Разнополярность событий

Алла Валько
               
             Из серии «Московские впечатления-2018». Ч.2

Моё умиление часто вызывали дети, которых я видела на улицах города и в транспорте. в метро. Однажды рядом со мной села маленькая девочка. Не теряя ни минуты, она достала тетрадь, цветные крайоны и начала рисовать. Папа с дочкой ехали не более двух остановок, но за это время девочка сумела нарисовать яркую и красивую картину: высоко в небо поднимаются разноцветные шарики.
 
В другой раз я наблюдала, как у молодой женщины на коленях сидела младшая дочь с соской во рту, а рядом с ней - старшая, тоже маленькая девочка. Правой рукой мама поддерживала свою младшенькую, а левой обняла старшенькую. И как же было приятно видеть их счастливые от материнского внимания лица! Об этом говорили их светившиеся от радости детские глазки.

Но в метро у меня состоялась и оставившая неприятный осадок встреча. Как-то на одной из узловых станций пересадок я засомневалась, на какую линию мне нужно перейти. Раньше перед всеми переходами были указаны названия станций на этой ветке. За время моего отсутствия указатели убрали, и вместо них появились номера веток и указан их цвет. На память я ни того, ни другого не помнила. Смотрю, какой-то мужчина тоже мучается сомнениями. Наши взгляды встретились, и он подошёл ко мне. “Вот, - говорит, - всё не для людей делают, а всё потому, что во власти одни евреи.”. Я всё ещё находилась в состоянии эйфории, но при этих словах опешила:
- Кто это у нас во власти евреи?
- Как же, - с готовностью продолжил он, - Путин, Медведев.
Я возразила:
- Путин русский.
Мужичок начал кипятиться:
- Да вы только посмотрите, какие у него глазки. И по мочкам ушей можно сразу же определить, что он еврей.
Эта информация сразила меня наповал. Испугавшись, что могу услышать от него какую-нибудь гадость и в свой адрес, я стала лихорадочно соображать, не выдают ли моей национальности мои уши.
А мужик тем временем продолжал:
- Вот и Медведев тоже.
- Медведев – полукровка, - парировала я.
Но мужик и не думал менять пластинку:
- Ведь Ельцин – тоже еврей. Его настоящая фамилия Эльцын, - произнёс он весьма выразительно.
Тут я поспешила ретироваться…

Меня неприятно поразила также вошедшая за прошедший год мода молодых людей сидеть в транспорте, положив не просто бедро одной ноги на другое, а закинув голень одной ноги на бедро другой, так что если рядом с вами усаживался какой-нибудь рослый парень, то торчащая подошва его башмака в одночасье могла оказаться рядом с вашим носом. Эта привычка молодёжи раздражала меня в Калифорнии, но, как я убедилась, теперь она перекочевала в Москву. Всё дурное заразительно.
 
Как-то, выйдя из «Ашана» на Ярцевской, я на остановке ждала автобус. Рядом со мной на скамейке сидели ещё две женщины, тоже с сумками, полными покупок, а с другого края сидел неопрятный, грязный мужчина. Рядом с ним стояла тележка с его пожитками. Вдруг мужчина поднялся, подошёл к углу остановки и начал опорожнять мочевой пузырь. Сидевшие рядом со мной женщины встали и отошли в сторону, а я, сидевшая чуть поодаль, не сразу поняла, в чём дело. А, поняв, страшно рассердилась. Величественная «Кунцево плаза», «Ашан» с его мраморными полами, цивилизация XXI века, и вдруг такое…
 
А между тем ручей из-под бомжа уже пересёк широкий тротуар и сливался на мостовую. В это время мимо остановки проходили двое полицейских, и я надеялась, что они обратят внимание на явное нарушение общественного порядка и как-то отреагируют на происходящее. Не тут-то было! Они даже головы не повернули, чтобы увидеть нарушителя, хотя через ручей аккуратно перешагнули!
 
Порой мне казалось, что люди в Москве стали добрее, особенно после чемпионата. Возможно, так и было на самом деле. Но однажды в аптеке «Столичка» возле метро «Молодёжная» я испытала неприятные эмоции. Я попросила девушку-фармацевта принести пластырь от мозолей. Увидев его, я сказала, что меня скорее устроил бы пластырь большего размера. «Там, - пояснила я, - нарисован красный перец». И тогда девушка почувствовала ко мне огромное презрение, которое была не в силах скрыть. «Этот пластырь, - чуть ли не с негодованием произнесла она, - используется при воспалениях». «А-а, - вспомнила я, - его действительно используют как горчичники!». Она, безусловно, была права, но ведь можно было то же самое сказать другим тоном?! Больше она не захотела общаться со мной, и я, почувствовав себя оплёванной, покинула аптеку в плохом настроении.

На той же «Молодёжной» у меня произошли и приятные встречи. С недавних пор в Москве функционирует дешёвая сеть парикмахерских экономкласса «Цирюльник». В ней работают преимущественно гастарбайтеры из постсоветских республик. Объявление в витрине парикмахерской гласило, что стрижка там стоит 149 рублей. И это не было обманом. Я попала к парикмахеру Беме. Она приехала из Киргизии, где у неё осталось двое маленьких детей и мама. Бема имеет высшее образование, по специальности она программист-экономист, в Москве работает без выходных, чтобы материально помочь семье и скопить достойную сумму, чтобы, вернувшись домой, открыть собственную парикмахерскую. У Бемы есть также планы заняться литературной деятельностью. Работу мастера отличает высокое качество. Во всяком случае у меня никогда не было такой аккуратной стрижки, какую сделала мне она. С учётом сушки и укладки волос я заплатила всего 199 рублей, поэтому надеюсь продолжить знакомство с ней и в будущем.

В этот свой приезд я поддержала ещё одно приятное и полезное знакомство – с косметологом Арминой. Её имя как нельзя более выразительно говорит о её национальности. Действительно, Армина родом из Армении. В Москве она живёт с мужем и двумя детьми – сыном и дочерью, снимает квартиру. Её красавица дочка занимается художественной гимнастикой и в свои 12 лет уже является мастером спорта. Я знаю Армину не первый год. И если раньше она работала в парикмахерской, собственником которой был другой человек, то теперь совместно с коллегами - парикмахершей и маникюршей - открыла собственный салон и этим обстоятельством весьма довольна.
 
Армина берёт за свои услуги совсем недорого. К примеру, краска бровей и придание им формы обходится клиенту-пенсионеру в 200 рублей, а за 12 сеансов массажа лица она взяла с меня всего 5000 рублей. С ней всегда можно договориться о времени сеанса и без особых трудностей перенести его, если возникает такая необходимость. Это своего рода домашняя парикмахерская, где не услышишь резких окриков, не испытаешь негативных эмоций, где клиента могут угостить чаем с печеньем и конфетами.

Одним из болезненных открытий в Москве явилось для меня известие об отчуждении огромной территории лесопарка по дороге от метро к дому. Уже и раньше бродили слухи, что через него проложат дорогу. По этому поводу несколько лет назад я написала очерк-размышление «Яблоневый сад». Шоссе сейчас действительно прокладывают, но вдоль железной дороги. Теперь же свершилось нечто в ещё больших масштабах. Уже в свой прошлый приезд в Москву я увидела высокий забор, огораживающий часть территории лесопарка. Я даже решила, что кто-то из «верхушки» решил построить себе здесь особняк. В этом году отчуждённая территория оказалась такой огромной, что заняла площадь от нижней дороги, проложенной параллельно линии метро, до улицы Ивана Франко. Теперь жители нашего микрорайона не могут пройти к метро и обратно по верхней, освещённой дороге, проложенной мимо префектуры Западного административного округа, не могут насладиться цветением яблоневого сада и лесом вдоль Рублёвского шоссе, по которому было приятно прогуляться.

Жителям оставлена лишь неосвещаемая нижняя дорога, часть которой проходит через лес, примыкающий к метро. Мне всегда доставляло удовольствие пройтись по этой дороге днём, а поздним вечером жители предпочитали идти верхней дорогой. Раньше и нижняя дорога освещалась фонарями, расположенными вдоль линии метро. Теперь они по какой-то причине не горят, и нижняя дорога погрузилась во тьму. Не зная этого, в первые дни после прилёта в Москву я как-то возвращалась домой в одиннадцатом часу вечера. Спустилась по лестнице на нижнюю дорогу и остановилась в нерешительности. Впереди была полная темень. Я не знала, что предпринять. Наконец, я увидела женщину, шедшую к метро, и спросила её, не страшно ли ей было идти. Женщина ответила, что её провожал сын, но теперь он возвращается через лес один, и она очень беспокоится за него. Я спросила: «А сколько Вашему сыну лет?». «19», - прозвучал ответ. «Добежит», - заверила я её.

В этот раз я всё же решила возвращаться домой нижней дорогой, однако в последующие дни мне приходилось ехать до станции метро «Молодёжная» и там долго ждать автобус, на котором я и приезжала домой. Из-за неосвещённости нижней дороги время поездки увеличивалось по меньшей мере на 40 минут. А ведь ещё в 2007-2008 годах я неоднократно обращалась к властям разных уровней с требованием осветить нижнюю дорогу, но увы! мой призыв так и остался гласом вопиющего в пустыне.
 
Я пыталась выяснить, кто забрал под свои нужды такую огромную территорию. Мне пояснили, что будут строить ещё одну линию метро. Это совсем неплохо, но территория огорожена уже более двух лет. Никаких работ на ней не ведётся. Зачем было лишать жителей заслуженного отдыха на природе и освещённой дороги к метро на столь долгий период времени? И сколько ещё лет пройдёт, пока не начнутся какие-то работы?

Не могу также не упомянуть о том, что мой восторг от жизни в Москве уменьшился из-за повышения тарифов ЖКХ и цен в магазинах, существенно выросших за прошедший год с небольшим.
Чересполосица событий - как радостных, так и омрачавших моё существование - продолжалась в течение всего времени моего пребывания в столице.

Продолжение следует.