Рейс длиною в жизнь стр. 29

Наталья Якубович
 
   СРЕДНЯЯ АЗИЯ
Весна 1986-го года ещё только заявляла о своих правах, нес-
мело оттаивая пригревающим солнышком наледи на дорогах,
превращая тающий снег на крышах домов в длинные сосульки,
спускающиеся с козырьков этих самых крыш. А судьба, в лице
руководства депо, преподнесла моей бригаде, поистине, царский
подарок. В те далёкие годы по просторам Советского Союза сле-
довали очень популярные туристические поезда. Люди с боль-
шим удовольствием покупали путёвки на такой поезд, который за
пятнадцать дней своего путешествия, объезжал несколько респу-
блик Средней Азии или Кавказа, Западную и Восточную Украи-
ну, ленинские места.
Нам с проводниками посчастливилось, из несмело шагнув-
шей весны в родной город, переместиться, благодаря туристиче-
скому поезду, в жаркое лето Среднеазиатских городов. Кормили
проводников в одном из трёх ресторанов поезда. Всего по одному
рублю в день, трёхразовым питанием, наравне с туристами. Вме-
сте с туристами, можно было проехать по туристическому марш-
руту на автобусе, в городах, где поезд делал остановку.
В штабной вагон проводником я пригласила Воронина Фёдо-
ра, с которым, в недалёком прошлом, проходила обучение на кур-
сах начальников поездов, в Новокузнецке.
Ранее, ещё в должности проводника вагонов, я бывала в Сред-
ней Азии, поэтому право на экскурсии в городах, я с удовольстви-
ем предоставляла Фёдору. Только с одной оговоркой, что он заме-
нит меня, выполнив мои обязанности в Самарканде, где я ни разу
не была. И очень хотелось мне оказаться в столице империи Ти-
муридов, основанной великим эмиром, военачальником, завоева-
телем, Тамерланом (Хромым Тимуром), в 1370-м году нашей эры.
После экскурсии, когда автобус прибыл на туристическую сто-
янку, у вагона меня встретил Воронин Фёдор. Надо было видеть
его огромные глаза от страха передо мной, что не смог уладить
конфликт с пожарной инспекцией, во время моего отсутствия.
Пока мы, вместе с директором одного из вагонов-ресторанов,
наслаждались красотами Самаркандских дворцов, пожарные ин-
спектора атаковали поезд, дотошно исследуя каждый закоулок
пассажирских вагонов и вагонов ресторанов. Кабинет пожарной
инспекции располагался прямо на перроне туристической пло-
щадки. А так как Фёдору было дано указание, пригласить меня
для подписания протоколов, то мы, совместно с Фёдором и с ди-
ректором ресторана, обречённо поплелись на неминуемую экзе-
куцию.
После двадцатиминутного нравоучения монотонным голо-
сом, старший пожарный инспектор не выдержал и рассмеялся.
Порвав протоколы, сказал, что цель посещения поезда вовсе не
наказание, а желание познакомиться с членами бригады, краси-
выми, молодыми проводницами, общение с русскими, разговор
по душам. Условие такого общения было одно – прийти через час
в кабинет пожарного надзора, где жёны инспекторов накрыли
стол. Дымящийся азиатский плов, шашлыки из баранины, свежие
помидоры, огурцы, редиска поедались с огромным аппетитом. В
те годы, в Сибири, редиской можно было насладиться только в
июне, а помидорами и огурцами и вовсе в августе. В марте меся-
це такой деликатес казался сказкой, в которую попала я со своей
бригадой.
А потом мы поехали дальше. Фергана, Бухара, Ашхабад, путь
вдоль границы с Афганистаном. И везде нас встречали инспекто-
ра пожарного надзора железных дорог, с коробками свежих ово-
щей и фруктов.
Из той поездки по Средней Азии, я привезла огромное коли-
чество книг. Их можно было свободно купить в книжных магази-
нах. В России дефицитную художественную литературу можно
было приобрести только после сдачи макулатуры, занимая оче-
редь с вечера, отстаивая всю ночь, в магазин «Подписные изда-
ния».

продолжение следует