацией считается обычное «блуждание» по гармоническому квадрату, хотя это подчас не имеет отношение ни к искусству, ни к импровизации, ни к музыке вообще.

Игорь Бриль исповедует именно импровизацию в высоком смысле этого слова. И что главное – он учит этому. Его учебник «Практический курс джазовой импровизации» является бесценным учебным пособием не только для пианистов, инструменталистов, но и для вокалистов.

Игорь Бриль не только выдающийся джазовый пианист-солист, он блестящий, изумительный аккомпаниатор.

Огромным событием для джазовой жизни в Москве было выступление в восьмидесятых годах Игоря Бриля с выдающейся джазовой певицей Татевик Оганесян. Татевик Оганесян – одна из


лидеров джазового вокала, выдающаяся джазовая певица мирового уровня. Их встреча с Игорем Брилем не просто творчески обогатила обоих, эта встреча открыла новую эпоху в джазовом камерном вокальном исполнительстве. Их совместное исполнение было подлинным шедевром.

Я с особым трепетом вспоминаю музицирование Игоря Михайловича в узком кругу друзей. Мне много раз доводилось слушать его в этой удивительной атмосфере. Но одно такое выступление Игоря Михайловича мне особенно запомнилось. Это было на юбилее моего  отца Владимира Христофоровича Хачатурова в 1999 году. Было уже очень поздно, и остались самые близкие люди. Игорь Михайлович играл, как никогда. Я помню ту потрясающую тишину, удивительную атмосферу, которая возникла в тот вечер между исполнителем и слушателями.

В одном из разговоров с Игорем Михайловичем мы коснулись темы поэзии, и я спросил у него: « А кто Ваши любимые поэты?» Он ответил: «Бродский и Вознесенский». Меня поразило, что он назвал самых музыкальных поэтов современности. Поэтов, которые совершенно по-особому работают со словом. Их музыкальное ощущение слова, словесной интонации поражает.

Стихи И. Бродского и А. Вознесенского совершенно по-особому музыкальны. И не только тогда, когда слушаешь эти стихи, но и когда читаешь их.  Это очень близко не только Брилю-музыканту, но и Брилю-поэту.

С одной стороны, поэзия Игоря Михайловича – это продолжение его музыки. Это изложение словами, рифмами его музыкального мировоззрения. А с другой стороны – между его поэзией и музыкой существует некий контраст. В первую очередь, это эмоциональный контраст. В жизни – Игорь Михайлович кажется человеком, погруженным в себя. На самом деле, это не совсем так. Это страстная натура, которая не может жить спокойно. Он находится в постоянном творческом поиске. И это мы читаем в его стихах:


«Тихо посмейся, не черти себе круг. Ты же в пути».

Да, Бриль всегда в пути, и это – суть его творчества. Он никогда не останавливается ни в исполнительстве, ни в композиторской деятельности, ни в педагогике. Он постоянно в поиске. Создает новые коллективы и выступает с ними. Он открыт любому эксперименту.

В 2002 году я написал вокальный цикл на стихи И.М. Бриля «Но день настает». Игорь Михайлович очень положительно отнесся к этому сочинению. Хотя, музыкальный язык этого вокального цикла – далеко не джазовый. Но Игорь Михайлович никогда не был «узкожанровым» человеком. Это свободная натура, не скованная никакими условностями, а уж тем более – жанровыми.

Игорь Бриль – уникальное явление не только в джазе. Он истинный творец. А творческая личность всегда в пути. Этому учит Игорь Бриль молодое поколение, в первую очередь, на личном примере исполнителя, композитора, педагога, поэта…