Путин и культурная революция

Инна Молчанова
(из цикла «Голоса глубинки»)

Чего-чего, а денег в нашей культуре (в том числе и государевых, так необходимых сегодня пенсионерам) – предостаточно. Одних только «падений с Олимпа» народных кумиров сколько! Уму непостижимо, чего они там такого «напевают» и натанцовывают, что по уровню доходов давно уже превзошли даже выдающихся политиков страны.

Омерзительное и отвратительное это зрелище: бракоразводные процессы, женитьбы и подженитьбы зазвездевшей публики, дележ нажитых "непосильным" миллионов и их бедных, раздираемых сторонами детей т.д. Нам, в наших «улусах», где труд оценивается в жалкие копейки, а статус «работающих нищих» прижился намертво, все это кажется не иначе, как бесовщиной, пиром во время чумы.

Представить невозможно, чтобы подобное творилось во времена советов. Райкин, Магомаев, Зыкина, Толкунова, Сенчина, … -- никогда эти имена не смешивались с бытовушной  плесенью. Это сейчас кое-кому необходимо доставать грязное белье, чтобы скандалами привлечь читателя или зрителя. Но простому человеку, для которого кумиры советских времен были эталоном поведения, скромности и душевной чистоты, этого и поныне не нужно.

Я не любитель считать в чужих карманах, но проверять и контролировать хотя бы легальный доход дельцов от культуры и налоговую дисциплину высокооплачиваемых «звезд» государству не помешало бы. Все эти дворцы и палаты, шикарные экипажи и вольготная жизнь – отнюдь не доказательство исключительности, и, тем более, не подтверждение исключительной талантливости. А самозванство «королей» и «примадонн» давно уже вызывает в народе саркастический смех.

Но это – «большая» культура, рядом с которой соседствует и «малая», бюджетная. Культура поселков, поселений и сел. Речь пойдет именно о них.

Как-то, будучи проездом в одной из деревень, разговорилась со старожилами. Мол, клуб у вас большой, красивый – радуют ли работой учреждение и его культпросвет-хозяева.

-- Какой-там! – засмеялись женщины. -- Он, попреж всего их самих радует. Приехала эта завклубом с одним чемоданчиком, а теперь, смотрите, какой двухэтажный домино себе отгрохала. Крышу видите? Целехонькая была железная на клубе. Они ее списали, а железо с главой себе на крыши и заборы порастаскали. Шторы тоже – новехонькие списали, а свои окна одели. Все тащат. Все делят без зазрения.

Уже от других собеседников узнала, что клуб завален костюмами – шьются к каждому празднику. Огромные деньги уходят. А все потому, что заедино обшиваются все семейства – и клубников, где родня на родне, хоть и без образования, и администрации, где тоже – сплошная родова.

-- Как не будут воровать? Если муж глава, а егоная жена – бухгалтер?

Потом натыкалась и на другие дела и делишки: то памятники воинам, возведенные после войны на народные деньги, посносят, заменив их новоделом. Причем, бюсты знаменитых скульпторов уничтожают, а узбеки свои версии налепливают, да устанавливают. Сходство с Героем – все равно, что кенгуру с конем. То спорткомплексы разрушенные восстановят, а спортсмены – только на бумаге. Зато миллионы «освоены». Зато свои коттеджи у глав и свиты понастроены под сурдинку.

А фонтаны по селам? Вот, на кой ляд они там нужны?! Тем более что все село в воде нуждается – пьют из двух родников по-за околицей, к которым даже сходни путевые не выложены, никто площадку не зальет, кивая на отсутствие средств в бюджете. Программа «Чистая питьевая вода» есть, а воды нет – хоть из этого самого пресловутого фонтана набирай.

А "Вечные огни" в деревеньках, в годы войны находившихся за тридевять земель от театра боевых действий? Да еще обустроенные так, что газовые баллоны располагаются вблизи детских учреждений (мало им развлекательных центров и бойни в Керчи!).

А дорогостоящие парады в деревнях? Когда стоит на трибунке такое (извините) четвертый выборный срок отбывающее полуграмотное чмо, читающее-то по слогам, и надувает щеки: "У нас не хуже, чем в Москве!". Еще бы: бабло на таких мероприятиях делается влет. Кому война, а кому -- мать родна, одним словом. У него внутрипоселковые дороги не обустроены, водокачки на ладан дышат, благоустроенных туалетов в школах нет -- по сорокоградусным морозам ребятня в уличный нужник бегает... А оно туда же -- "не хуже, чем в столице". 

Любые массовые мероприятия – клондайк для сельской элиты. Мало того, что на шарики-салюты выбрасывается, подипроверьсколько, так, ведь, еще и предпринимателей данью обкладывают – те и деньгами, и продукцией откупаются от рэкетиров выборного корпуса. Что куда идет – кто проверит? У нас, ведь, контрольно-счетные палаты только бюджетные статьи контролируют, а внебюджетка – вся в руках местных царьков. Вот и ездят они на дорогущих авто, едва выберутся;  вот и подымают благосостояние своих семей. Что ни поселковая или сельская администрация – то работодатель семейного клана. 

А ХДЕ сама культура? Да по накатанной – по красным дням календаря. Сценарии – из Интернета, исполнители, как правило, школьники, согнанные на аврал, да та же сельская тусовочная «элита».

Помню, однажды проезжала мимо одного из клубов в День российского флага. Приостановились. На маленькой площадке – техники навороченной, микрофонов там всякоразных, ведущая – тетка  в люрексе, как положено. А зрителей, стоящих полукругом – шесть человечков-школьников с какими-то нелепыми красными флажками в ручонках. Из микрофона несется очередной вопрос (викторина, видимо):

-- А кто из вас, ребята, может мне сказать, сколько гербов существует в мире?

У меня челюсть отвисла и уши повяли… Ничего себе уровень сельского школьника! Дети тоже застыли, как истуканы. Чем там все кончилось, я так и не узнала. Но викторину – дааа. Запомню на всю жизнь.

Итак, сельская культура. В советское время были по селам народные коллективы (хоры, драмкружки). Остались они и поныне. И, вероятно, есть среди них выдающиеся, настоящие, действительно, несущие культуру в массы. Но в подавляющем своем большинстве, прежние коллективы распались – и люди уходили в мир иной, и жизнь стала такой, что не до песен селу. Сегодня по многим сельским «очагам» -- видимость коллективов и зрителей. Ну, собирается и репетируется хоровой коллектив из жвавых пэсыков – заскучавших бабусек. До уровня «Народного» ему как до Киева рачки и по количеству поющих, и по качеству, порой (простите), откровенного старческого блеянья. Ходят туда: кто одинок, кто просто любит петь, а кому – лишь бы в обществе, да еще и с обязательными посиделками после концертика. Стол накрыли, горилочку достали – и…  как запоют!

Но это же НЕКУЛЬТУРА! Это залепуха для отчетности. В залах – обязаловка для админов, училок, да школьников. А, чтоб массовость создать, эти самые коллективы ездят друг к дружке – вот тебе и аншлаги.

Дискотеки, конечно, еще. Ну, про это рассказывать не надо. Все распрекрасно понимают, о чем речь. Особенно, в сельской местности.

В общем, поиска новых форм в сельских клубах нет. Значимость их, как культурных центров на сегодня не то, что невелика, просто НИКАК. А деньги… деньги идут потоком. Причем, устойчивым, бюджетным потоком. И зарплаты у завклубов сегодня по три-четыре доярских. И работа не пыльная. Даже, если пенсию «сдвинут» -- плакать не будут. Чего не работать? Руци не мараешь; артрита, как землепашцы, не заработаешь; грыжи на картошке-моркошке тоже не получишь. Живи, да здравствуй. Главное, не забывай о властях – Ленин завещал делиться. И будешь в шоколаде. Культура она, такая – в лес не убежит…

Что делать-то будем, Владимир Владимирович? Может, все-таки, к промышленному прорыву и культурную революцию забабахать? Переформатировать ее, культуру-то, перезагрузить? Подогнать под сменившийся уклад. Продумать, как и во что вкладывать бюджетные средства, чтобы не стояли клубы порожняком, и не утекали деньги в песок и карманы, вместо того, чтобы работать на живые и перспективные проекты. На развитие ремесел, дополнительное обучение молодежи. Выявление и привлечение новых талантов. Чтобы сельский житель не в город за развлечениями мотался, а здесь, на селе, имел возможность получить то, что дают различные досуговые центры тем же горожанам. Что привлекает любознательных и пытливых, которых в нашей необъятной – через двор по гению, да кулибину…