Монолог в самолёте

Джерри Ли
МОНОЛОГ  В  САМОЛЁТЕ
(ответ Сергею Шангину)

Ну что ж, пристегнёмся и через три часа - уже в Египте. Солнце, воздух, вода. Отдохнём! Простите, как вы сказали? Сразу в Хайфу? Двойное гражданство? Зов предков? Еврей в седьмом поколении? Маловато будет... А как ваше имя-отчество? Аарон Натанович? Не совру, таки впечатляет...
Люди! Вы слышите? Этот человьек хочет убедить меня в том, что он в большей степени принадлежит к престижной национальности, чем я! Нет, это неслыханно! Кому вы лепите горбатого, уважаемый? Гены? Что вы тычете в меня этой продажной девкой погрязшего в роскоши империализма! Бабушка Фрида? Я безмерно уважаю всех бабушек по имени Фрида, но ваши доводы, молодой человьек, извините, таки просто смешны. Они напоминают мне старый анекдот про не менее старого еврея, делающего обрезания. На вопрос «зачем над входом в свою лавку вы повесили часы?» он резонно вопросил: «А что бы вы хотели, чтобы мы повесили?»
Так вот, мой дорогой потомок сынов израилевых, начнём с того, что мне угораздило родиться в роддоме имени... Совершенно верно - самого Гирша Грауэрмана! [1] Да-да, на Арбате. В самом начале... Кстати, там появилось на свет немало талантливых людей - Булат Окуджава, Марк Захаров, Андрюша Миронов, Саша Ширвиндт. И вот я - таки тоже, пришёл в этот мир оттуда же...
_________________
[1] Григорий Львович Грауэрман (1861 - 1921)- известный акушер-гинеколог, крупный организатор дела родовспоможения в Москве.

А теперь позвольте вас спросить, знаете ли вы, где я получал среднее образование? Ясли и детский сад мы опустим... Хотя на самом деле всё началось уже именно там, в младшей группе этого удивительного заведения. Мирра Самсоновна - моя первая воспитательница! Боже мой! Она имела такой бюст, что мои однокашники, все как один, мечтали вернуться в самое раннее детство, дабы иметь возможность снова припасть к одной из этих кладезей... Ну, вы меня понимаете! Или навсегда исчезнуть в ущелье греха между ними. Надеюсь, вы знаете, где расположена сия пропасть порока?
А что творилось в душе, когда она снимала с нас штанишки, чтобы мы могли справить какую-нибудь нужду! Почти все мы просились на горшок раз по двадцать за день, чтобы снова окунуться в мир призрачных грёз и удивительных прикосновений. Впрочем, это к делу не относится.
Начнём со школы. Как, мы уже взлетели? Можно отвязаться? Тогда станьте там и слушайте сюда! И я расскажу вам по очень большому секрету эту почти эротическую историю. Я учился в так называемой специализированной школе за интригующим номером 37. Вот тут вы правы - фатальная цифра для нашей страны... Unsere Schule [2], которая всегда выглядела как gross und hell [3], а мы между собой говорили klein und schmuzig [4]. до сих пор расположена в непосредственной близости от заставы самого Абельмана [5], да простит ему Господь все его революционные заблуждения...
_______________
[2] Unsere Schule (нем) - наша школа.
[3] gros und hell (нем) - большая и красивая.
[4] klein und schmuzig (нем) - маленькая и грязная.
[5] Современное название получила при переименовании в 1919 году (возможно в 1925 году) в честь лидера большевистской организации г. Ковров, Николая Самуиловича Абельмана, делегата V Всероссийского съезда Советов, погибшего в районе Покровской заставы 7 июля 1918 г. в ходе событий, связанных с восстанием эсеров.

В этом, не побоюсь этого слова, учебном заведении целый ряд предметов преподносился на немецком языке. Теперь вы догадываетесь, кто там учился и кто преподавал? Циля Марковна - наш классный руководитель. Она практически дубиной вбивала в нас русский язык, разумеется, в своём понимании этого предмета. Это было нечто ужасное... А целая плеяда «немцев» - Феня Абрамовна, Рудольф Меерович, Суламифь Исааковна, Изит Львович, чтоб он был здоров пусть даже на том свете. Сообща они так старались, что я до сих пор в тупике - не могу точно определить, таки какой же язык изучал - немецкий, идишь или иврит!
Борис Ароныч! Подпольная кличка Бароныч... Милейший человек! Он ставил нам двойки по физике за всё... А когда проигрывал его любимый «Спартак» - в школу можно было вообще не приходить!
Эсфирь Ароновна! Наш преподаватель немецкой литературы.
«Эс вехст хиниден брот генуг фюр алеен меншенкиндер!» - Я каждый раз плакал, произнося эту строфу! А что со мной творилось, когда дело доходило до зелёного горошка!.. [6]
Однако школой командовал Иванов. Пётр Семёнович Иванов. Огромной доброты человек. Правда, ходили мерзкие слухи, что это его дед в тридцатые годы так подсуропил своей семье - в силу каких-то там обстоятельств поменял на Иванова свою престижную фамилию Баренбойм. И якобы наш Пётр Семёнович на самом деле Пинхус Срульевич... Но я этим гнусным домыслам никогда не верил.

_____________________
[6] Es wachst hienieden Brot genug fur allen Menschenkinder! - И пусть везде в полном достатке растёт хлеб для всех детей. Строфа из стихотворения Генриха Гейне «Германия, Зимняя сказка». Кстати, следующая строфа такова: «Auch Rosen und Murten, Schonheit und Lust. Und Zuckererbsen nicht minder!» - Есть розы и мирты, любовь и красота, и сладкий горошек в приправу (Перевод В.Левика).

Циля Марковна! Боже мой! Этого забыть невозможно! На выпускных экзаменах, после того, как мы с ней битый час говорили за русскую литературу, вместо отметки, в конце концов, сказала мне «зай гезунд!», и как видите, я до сих пор строго выполняю её завет, ибо пока здоров.
Дальше - больше. Высшее образование я зарабатывал уже в Московском мясо-сосисочном институте. Что, о таком даже не слышали? Молодой человьек... Только не надо ничего предполагать! Не делайте мне весело, и тогда я таки не поставлю вас в неловкое положение вопросом какое сегодня число...
Эта синагога имела альтернативное название - Московский медицинский стоматологический институт. Ключевое слово - стоматологический. Ну, вы меня понимаете...
Теперь вам ясно, кто, кого и чему там учил? Правильно - преподавали профессора своим же отпрыскам. Скажу одно - иврит мне там очень пригодился... Господи, вы бы видели эти носы в фас! Я уже молчу про профиль...
На третьем курсе одна девочка из нашей группы пригласила меня на свой день рождения, и там её бабушка, как сейчас помню - Роза Яковлевна, угостила меня настоящей еврейской мацой! И знаете что - мне понравилось!
А после окончания я снова вляпался - на этот раз больница за номером пятьдесят. Совершенно верно - вблизи Динамо. У вас хорошие познания в географии... Это вам не какой-нибудь «ничтяк в натуре», это - самый мацес!
Перечислить заведующих отделениями? Пожалуйста, это не составит труда, ибо въелось в подкорку навсегда.
Первая терапия - Лев Борисович Шимелиович.
Вторая терапия - Борис Львович Элконин.
Третья Кардиология - Николай Григорьевич Головчинер.
Четвёртая терапия - Маргарита Ефимовна Бро.
Пятая терапия - таки запамятовал имя-отчество, но фамилию помню как «отче наш» - Маргулис! Ну, что? Как говорили ваши предки - азохен вей? Во всей своей красе!
А хотите знать, кто командовал урологией - там было целых три отделения. Ах, вы уже и так верите... Ну, про гинекологию я даже не заикаюсь...
В администрации - своя галерея ужасов! Зам по хирургии - Боря Капланский, по терапии - Серёжа Фишер...
Ну, что? Вы-таки ощутили атмосферу, в которой сформировалась моя личность?
А теперь вы рассказываете мне эти эфемерные сказки про свои гены и мифическую бабушку Фриду! Гены! Да кто их видел? Да вам бы хоть разочек наяву пообщаться с Песей Хаймовной... Поверьте мне, мой юный друг, кто не попадался под руку этой железной фрау, кто не прошёл через её руки, тот прожил пустую жизнь. Маргарет Тэтчер по сравнению с ней - просто бледная поганка. Песя Хаймовна служила нашей общей идее секретарём партийного бюро больницы. Что, вам уже плохо? А представляете, как хорошо было мне, молодому комсомольскому вожаку? Сообща, с ней вдвоём, мы на голову разбили столько оппортунистов, сколько их ещё не рождалось на этой планете. Потом, говорили, что она уехала по зову предков в одну небольшую южную страну. Ну, вы меня понимаете... Как там насчёт оппортунистов, я не знаю. Но вполне вероятно, что железная Песя легко могла отыскать их и там.
А Роза Ханоновна! Она главенствовала в санэпидстанции. Вот-вот, и я о том же...
И после всего этого кошмара вы продолжаете утверждать, что ваши отборные еврейские гены, которые ваши уважаемые предки холили целых семь поколений, таки полностью перекрывают полученный мной жизненный опыт? У вас очень богатое воображение, мой друг...
Так что о том, кто из нас в большей степени потомок сынов израилевых, вопросов в ваших выражающих вечную тоску глазах я что-то больше не усматриваю.

*    *    *

2018