Новь и старь. Из Цикла Байки о художниках
У известного новосибирского художника Алексея Андреевича Хусточко необычная для мэтра мастерская. Не в залитой солнцем мансарде под крышей, не в светлом первом этаже с витринными стёклами расположена она.
Так уж сложилось. В своё время рад был и этому…
Его мастерская - в подвале старого дома на улице Свердлова, в тёмном подвале с окнами, выходящими в карманы-приямки. Верхняя кромка окон – почти вровень с асфальтом тротуара, по которому редкие прохожие торопливо стучат каблуками. То ли ветер наносит, то ли прохожие кидают в приямки всякий мусор. Порой приходится устраивать генеральную уборку.
Художник не обижается. Понимает людей: кому придёт в голову, что там, внизу, за подвальными окнами (которые хоть мой - хоть не мой, всё мутны), в трёх комнатах, где булькает вода в трубах под потолком, где сырой плесенью тянет из тёмных углов, кому придёт в голову, что там мастерская художника.
Обычно своих гостей он водит по трём комнатам мастерской, в которых густо развешены по стенам, расставлены на полу десятки работ последнего времени.
В коридорах, в закутках перед ванной, под трубами и в прочих неподходящих местах громоздятся какие-то старые рамы, картоны, папки. В тусклом свете слабой лампочки вид неопрятный. Но я словно чувствовал что-то. Неоднократно просил художника показать старые работы.
- Да там старьё, Женя! Ничего интересного. Да и заливало папки много раз . Охота тебе в г…. Копаться. Гляди-ка лучше, что я привёз со вчерашнего пленэра!
Но я упрямо возвращался к теме «старья».
- Ну, как хочешь. Смотри, может, найдёшь что-нибудь.
Вытащил я на свет содержимое сумрачных залежей.
Совершенно незнакомый Хусточко предстал мне. Этюды, привезённые с поездок в Сургут, в Хакассию, на Алтай, в Горячий Ключ, на академическую дачу. Манера другая, с отзвуками «сурового стиля»; палитра сдержанней нынешней буйноцветной. 1960-1970гг.
Часть безвозвратно испорчена чёрной плесенью, следствием затоплений подвала. Но большую часть, показалось мне, можно спасти. Перенесли мы картоны на свет, в сухую комнату.
Я, не переставая ругать художника, принялся фотографировать самые интересные работы.
И сам автор подошёл ко мне и стал комментировать: это писал на «академичке», это Алтай.
Выбрал я себе несколько работ. Одну купил, другую отложил, третью выпросил в подарок мне за то, что заставил пересмотреть «старьё».
Привёл я вскоре к А.А. квалифицированного покупателя, заинтриговав того рассказом о «возвращённом» старом Хусточко.
Тот, равнодушно скользнув взглядом по полотнам последних лет, с интересом стал глядеть старые работы. Отобрал несколько. Сторговались.
Остались стороны довольны друг другом.
Потом, после реставрации, эти работы оказались в коллекции галереи «Золотой векЪ», галереи «Фактор».
В роскошном юбилейном каталоге, выпущенном к 80-летию Новосибирского Союза художников, одна из этих работ, «Сургут строится» смотрится очень достойно.
Так что я считаю себя спасителем значительного пласта творчества художника Алексея Хусточко.
На фото : А.А.Хусточко, «Сургут строится»