3 Я, мы и оно

Лариса Болотова
    Из книги «Око Духа» Кена Уилбера:

«… в углах четырёх секторов я написал слова «Я» (внутреннее индивидуальное), «Мы» (внутреннее коллективное) и «оно» (внешнее индивидуальное и внешнее коллективное). Дело в том, что каждый из этих секторов описан на другом языке. То есть все они имеют разную, но вполне обоснованную феноменологию и, следовательно, каждый из них описан на свойственном ему отдельном языке».

      Возможно, они все говорят об одном и том же, но разными словами?

«Вот лишь некоторые из важных составляющих этих трёх основных сфер Я, мы и оно:

Я (внутреннее индивидуальное) – сознание, субъективность, самость и самовыражение (включая искусство и эстетику); правдивость, искренность.

Мы (внутреннее коллективное) – этика и мораль, мировоззрения, общий контекст, культура; межличностный смысл, взаимное понимание, правильность, справедливость. (я бы добавила совесть)

Оно (внешнее индивидуальное и внешнее коллективное) – наука и мораль, мировоззрение, объективная природа, эмпирические формы (включая мозг и социальные системы); пропозициональная истина (как в единичном, так и в функциональном соответствии).

 … эти три сферы представляют собой знаменитые три мира, которые различает Сэр Карл Поппер – объективный  (оно), субъективный (я) и культурный (мы)  … эти три великих сферы в точности соответствуют трём критериям достоверности Хабермаса: объективной истине, субъективной честности и межличностной справедливости.

Три сферы проявляются даже на духовных уровнях развития. … Три Сокровища Буддизма, а именно: Будду, Дхарму и Сангху – это просветлённый ум в любом и каждом чувствующем существе, «Я», которое есть «не-я», изначальное осознание, которое сияет из каждого внутреннего мира. Будда – это «Я» или «око» Духа. Сангха – это сообщество духовных практиков, «Мы» Духа. А Дхарма – это духовная истина, которая постигается – «Оно», «бытование» или «таковость» любого феномена».