Былинные земли. Удар в спину, часть 4

Василий Азоронок
(Продолжение)

СЛЕД БОЛЕНСКИХ ПАНОВ

При Иване Грозном возвышенность занимали «боленские паны». Кто они такие, доподлинно неизвестно. В книге «Память. Лепельский район» они названы представителями имения с центром Болин на западном берегу Турицкого озера (а это, по сути, центральная часть Лукомской возвышенности), откуда, с высокого берега, прорисовывались очертания Лукомля. Предположительно, «боленские паны» – приближенные миланской герцогини Боны Сфорцы, которая явилась в качестве супруги, избранной Габсбургами для престарелого великого князя литовского и короля польского Сигизмунда I в 1518 году. В подтверждение сего факта можно привести сведения, почерпнутые из книги Романа Афтанази «История резиденций на давних окраинах Речи Посполитой». Описывая болинскую усадьбу на Могилевщине, в бывшем Мстиславском уезде, польский историк упоминал Ракус-Сущевских, которые жили там и считали себя отпрысками балканских народов, прибывшими в Беларусь в свите вышеназванной королевы.

После смерти супруга Бона круто взялась за преобразования белорусских земель. Княжеские уделы были распотрошены на волоки, распроданы или отданы приближенным.

ЗОВ ПРЕДКОВ

Собственность Лукомских в Людчицах – это их догорающий очаг. Кандидат исторических наук Беларуси Александр Довнар отыскал среди библиотечных рукописей Академии наук Литвы судебное дело, в котором мещане Лепельского поместья в 1612-1613 годах жаловались королю на препятствия, чинимые Романом Балтазаровичем Лукомским. Тот преграждал торговцам спуск по Улле, не давая им свободно перемещаться в Ригу на судоходном отрезке своего поместья. Инцидент – как зов предков, как проявление удельного фактора: контролировать перемещение грузов в пределах своей территории.

Ясно, что попытка была обречена на провал. Князья уже не вписывались в новое течение, проникнутое капиталистической наживой, не могли диктовать условия.

Пришлось ретироваться. Как результат - последний представитель Лукомских в Людчицах – Иван Борисович, в 1620 году продал поместье, и хозяевами стали некие Каминские (не из этого ли рода будет Бронислав Каминский – гитлеровский приспешник, мечтавший создать под фашистским крылом особую Лепельскую республику?)

Роман Лукомский, посягнувший на торговый клан, назван «из своего села-слободы Городинец», где он держал речной порт. Это район современных Городчевич, в которых, если верить польскому Словнику, отмечалась церковь, построенная «княжатами Лукомскими» в XYI веке.

Сейчас в районе Городчевич железнодорожная станция - 116-й километр стального пути Орша-Лепель. Не знаю, почему ее назвали Заслоново (якобы в честь партизана-диверсанта Константина Заслонова), однако слово будто наглядно отразило вековую предназначенность: служить щитом от врага. Сразу за станцией - военный городок, выстроенный в эпоху Советского Союза.

Там же на рубеже двух предыдущих столетий отмечались следы еще одного оборонного замка - в устье Толпянки. Получается, что цепь укреплений тянулась вдоль нее.

Едем к Городенцу.

(Продолжение следует).

На снимке: озеро Турицкое, с западного берега видны трубы Лукомльской ГРЭС.
23.10/18