348 Атлантик на День ВМФ 29 июля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

348. "Атлантик" на День ВМФ. 29 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Воскресенье, 29 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 18.0°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:06, заход солнца – 20:41 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 85%, Давление 754 мм. рт. ст. Скорость ветра - 2 м/с.

Утром 29 июля 1973 года, над мачтами БПК "Свирепый" на относительно безопасной высоте (примерно 40-100 метров) пролетел несколько раз западногерманский патрульный самолёт "Атлантик". Для того, чтобы определить тип и название этого самолёта, не надо было даже открывать секретный справочник силуэтов самолётов и кораблей ВМС США и НАТО, потому что этот самолёт хорошо всем известен. Двухмоторный винтовой морской патрульный и противолодочный самолет. Силовая установка: два турбовинтовых двигателя «Роллс-Ройс» «Тайн» 21 мощностью по 4638,3 кВт. Максимальная скорость: на уровне моря 592 км/ч; на высоте 6096 м 658 км/ч. Дальность: 8150 км. Автономность: 18 часов. Вес: сухой 25 300 кг; максимальный вес: 46 200 кг. Размеры: размах крыла (по контейнерам радиоэлектронной борьбы) 37,3 м; длина 32,62 м; высота 11,35 м; площадь крыла 120,34 кв. м. Вооружение: негерметичный отсек оружия вмещает все авиабомбы НАТО, торпеды (8 шт.), глубинные бомбы, мины и ракеты. Типовой набор вооружения для патрульного полёта: одна противокорабельная ракета AM.39 «Экзосет» (Exocet),
три противолодочные торпеды, четыре подкрыльевых узла подвески для 3500 кг бомбовой нагрузки, включая контейнеры, а также неуправляемая авиационная ракета. Экипаж самолёта "Атлантик" - 12 человек.

Самолёт "Атлантик" появился в конце 1958 года. ВМС НАТО понадобился дальний морской патрульный самолёт на замену устаревающего американского самолёта "Нептун" фирмы "Локхид". Из 24-х проектов был выбран проект Бреге Br.1150, который впоследствии получил имя "Атлантик". (Здесь и далее цитатное изложение данных из разных открытых источников - автор). Для производства самолётов "Атлантик" был создан европейский консорциум авиакомпаний "SECBAT" пяти стран - Франции, Бельгии, Германии, Нидерландов и Италии во главе с фирмой Бреге (позднее Дассо-Бреге). Самолёт Дассо-Бреге "Атлантик" "стал первым боевым самолетом, который проектировался и строился на многонациональной основе".

"Атлантик" - это свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с фюзеляжем, сечение которого имеет форму восьмерки, образованной из двух пересекающихся окружностей. Самолет получил герметичную верхнюю палубу, хвостовую балку с магнитным обнаружителем подводных лодок MAD, традиционное хвостовое оперение, контейнер со средствами электронной радиоборьбы (ECM), который располагается на конце киля, трёхопорное шасси со спаренными колесами на каждой стойке и два турбовинтовых двигателя "Тайн", расположенных в гондолах на крыле". Самолёт "Атлантик" может использоваться в качестве противокорабельного, для береговой разведки, для руководства воздушно-морскими спасательными операциями, эскорта кораблей, штабного самолета, для перевозки грузов и людей и для установки мин. "Атлантик" спроектирован для выполнения противолодочных операций и оснащен звуковыми буями и поисковым радаром с аппаратурой засекречивания CSF фирмы Томсон (Thomson), способным обнаруживать маневры подводных лодок в радиусе до 75 км (47 миль).

Первый самолёт "Атлантик" взлетел 21 октября 1961 г. Первые 40 самолётов "Атлантик" в июле 1965 года поступили в ВМС Франции. Следующие 20 самолётов "Атлантик" поступили на вооружение ВМС Западной Германии. 9 самолётов "Атлантик" достались ВМС Нидерландов и 18 - ВВС Италии. Последний самолёт "Атлантик" будет произведён в 1974 году. В июле 1977 года во Франции самолёты "Атлантик" будут модернизированы (Атлантик ANG - Atlantic Nouvelle Generation), а в настоящее время они модернизированы до версии Атлантик ATL 2 (8 мая 1981 г. первый опытный самолёт, 26 марта 1982 г. - второй).

В октябре 1989 года первый серийный Атлантик ATL 2 поставлен ВМС Франции (всего заказано 19 самолетов). Экипаж самолёта Атлантик ATL 2 состоит из 10 человек. Самолет ATL 2 оснащён убирающимся радаром дальнего обнаружения с аппаратурой засекречивания CSF Игуана (Iguane) фирмы Томсон, установленного под носовой частью фюзеляжа. На самолёте Атлантик ATL 2 имеются комплекты средств радиопротиводействия Арар (Arar) 13 и аппаратура обработки данных с акустического буя Саданг (Sadang), объединенных с другим оборудованием, включающим бортовой компьютер для координации взаимодействия системных компонентов. Самолет ATL 2 может перевозить либо 24 человека, либо запасной двигатель, винт и вспомогательную силовую установку (APU), установленные на специальном поддоне. Самолет также может использоваться для раннего (дальнего) обнаружения целей и в качестве самолета-заправщика. Боевые противокорабельные и противолодочные возможности самолёта Атлантик ATL 2 ограничены в связи с относительно невысокой скоростью полёта и уязвимостью от средств ПВО.

Теперь, когда я имел доступ, как «свой», повсюду во все места корабля, во все команды и группы моряков, на сигнальный и ходовой мостик, вахтенный офицер (молодой лейтенант, назначаемый на вахту во время якорной стоянки) выразил недовольство моим поздним появлением по его вызову-приказу (вахтенный офицер просто сомневался в правильности своих действий и записей в вахтенный журнал по поводу облёта натовского самолёта). Поэтому мы вместе с ним ещё раз перепроверили свои наблюдения с секретным справочником силуэтов (фотографий) самолётов и кораблей США и НАТО, удостоверились в истинности наших мнений и меня отпустили праздновать День ВМФ вместе со всеми на корабле.

Теперь все в экипаже БПК "Свирепый" были моими соратниками по сотворению фотолетописи корабля и с удовольствием позировали, послушно строились и занимали нужные позы в кадрах. В благодарность за это я стал раздавать некоторые фотографии, делать снимки «на заказ» - для ДМбовских фотоальбомов годков. Единственным «но» был дефицит фотобумаги и фотореактивов… Когда я получал в разведотделе 128-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей Балтийского флота фотоматериалы, мне выдали не только пачки фотобумаги обычных размеров, но ещё «всучили» большие пакеты формата в половину листа ватмана (А1 - 594 х 841). Эти пачки фотобумаги были старые, почти непригодные, пересушенные, очень плотные, края их листов были загнуты вверх…

После памятной большой фотогазеты подготовки и выхода БПК "Свирепый" на БС (боевую службу), которую "распетрушили" старшие офицеры и флагманские специалисты в кают-компании офицерского состава, у меня резко поубавились запасы фотобумаги и фотореактивов. Теперь я вынужден был для экономии качественной фотобумаги резать гильотинным фоторезаком большие листы формата А1 на маленькие (нужного размера) и мочить их в чистой воде перед печатью фотоснимков, чтобы выпрямить края. Фотодело на корабле оказалось очень хлопотным, трудоёмким и затратным, так как для проявки плёнки, для проявки и закрепления фотоснимков и их промывки требовалось большое количество фотореактивов и пресной воды.

Первые фотоснимки у меня получались не совсем качественные. Вначале было много «брака», но жизнь заставила научиться точно подбирать по характеру негатива выдержку времени при печати и буквально на следующий день, как БПК "Свирепый" встал на якорь у мыса Скаген, я принёс командиру корабля и замполиту свои первые фотографии нашего боевого похода. Особенно капитану 3 ранга Евгению Петровичу Назарову понравились фотоснимки хроники загрузки боезапаса на корабль. Ещё никогда в его фотоколлекции снимков не было репортажных кадров о работе экипажа по авралу, погрузки ракет для ЗРК «Оса-М», торпед, реактивных бомб для РБУ-6000. Вместе с замполитом командир корабля со смехом и интересом рассматривал фотографии о том, как грузили на корабль продукты питания и вещи, потому что я постарался запечатлеть возникавшие тогда недоразумения и курьёзные случаи… Печаль вызвали только те фотографии, на которых был зафиксирован момент неудачного движения ракеты 9Р33 и её удар о направляющую ЗРК «Оса-М», а затем момент отчисления командира БЧ-2 старшего лейтенанта Е.Л. Крылова с корабля…

Замполиту капитану 3 ранга Дмитрию Васильевичу Бородавкину очень понравились фотографии, на которых были наши офицеры и мичманы, причём больше всего понравилось то, что я каждого снимал в такой момент и в такой позе, которые наиболее полно выражали суть и характер человека.

- Суворов! – восклицал Дмитрий Васильевич Бородавкин. – Где вы так научились фотографировать?! Как вам удаётся уловить нужный момент? Как вам вообще удаётся быть в нужный момент в нужном месте?
- Научил меня фотографировать и строить кадр мой папа, Сергей Иванович, - отвечал я. – Мы с 1957 года, когда мне было всего 4 года, вместе с ним уже не только фотографировали, но и печатали фотографии в нашей ванной. Он у меня страстный фотограф.

Командир корабля и замполит восторгались, хвалили и заказывали ещё и ещё хороших фотографий, а я предложил им создать большой фотоальбом - фотолетопись корабля (несколько фотоальбомом), чтобы оставить в памяти и в истории корабля всю хронику фактических событий. Командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров дал «добро», а замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин горячо поддержал меня в этом начинании. Так началось создание трёх моих фотоальбомов о службе на ДКБФ в период с 14 ноября 1971 года по 11 ноября 1974 года. Одновременно создавались альбомы фотолетописи БПК «Свирепый» с фотографиями более информативными, качественными и многочисленными, чем у меня, потому что всё на корабле в те времена было либо секретным (новым), либо тайным...

Само собой на фотографии командиру и замполиту корабля, а также на «фотки» для фотолетописи корабля, я использовал только качественную тонкую и «свежую» фотобумагу. «Фотки» офицерам, мичманам, друзьям и годкам я делал из той фотобумаги, которую мне давали «заказчики» (офицеры, мичманы, матросы, старшины и годки) или из плотной фотобумаги, срок годности которой уже закончился. Себе я оставлял либо бракованные фотографии, либо личные фотографии на хорошей фотобумаге.

На фотоработы уходило очень много времени и сил. Кто занимался всерьёз и долго фотоделом, те меня поймут. Поэтому мне иногда трудно было воспринимать упрёки и досаду моих друзей-годков, которые требовали и ждали от меня фотографий «просто так», потому что я для них «молодой», а они для меня – «годки». Им было непонятно, как можно, делая фотки себе, командиру корабля, замполиту и кому-либо ещё, не сделать пару-тройку дополнительных снимков для них… Им было не понять, как быстро «таяли» мои запасы проявителя, закрепителя и фотобумаги после того, как очередной пухлый конверт с отчётом в разведотдел штаба 128-й БРК ложился в сейф, как катастрофически мало у меня оставалось качественной фотобумаги, и уже ощущался дефицит фотоплёнки…

И всё же я старался снимать и делать фотоснимки так, чтобы осталась хронологически верная и правдивая фото жизнь экипажа БПК «Свирепый», фотолетопись наших славных дел и побед. Вот и сегодня в воскресенье 29 июля 1973 года я думал о том, как бы мне экономно и полноценно сфотографировать противолодочный самолёт «Атлантик», который с немецкой педантичностью кружил и кружил над нашим кораблём и гудел, как майский жук. Я снял его сначала спереди в три четверти, потом на траверзе, чтобы были отчётливо видны знаки опознавания, номера и антенны. Теперь я тратил на военные объекты не более трёх кадров, что позволило мне больше внимания уделять моим товарищам, друзьям, годкам, офицерам и мичманам, событиям из жизни экипажа и корабля.

Натовские противолодочные самолёты типа «Атлантик» были хорошо известны, в справочнике-каталоге самолётов и кораблей НАТО было написано много интересной и полезной информации о них. Конкретно противолодочный и патрульный двухвинтовой самолёт Breguet Br.1150 Atlantic ВМФ ФРГ, который кружил над нами, – это многофункциональный самолёт дальнего радиуса действия. Этот «Атлантик» находился на вооружении ВМС ФРГ с 1964 года. Кроме противолодочной борьбы, «Атлантик» может быть поисковым и спасательным самолётом, сбрасывать (ставить) мины и обнаруживать мины, а также проводить разведку акватории большого радиуса дальности. Этот «Атлантик» Breguet Br.1150 Atlantic ВМФ ФРГ может нести 8 противолодочных торпед (Mk-46) или 12 глубинных бомб. Кроме этого, «Атлантик» может быть вооружён двумя противокорабельными ракетами.

Самолёт Breguet Br.1150 Atlantic в 1973 году находился на вооружении ВМС Франции, ФРГ, Италии, Нидерландов м ВВС Пакистана. Данный самолёт "Атлантик" Breguet Atlantic Br.1150 ВМС ФРГ имел:
Экипаж — 13 человек
Длина — 31,75 м
Размах крыльев — 36,3 м
Высота — 11,33 м
Масса пустого — 18 500 кг
Масса с полной загрузкой — 24 000 кг
Максимальная взлётная масса — 43 500 кг
Двигатели — 2 турбовинтовых Rolls-Royce Tyne
Мощность — 2; 5,730 л. с. (4270 кВт)
Максимальная скорость — 650 км/ч
Дальность — 8000 км
Тяговооружённость — 360 Вт/кг (0,485 л. с./кг)
Вооружение — до 3500 кг, включая торпеды, глубинные бомбы, морские мины, бомбы, и буи.

Скорость полёта не позволяла самолёту "Атлантик" Breguet Br.1150 Atlantic уйти от поражения нашими ракетами 9Р33 ЗРК «Оса-М» и снарядами АК-726, поэтому этот самолёт нас не очень-то беспокоил, но кто знает, что находится в «пузатом» фюзеляже этого тихоходного самолёта с фашистскими «железными крестами» на борту?

Чтобы служба на якорной стоянке у мыса Скаген в условиях вполне курортной погоды (яркое, жаркое и жгучее солнце и чистейший пьянящий морской воздух) не казалась нам «медовым раем», командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров, приказал всем наблюдателям, особенно сигнальщикам, пройти тест на знание силуэтов самолётов и кораблей США и НАТО. Для этого теста сначала провели командное занятие с показом соответствующих плакатов и зачтением соответствующих характеристик и описаний из секретного справочника-каталога силуэтов самолётов и кораблей НАТО, а потом были проведены азартные соревнования-состязания на быстроту узнавания и определения самолёта или корабля по его силуэту. Крики, споры, смех и горячий обмен мнениями привлёк сначала в столовую, а потом на ют массу ребят. Всех подзадорил замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, сказав, что «не только Суворову может повезти увидеть и опознать неведомый натовский самолёт, но любому и каждому наблюдателю». Многие хотели отличиться, а некоторые, как мой друг Славка Евдокимов, хотели «заработать» себе главную награду матроса срочной службы – 10-дневный отпуск с выездом на родину…

Вот почему практически все моряки на БПК "Свирепый" хотели быть «наблюдателями», а некоторые тщательно перерисовывали в свои блокноты и тетради контуры и силуэты натовских самолётов и кораблей. Мне тоже хотелось украсить свой фотоальбом и фотолетопись корабля изображениями различный самолётов и кораблей. Поэтому я тоже в нашей штурманской рубке в свободное время тщательно перерисовывал облики самолётов и контуры из секретного справочника-каталога самолётов и кораблей США и НАТО. Интересно, а сейчас тот великолепный справочник-каталог самолётов и кораблей США и НАТО всё ещё секретный?

Я несколько раз сфотографировал самолёт "Атлантик", каждый раз пытаясь запечатлеть его номера. Для верности я попросил сигнальщиков-наблюдателей проследить этот самолёт в бинокли и продиктовать мне их номера, цифры и буквы на фюзеляже. Вместе с вахтенным офицером мы зафиксировали время начала и окончания облёта натовским патрульным самолётом нашего корабля, условия погоды и состояние моря в этот период времени, а также характер поведения самолёта. "Атлантик" вполне мирно облетел нас по дуге, правда, на низкой высоте, почти над самым клотиком мачты БПК "Свирепый", чем вызвал гневное недовольство экипажа корабля, так как двигатели самолёта громко ревели. На такое "не джентльменское" поведение натовских лётчиков командир корабля отреагировал философски, он сказал: "На то и щука, чтобы караси не дремали". "Караси" - то есть все, кто служил на флоте меньше срока, чем наш командир, дружно и весело засмеялись шутке капитана 3 ранга Евгения Петровича Назарова. Однако вопрос командира корабля прервал все смешки...

- Чего это он к нам прилетел в воскресенье? - спросил вслух самого себя командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров. - Пронюхали про приказ?

Какой приказ? Что за приказ? О чём приказ? Эти вопросы вихрем начали роиться у меня в голове, но думать о каком-то приказе было некогда. Надо было праздновать День ВМФ, а эти "жужжалки" атлантические нам не помеха!

Фотоиллюстрация: 29 июля 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. День ВМФ СССР. БПК "Свирепый". Одна из нескольких фотографий натовского патрульного разведывательного противокорабельного и противолодочного самолёта "Атлантик" - Breguet Br.1150 Atlantic ВМФ ФРГ, который прилетел к нам в воскресенье 29 июля 1973 года и несколько раз оглушил экипаж БПК "Свирепый" рёвом своих двигателей. У нас праздник, а они мешали нам весело праздновать День ВМФ. Черти полосатые...