Новь и старь. Из Цикла Байки о художниках

Евгений Прокопов
    
   У известного новосибирского художника Алексея Андреевича Хусточко необычная для мэтра мастерская. Не в залитой солнцем мансарде под крышей, не в светлом первом этаже с витринными стёклами расположена она.
    Так уж сложилось. В своё время рад был и этому…
    Его мастерская - в подвале старого дома на улице Свердлова, в тёмном подвале с окнами, выходящими в карманы-приямки. Верхняя кромка окон – почти вровень с асфальтом тротуара, по которому редкие прохожие торопливо стучат каблуками. То ли ветер наносит, то ли прохожие кидают в приямки всякий мусор. Порой приходится устраивать генеральную уборку.
   Художник не обижается. Понимает людей: кому придёт в голову, что там, внизу, за подвальными окнами (которые хоть мой - хоть не мой, всё мутны), в трёх комнатах, где  булькает вода в трубах под потолком, где сырой плесенью тянет из тёмных углов, кому придёт в голову, что там мастерская художника.
  Обычно своих гостей он водит по трём комнатам мастерской, в которых густо развешены по стенам, расставлены на полу  десятки работ последнего времени.
  В коридорах, в закутках перед ванной, под трубами и в прочих неподходящих местах громоздятся какие-то старые рамы, картоны, папки. В тусклом свете слабой лампочки вид неопрятный. Но я словно чувствовал что-то. Неоднократно просил художника показать старые работы.
- Да там старьё, Женя! Ничего интересного. Да и  заливало папки много раз . Охота тебе в г…. Копаться. Гляди-ка лучше, что я привёз со вчерашнего пленэра!
  Но я упрямо возвращался к теме «старья».
  - Ну, как хочешь. Смотри, может, найдёшь что-нибудь.
  Вытащил я на свет содержимое сумрачных залежей.
  Совершенно незнакомый Хусточко предстал мне. Этюды, привезённые с поездок в Сургут, в Хакассию,  на Алтай, в Горячий Ключ, на  академическую дачу. Манера другая, с отзвуками «сурового стиля»; палитра сдержанней нынешней буйноцветной.  1960-1970гг.
Часть безвозвратно испорчена чёрной плесенью, следствием затоплений подвала. Но большую часть, показалось мне, можно спасти. Перенесли мы картоны на свет, в сухую комнату.
  Я, не переставая ругать художника, принялся фотографировать самые интересные работы.
   И сам автор подошёл  ко мне и стал комментировать: это писал на «академичке», это  Алтай.
  Выбрал я себе несколько работ. Одну купил, другую отложил, третью выпросил в подарок мне за то, что заставил пересмотреть «старьё».
  Привёл я вскоре к А.А. квалифицированного покупателя, заинтриговав того рассказом о «возвращённом» старом Хусточко.
  Тот,  равнодушно скользнув взглядом по полотнам последних лет, с интересом стал глядеть старые работы. Отобрал несколько. Сторговались.
Остались  стороны довольны друг другом.
  Потом, после реставрации, эти работы оказались в коллекции  галереи «Золотой векЪ», галереи «Фактор».
  В роскошном юбилейном каталоге, выпущенном к 80-летию Новосибирского Союза художников, одна из этих работ, «Сургут строится» смотрится очень достойно.
  Так что я считаю себя спасителем значительного пласта творчества художника  Алексея Хусточко.

На фото : Заслуженный художник России А.А.Хусточко и Народный художник России В.К.Чебанов