С людьми и без людей

Влад Буза
Отрывки из романа.


     Три дня над городом гуляли бураны, потом, неожиданно открылся лоскуток бирюзового неба, и среди серых городских кварталов, под лучами выглянувшего солнца, нестерпимо ярко вспыхнули купола церквей.
     Изнывающий все эти дни от скуки,  Антон с радостью встретил зашедшего к нему Михаила.
     - Где ты пропал, черт рогатый? Договаривались на вторник.   
     - Собирайся! Поедем к ноябрьским лозунг заказывать, - скомандовал тот, едва переступив порог квартиры.
     Он был невысокого роста, в легком, не по сезону пальто, быстр в движении и разговоре; всю дорогу с азартом рассказывал о проходившем на днях на заводе отчетно-выборном собрании и новых задачах комсомола на следующий период:
     - Пора, давно было пора  как следует ударить по всяким этим прихвостням, и любителям империалистической идеологии.- говорил он с придыханием от быстрой ходьбы. - Много  их развелось, за последнее время. Работа предстоит большая. Так что не улыбайся, привлечем и тебя.
     Через два квартала свернули к ошарпанному с облезлым резным карнизом дому. В угловом окне не было стекла и в глазок была вставлена грязная подушка.
     Поднявшись по замусоренным ступенькам на третий этаж, потянули за ручку звонка.
     Дверь открыл молодой человек, высокого роста, с мясистым лицом и небольшой бородавкой на крупном носу. Стоя у приоткрытой двери, он оглядел, словно не узнавая, Михаила, хмуро бросил:
     - Договаривались на субботу.
     - А мы на экскурсию, - кивнул Михаил в сторону Антона.
     - Прошу...- парень распахнул дверь.
     - Не бойся, Мы ненадолго,  -  проходя вглубь квартиры, проговорил  Михаил.
     - А мы все в этом мире ненадолго, –  не оборачиваясь отозвался хозяин.    
     В комнате, среди банок с красками, подрамников и гипсовых фигур то здесь, то там стояли закопченные кастрюльки с  ложками и наломанными, возле, кусочками хлеба.
     - Давай, показывай Никола чего ты тут натворил за наше отсутствие, – Михаил  остановился посередине комнаты, оглядывая висевшие на стенах картины,-  Уже,  вижу, вот – букет цветов - красиво… Женщина в белом, тоже хорошо…  А почему с одним глазом?
      - Одностороннее видение мира.
      - А черный квадрат причем здесь?
      - Знаменитый квадрат Малевича.
      - Чем же знаменитый?
      - Вселенная, можно сказать, - отвечал Николай, хмурясь...- Бесконечность мира и пространства... Кстати, в нем утонули все ваши теории  о классовой борьбе и прибавочной стоимости.
     -  А, если у меня на это другое ощущение.
      - Конечно, правда у каждого своя,- согласился Николай,- И сегодня одна, а завтра другая?
      - Даже так!? - Михаил приподнял брови: И где же истина?
      - А вам бы хотелось постоянного и вечного?
      - Как-то размышления к этому приводят.
      - А истина там, где больше разногласий. - Николай стряхнул с кисти краску,   поставил ее в подстаканник.- Мир существует постольку, поскольку он существует в ощущении людей. Нет людей - нет мира.
      - А как же заводы фабрики? Вроде без нас стоят?
     - Мистификация… Есть ощущения – есть жизнь. Нет ощущений – нет жизни. Не существует никакой другой истины и вещи, кроме как в нашем представлении. Наше представление и есть последняя истина.
     Михаил хитровато подмигнул Антону:               
     - Ну, а не было людей, в чьих тогда ощущениях был мир.
     - В ощущениях животных.
     - А до животных?
     - В червях
     - Ну, а до червей?
     Николай кинул тряпку, встал со стула:
     - У Бога.
      Смеясь, Михаил мотнул головой:
    - А все-таки есть в этом во всем нечто мистическое.
     - К примеру.
     - Вечная жизнь... Навроде как брехня?
     Николай усмехнулся, взял палитру, выдавил на нее краску, размазал широкой кистью:
     - Вот сделаешь, нечто такое, что люди всю жизнь помнить  будут,- вот тебе и жизнь вечная… Вы Евангелие читали?
      - Сам-то давно стал читать?- усмехнулся Михаил.
      - Грешен, батюшка, ленив... А есть там то, что не подвластно вашим мудрецам...
      Устав от бесконечных споров, разошлись по домам глубоко за полночь. Долго шли вместе, оглядываясь и похохатывая, рассуждая о жизни и смерти и о загадках творчества.