346 Форма одежды на День ВМФ 29 июля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

346. Форма одежды на День ВМФ. 29 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Каттегат. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Воскресенье, 29 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 18.0°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:06, заход солнца – 20:41 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 85%, Давление 754 мм. рт. ст. Скорость ветра - 2 м/с.

Формально, по Корабельному уставу ВМФ СССР (глава 11) парадная форма одежды старшин и матросов срочной службы, курсантов военно-морских училищ и нахимовцев (Статья 106) в День ВМФ должна была быть такой: (форма №1 - летняя) фуражка-бескозырка летняя белая, форменная рубаха, белые брюки, черные ботинки, поясной ремень белого цвета либо (форма №2 - летняя): фуражка-бескозырка летняя белая, форменная рубаха, тельняшка, черные брюки, черные ботинки, поясной ремень белого цвета, либо "форма №3 - летняя): фуражка-бескозырка, фланелевая рубаха с форменным воротником, тельняшка, черные брюки, черные ботинки, поясной ремень белого цвета. Всё зависело от условий погоды и обстоятельств, а также от приказа командира корабля, который во время боевого похода - Бог, Царь и Герой в одном лице, глава нашего корабельной государственной территории Союза Советских Социалистических Республик. Поэтому мы были в повседневной, но чистой форме одежды (первого срока носки).

Повседневная форма одежды (статья 108 КУ ВМФ СССР) старшин и матросов срочной службы, курсантов военно-морских училищ и нахимовцев такая (форма №1 - лентяя): фуражка-бескозырка летняя белая, форменная рубаха, белые брюки, черные ботинки, поясной ремень черного цвета либо (форма № 2 - летняя): фуражка-бескозырка летняя белая, форменная рубаха, тельняшка, черные брюки, черные ботинки, поясной ремень черного цвета, либо (форма № 3 - летняя): фуражка-бескозырка, фланелевая рубаха с форменным воротником, тельняшка, черные брюки, черные ботинки, поясной ремень черного цвета.

В соответствии со статьёй 109 КУ ВМФ "повседневная летняя облегченная форма одежды для ношения в районах с жарким климатом на территории СССР и при плавании в районах южнее параллели 40° северной широты (кроме Японского моря)" такая: пилотка тёмно-синего цвета с пристежным козырьком, куртка с короткими рукавами и брюки короткие синего цвета, сандалии. Увы, мы ещё не дошли до морей Карибского бассейна и до Средиземного моря, поэтому были в своей обычной повседневной рабочей форме одежды.

Летняя рабочая форма одежды старшин и матросов срочной службы, курсантов военно-морских училищ и нахимовцев (статья 114 КУ ВМФ) такая: фуражка-бескозырка летняя белая, рабочее платье (рубаха с форменным воротником и брюки), тельняшка, черные юфтевые ботинки, поясной ремень черного цвета на брюках. Молодые матросы выделялись на фоне годков серо-зелёным цветом своих новых "каляных" роб, а годки щеголяли белоснежными отутюженными мягкими робами, прошедшими неоднократно специальные стирки отбеливающими составами...

В соответствии со статьёй 122 КУ ПМФ "флотская форма одежды по установленным номерам носится в зависимости от температуры наружного воздуха: № 1 - от +25° С и выше; № 2 - от +20 до + 25° С; № 3 - от + 15 до +20° С; № 4 - от 0 до +15° С; № 5 - от 0 до -10° С; № 6 - от -10° С и ниже. 29 июля 1973 года в районе якорной стоянки БПК "Свирепый" у мыса Скаген была идеальная летняя погода: максимальная температура воздуха в тени + 22.0° C, без осадков, яркое и жаркое слепящее солнце, прозрачный воздух, гладкое море, повышенная влажность 85%, но нормальное давление 754 мм. рт. ст. и скорость ветра всего - 2 м/с, то есть ласковое прикосновение ладошек морской богини к возбуждённым щёкам двадцатилетних моряков...

Солнечным и "белоснежно белым" (по настроению) в этот день было всё: сверкающая на солнце миллиардами солнечных зайчиков гладь пролива Каттегат, бронированные стёкла иллюминаторов, парадные тужурки офицеров и мичманов, погоны, петлицы, околыши, канты, лампасы, шитьё, орнаменты, шнурки на фуражках, матросские робы годков и... наши бритые головы. Дело в том, что накануне Дня ВМФ я, как и многие другие моряки, побрил свою голову, чтобы на праздник не только надеть всё чистое, но и самому быть чистым, "аки младенец". Причём побрил сам, папиным бритвенным станком, который он подарил мне на службу.

Этот бритвенный станок мой отец, Суворов Сергей Иванович, выточил сам на токарном станке из нержавейки: чашку-плошку для мыльной пены, длинный стаканчик для мытья бритвенного станка, блюдце-подставку для чашки и стаканчика (для комплекта). Всё это было выточено так искусно и с такими тонкими стенками сосудов и блюдечка, что казалось - эти три предмета сделаны из "стального полированного фарфора"... Бритвенный станок (ручка) тоже были выточены из нержавейки, а криволинейные пластины зажимов лезвия папа тоже выточил на токарном станке, а потом вырезал по контуру на фрезерном станке. Всё было отполировано до зеркального блеска, выглядело очень просто, классически и поражало тонкостью машинной обработки и техническим дизайном. Наш суворовский стиль: "Скромно, но с достоинством".

Фотоиллюстрация: 29 июля 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. День ВМФ СССР. БПК "Свирепый". Старшина 2 статьи политслужбы Александр Сергеевич Суворов в натуральном виде. Лицо уже чуть-чуть загорело, а лысина ещё совсем белая, поэтому сидя на горячем от солнца кнехте, чувствую, как поджаривается на датском солнышке мой черепок... Беретку специально снял, чтобы сфотографироваться таким на память.