Родная история-2

Алла Каледина
И дедушку Павла Андреевича Зотова я не застала. Только бабушку Анну Исмаиловну. Много бы она рассказала! Но мы, дети, не думали. Нам было смешно: старенькая, а читать не может.

Я помнила другую бабушку, Варвару Артемовну: она мне вслух читала. А эта и по-русски говорит, как иностранка.

А бабушка и была иностранкой, турецкой подданной. Там, в Турции, воевавшей с Россией, тоже был геноцид-холокост. Только убивали христиан. Об армянах нет-нет, да вспомнят. А кому нужны какие-то ассирийцы? Подумаешь, чистильщики чужих сапог! Ни в Эйнштейны, ни в Ротшильды никто не вышел. Покойной Джуне вряд ли что было интересно, кроме самой себя.

От турок бежали к русским, пробирались через горы. А здесь война войну обгоняла. Все против всех, все ищут шпионов.

Бабушка отбилась от своих. Ее, больную тифом, подобрал красноармеец Зотов, мой дедушка. Никто теперь не расскажет в подробностях. И каково было бы рассказывать!

Бабушка с дедушкой не были даже расписаны. Какой-то начальник выписал что-то вроде охранной грамоты: дана такому-то и такой-то именем…

С этой филькиной грамотой поселились под Воронежем. Жили до тридцать седьмого года. Деда-гусара не арестовали, арестовали красноармейца.
Домой он не вернулся. А бабушку с тремя детьми, с моей мамой чуть не расстреляли немцы. Думали, что цыгане.

Бабушка предъявила им ту заветную цидульку. Можете представить их реакцию. И судьбу реликвии.

Нашлись, однако, добрые люди. Местный батюшка собственной головой поручился. Другие подтвердили.

«Лицам закавказской национальности» позволили жить: не опасны для «великой» Германии.

Как было ни тяжело, а всех детей бабушка на ноги поставила. Один мой дядя стал православным священником. Другой был коммунистом, правда, карьеры не сделал, преподавал физкультуру.

Гражданских войн между ними не было.

Мама тоже работала в школе, в начальных классах. В партию не вступала, но в храм ходить стала уже на пенсии. А бабушка всю жизнь при храме. Вслух она молилась на родном языке: я несколько раз слышала.

Уже сорок пять лет, как нет бабушки. Не скажу, что я хорошая христианка. Но думаю, кое-что от бабушки и я унаследовала.