Былинные земли. Удар в спину, часть 3

Василий Азоронок
(Продолжение)

ОТ ДОМЖЕРИЦ К ЛУКОМЛЮ

В 1563 году территорию обследовали ходоки московского царя Иоанна Васильевича Грозного. Царь посылал своих людей, чтобы выяснить положение в бывшей Полоцкой земле, так как считал ее своей «вотчиной». Он ввязался в Ливонскую войну, чтобы остановить напор с Запада, предотвратить захват торговых коммуникаций, поставить заслон экспансии ливонских рыцарей.

Грозновцами был составлен обзор междуречья -  части некогда необъятной Полоцкой земли, оказавшейся в составе Великого княжества Литовского. Были зафиксированы колоссальные изменения на бывших княжеских уделах.

Что же увидели грозновские «обозреватели»?

Лукомлю отведено чуть ли не центральное место, он упоминается не единожды, однако положение его неясное. Люди Грозного теряются в догадках, к какой структуре его теперь отнести, куда он клонится. Нет больше единого Полоцкого государства, «за спиной» Лукомля - Виленский повет, а на северо-востоке – Витебский. Первого писца-исследователя в город не пустили, и спросить о состоянии дел было некого.

Повторное изучение основывалось на показаниях протопопа Софийского собора Феофана и полоцких людей. С их слов был составлен список лукомских сел, оформлены чертежи и сделан вывод, что «Белмаков городок с Лукомлем тянули к Полотцку».

Уже из этого пассажа видно, что местность раздираема на части. «Белмаков городок» исчез вовсе, а граница Полоцкого повета потянулась к Лукомлю в обход возвышенности. Она начиналась у Домжериц (сейчас это центр Березинского заповедника), пронзала Берещу и спускалась в Ясу-реку (Эссу), а оттуда шла к Лепелю. Прокладывая путь к Улле, московские ходоки отмечали от устья Берещи «лесу, болшего мху и болота с 30 верст».

Смотрите, сколько природных нетронутых богатств заключал в себе край. Богато жили наши предки. Еще в царское время на этом пространстве казна владела четырьмя лесными дачами. «Дача» охватывала часть лесного массива – урочища или бора, где произрастали вековые деревья. Говоря современным языком, это угодья лесхоза. По их названиям можно представить координаты: Козловский Бор, Старобонь, урочище Боровенский Бор, Лядненская. Под дачу записывалась площадь строевого или дровяного леса, а располагалась она недалеко от реки – чтобы легче сплавить. Так, Лядненская была очерчена в двух верстах от Уллы. Однако к началу позапрошлого столетия сплавлять уже было нечего – в основном уездный лес был вырублен. Волостные писари почти поголовно сетовали на то, что деревьев ценных пород не осталось вовсе, и только в Каменской волости зафиксирован «весьма редко встречающийся дуб». 

Позже оголенные пространства были мелиорированы, и уровень вод понизился настолько, что исчезли целые реки, пересохли болота, а вода в колодцах стала дефицитной. Прежний естественный вид теперь можно лицезреть разве что в Березинском биосферном заповеднике.

(Продолжение следует).

На снимке: древний Лукомль (вид с центрального городища).
22.10/18