Леониду Зубореву - 75

Леонид Зуборев Зубарев
 
На днях состоялось собрание Белорусского Землячества Нью-Йорка. Его гостем был писатель, поэт-переводчик, член Союза писателей Беларуси Леонид Зуборев (Зубарев), 75-летию которого была посвящена встреча. Юбиляр представил 8 документально-исторических повестей. В 2016 году филологический факультет Белорусского государственного университета пригласил выступить своего земляка, вот уже более 25 лет проживающего в Нью-Йорке. Его произведения популярны не только в Беларуси.
      По интернету собравшиеся посмотрели выставку книг Зуборева в Национальной библиотеке Беларуси, его стихи и песни на Youtube и страницу в Википедии. А потом он сам эмоционально рассказывал о своих книгах: о Герое Советского Союза Исае Казинце, погибшем совсем молодым. Трогательно поведал о белорусских поэтах Янке Купале, Максиме Богдановиче, Змитроке Бядуле и Владимире Некляеве, стихи которых Зуборев перевел на русский язык и английский.
       С интересом гости слушали рассказ Леонида Иосифовича об известных женщинах — героинях его документальной повести «Возлюбленные Максима Горького». Увлекательно, как детектив, прозвучал рассказ о том, как он собирал материал для повести «Бомба для России», роясь в архивах и разыскивая по всему свету внуков давно ушедших из жизни людей, ученых и конструкторов ядерного оружия и ракетной техники. Гость как бы распахнул перед слушателями двери своей творческой лаборатории.
        В последние годы писатель адресует свое творчество детям. Это сказки в стихах. Есть среди них и широко известные, например: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Волшебная флейта», переведенные им на язык поэзии. Есть и свои сказки, положенные на музыку. Многие из них он издал в форме видео и аудиокассет. Это яркие, красочные музыкальные мультфильмы «Три поросенка», «Кот в сапогах», «Любознательный принц» и др.
      “Сказки” Леонида Зубарева, ярко иллюстрированы, прекрасно изданы на русском и английском языках. Всего автором выпущено 20 книг, в том числе стихи и ноты. Они украшают книжные магазины Минска и Нью-Йорка.
 
М Е Л О Д И И  Л Ю Б В И


  НЕСКАЗАННАЯ КРАСОТА

Ночи тёмные, взгляды томные,
А в глазах твоих – небеса.
Ты – нарядная, ты – отрадная,
Ненаглядная ты краса.

Струны тонкие, песни звонкие –
Увлекательная мечта.
Мысли чистые, чувства истые
И лучистая доброта.

Души жаркие, искры яркие,
Звёзд блуждающих чудеса.
Ночка синяя кружит линии,
Вяжет дивные пояса.

Руки гладкие, губы сладкие
И сердечная маята.
Ночи шалые, зори алые –
Разудалая широта.

Очи ясные, вздохи страстные
И влюблённые голоса.
Кровь кипучая, речи жгучие –
Жизни лучшая полоса.

Расставания и свидания.
Соловьи поют неспроста.
Ты – желанная, долгожданная,
НесказАнная красота!

БОЛЬШЕ ЖИЗНИ ТЕБЯ Я ЛЮБЛЮ!

Пели звонко в саду соловьи.
Пламя страсти рождалось в крови.
Звёзды плыли в ночных небесах,
Отражаясь в любимых глазах.

Ты – зари сияние,
Вешняя роса.
Ты – моё призвание,
Вечная краса.
Проводы, свидания,
Сладкие уста.
И в любви признание:
Ты – моя мечта!

С незабвенного этого дня
Плещет радость в душе у меня.
Чувства чистые, светлая новь –
Так пришла к нам святая любовь.

Пойте громче, певцы-соловьи,
О пленительном счастье любви!
Пусть блестит только радость в слезах,
Отражаясь в любимых глазах!

Не забудутся эти слова,
И любовь будет вечно жива.
О тебе лишь судьбу я молю.
Больше жизни тебя я люблю!

НЕРАЗЛУЧНЫЕ

Мы друзьями закадычными
Были – не разлей вода!
Стали просто нам привычными
Годы – милые года.

По Пути блуждают Млечному
Две звезды – развесть нельзя.
Так и мы с тобою: вечные,
Неразлучные друзья.

Только нет в любви бессрочного –
Точного календаря,
И пришла на смену ноченьке
Утром новая заря.

По Пути блуждают Млечному,
Две звезды, забыв долги.
Так и мы с тобою: вечные,
Неразлучные враги.

Раны лечит подорожником
Жизнь в дороженьке-пути.
Ничего в любви надёжного,
Не любившим, не найти.

По Пути блуждают Млечному
Две звезды – развесть нельзя.
Так и мы: враги сердечные –
Неразлучные друзья.

Сблизит вновь судьба виновников.
Невозможного ведь нет.
Превратить врагов в любовников
Может даже лунный свет.

По Пути блуждают Млечному,
Возвращаясь на круги...
Так и мы, друзья сердечные –
Неразлучные враги.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Благодарить или корить
За твой подарок милый?
Как душу мне раскрыть
И рассказать, что было?

Улыбки, смех, признания…
Но знай, не забывай:
Сквозь слёзы и страдания
Лежит дорога в рай.

Скажу начистоту:
В душе кипит и плещет.
Ей так невмоготу,
И сердце так трепещет!

На рану сыплю соль
И весь горю от страсти.
Хоть превратилась в боль –
Благодарю за счастье!

ПОДСЛУШАННЫЙ РАЗГОВОР

Месяц беседовал с тучкой ночною,
Сея любовный ласковый свет.
– Разве не мы целовались с тобою?
– Право, не помню! – её был ответ.

Жаль, но бывает:
Жизнь – как лото.
Вчера целовались,
Нынче – никто.

– Помнишь, как нежно меня ты ласкала
И обещала встретиться вновь?
– Нет, не припомню, – она отвечала, –
Только лишь ветру дарю я любовь.

– Значит, меня ты совсем разлюбила? –
Не отпускал он, плакал, моля.
– Ветер люблю, в нём свобода и сила! –
Вот, что сквозь сон услыхала земля.

ВЕЧНЫЕ СЛОВА

Лёгкий нежный ветер
Внемлет тишине.
А безлунный вечер
Грезит о луне.

Жаворонок звонкий
В пику журавлю
Напевает зорьке:
Я тебя люблю!

Признаётся розе
В чувствах соловей.
Проливает слёзы
По ночам о ней.

И, её ревнуя
К грозному шмелю,
Говорит, целуя:
Я тебя люблю!

Берег безутешный
В поле над рекой
Плачет безответно
Над своей судьбой.

Светлой лунной ночкой,
Словно во хмелю,
Берег шепчет речке:
Я тебя люблю!

Жемчугом осыпан
Яблоневый сад.
Белый цвет укрыл нас
Будто листопад.

Горести и счастье
Я с тобой делю.
В солнце и в ненастье
Я тебя люблю!

ЛЕСНАЯ ЛОРЕЛЕЯ

В полунОчном бору стонет ель.
Сон играет на струнах-ветвинках.
Одевается в лунную бель
Призрак нимфы в жемчужных росинках.

Леший грацию в чащу унёс.
Дева косы сплетает под елью,
Умывается жемчугом рос,
Мох ей стал шелковистой постелью.

Берегись! Страж-вампир выпьет кровь,
Выжмет жилы до капли, хмелея!
Приведет тебя к смерти любовь
Лишь за ласковый взгляд Лорелеи.

Слышен дЕвичий голос вдали,
Стан манящий забрезжил в тумане.
Коль пойдёшь, не избегнешь петли.
Нежный, ласковый голос обманет:

«Отыщи мой волшебный шатёр!
Средь деревьев тропинка приметна.
Насладишься напевами зорь
На всю ночь ты со мной до рассвета».

Озарит дивный сказочный сон,
Поцелуев коварной не жалко.
И распустится розой твой стон
На груди белоснежной русалки.

Стой, беспечный охотник-стрелок!
Покарает страж смертью ужасной.
Ведь виденье – приманка, предлог,
И колдун ждёт тебя не напрасно!

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ ЛЮБВИ

Пришла осенняя пора.
Хоть осень и не лето –
Вновь золотые вечера
И грёзы до рассвета.

Что лучше, чем любви приход?
Или признаний краше?
Душа ликует и поёт,
Забыв про день вчерашний.

В виденьях: яркий звездопад
И птиц влюблённых пенье.
Для нас осенний листопад –
Весеннее цветенье.

Так не смолкайте, соловьи,
Певцы страстей сердечных.
Двенадцать месяцев любви –
Круг жизни бесконечный!

ТВОЯ УЛЫБКА

В сиянье дней и звёздности ночей
Твоя улыбка – луч спасенья.
Продлись, свечение очей.
Застыньте, чудные мгновенья!

Луны не видно в блеске дней,
А солнце ночью спит смиренно.
В моём ты сердце неизменно
В сиянье дней и звёздности ночей.

Порой осенней, летом и зимой,
Твоя улыбка – свет небесный.
Она и днём, и под луной
Любовью светится чудесной.

Луны не видно в блеске дней,
А солнце ночью спит смиренно.
Лишь ты мне светишь неизменно
В сиянье дней и звёздности ночей.

Ты даришь жар душевного огня,
Твоей улыбки свет – со мною.
Он бережёт и радует меня,
Пленяя мир своей красою.

Луны не видно в блеске дней,
А солнце ночью спит смиренно.
В моём ты сердце неизменно
В сиянье дней и звёздности ночей.

Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ

Хорошо с тобою.
Каждый миг ловлю.
Стань моей судьбою.
Я тебя люблю!

О тебе лишь в небо
Я молитвы шлю.
Быль ты или небыль –
Я тебя люблю!

Радостно встречаю
По утрам зарю.
Это означает:
Я тебя люблю.

Чайкою в ненастье
Машешь кораблю –
Ты приносишь счастье.
Я тебя люблю.

За судьбу такую
Жизнь благодарю.
Я тебя целую,
Я тебя люблю!

Страждущее сердце
Песней я целю.
Песня – в счастье дверца.
Я тебя люблю!

ОБЕЩАНИЯ

Всё на свете обещают
Милые при звёздах
И, обманывая, тают
В тёмной ночке поздней.

Ясной звёздочкой ты прежде
Путь мой освещала.
Золотым лучом надежды
В сердце проникала.

Обещала свет в ненастье
И любовь до гроба.
Где же ты, земное счастье?
Где теперь мы оба?

Как, судьба, тебе не стыдно
Надо мной смеяться?
Эх, опасно и обидно
До смерти влюбляться!

ГОЛУБКА ЯСНООКАЯ

В тенистом палисаднике –
Тропиночка-аллеечка.
В ветвистом винограднике –
Заветная скамеечка.

По лунной стёжке шёл я к ней.
А нынче – что поделаешь! –
В косынке синей шёлковой
Не видно милой девушки.

Скамейка всё в стороночке
Скучает одинокая.
Где ж ты, моя девчоночка,
Голубка ясноокая?

Взгляни, под ветром бледные
Склоняются берёзоньки.
Тоскуют по тебе они
И проливают слёзоньки.

Услышь, моя любимая.
Приди в наш сад, желанная.
Ничем не заменимая,
Краса ты несказАнная!

Проникни, страсти семечко,
В сердечушко разбитое.
Верни былое времечко,
Душою не забытое!

ДЕНЬ ВЛЮБЛЁННЫХ

Коль в глазах любимых
Вижу я себя,
Чувствую счастливым(-ой).
Я люблю тебя.

Коль спешишь навстречу
На закате дня,
Говорит мне вечер:
Любишь ты меня.

Хоть тебя ревную,
Душу теребя,
Скажут поцелуи:
Я люблю тебя!

Коль глядишь глазами,
Полными огня,
И горишь как пламя –
Любишь ты меня.

Вместо «До свиданья!» –
«Береги себя!»
И моё признанье:
Я люблю тебя!

Песни раздаются,
Радостно звеня.
Птицы в небе вьются:
Любишь ты меня!

Ангелы летают,
Весело трубя.
Пусть все люди знают:
Я люблю тебя!

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!

Дел и встреч – не перечесть.
Дни все разные.
Но не только будни есть,
Есть и праздники.

Из них самый дорогой,
Без сомнения,
Для меня не мой, а твой
День рождения.

Нет тебя милей-родней
В мире звёздности.
Во Вселенной нет сильней
Дней влюблённости.

От души тебе пишу,
С вдохновением —
 Подарить стихи спешу
К Дню рождения.

Этот день – ориентир
В море разностей.
Человек приходит в мир
Жить для радости.

Так душа поёт, любя,
С настроением,
 И приветствует тебя
В День рождения.

Верю — встретятся мечты
В бесконечности.
Будем вместе я и ты
В звёздной вечности.

Все улыбки шлют вокруг,
Поздравления.
С Днём рожденья, милый друг!
С Днём рождения!

ЧУДЕСА ТВОРИТ ЛЮБОВЬ

Жизнь моя текла в ненастье.
Я забыл сиянье дня.
Но сегодня птица счастья
Обожгла крылом меня.

Зорькой светлой, утром ранним,
В чистом поле над рекой,
На коротком расстояньи
Повстречались мы с тобой.

Только чувства нас меняют.
Не злословь, а славословь:
Кровь кипит – и мы летаем,
Чудеса творит любовь!

Было множество задачек
В книге жизненной моей.
После взлётов – неудачи
От лица судьбы своей.

Из безлюдия – в безмолвье
Жил с мозгами набекрень.
Осенив меня любовью,
Наступил желанный день.

Распрямил я стан и плечи.
И душой помолодел.
Крылья выросли, навстречу
Новой жизни полетел.

То не зорька, пламенея,
ЗанялАсь в родном краю –
Ты улыбкою своею
Осветила жизнь мою.

СОН

Поверь, надежда – это счастье прошлых лет.
Лишь вечная любовь, наградою к расплате,
Тревожит в памяти блаженных мыслей след.
Встают они с зарёй и гаснут на закате.

Что было так возлюбленно тобой,
Останется сиять звездою незабвенной.
А что потеряно надеждой голубой,
Растает, словно призрак, в памяти нетленной.

Увы, увиденный мираж был дивным сном!
Перед обманчивым грядущим я немею:
Вновь не бывать тому, что грезилось в былом.
А что предчувствую – сказать я не посмею.

МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ

«Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу» –
Ты утверждаешь, что невинна.

Невинна? Но крадётся страх
Не выйдет тихо и бескровно.
И гневно, с яростью в глазах,
Я утверждаю, что виновна!

Виновна в том, что всех с ума свела.
В ответе ты за всё, что было.
За то, что нас ты развела.
За то, что их соединила.

Лишь ты посмела нам сказать:
Не кровь – водичка в наших жилах.
Не умирать и воскресать,
А по привычке жить мы в силах.

Ведь ты нас хочешь обмануть
Стихом волшебно-воспалённым.
Сама, уснув, не дашь уснуть
Сердцам, воистину влюблённым.

Не жжёт нас твой бессмертный стих,
И ты не встанешь вновь с зарёю.
Но если прядь волос таких,
Как у тебя, мелькнёт порою...
 
  «ПОДРУЖЕНЬКА»

Ах, подруженька моя милая,
Мы делили хлеб-соль пополам.
Ах ты, ласточка сизокрылая,
Детство дружное выпало нам.

Ах, подруженька закадычная,
Мы росли как два верных крыла.
Годы юные – романтичные.
Почему ты его увела?
 
С той поры, день ото дня,
Ты всё дальше от меня.
С той поры, придя в себя,
Я всё дальше от тебя.
 
Не сестрица ты, не попутчица.
Ведь увидев, что парня люблю,
Ты, завистница и разлучница,
Мне в подарок связала петлю.

Эх, подруженька – злая вьюженька,
Из родной ты мне стала чужой.
Эх, подруженька, всё заслуженно:
Вот и он не остался с тобой.

Эх, подруженька, вой белуженькой!
Очевидно, не шибко любя,
Экс-подруженька, экс-супруженька,
Как меня, так он прЕдал тебя.

Эх, подруженька, где же суженый?
Нашу дружбу ты зря продалА.
Эх, подруженька, эх, подлюженька,
Ты себя и меня предалА!

МАЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОК
 
Под луной
на поляне лесной
мы нашли огонёк –
вечный счастья цветок.
И с тех пор
мы гуляли до зорь.
Золотистый листок
наши чувства зажёг.
Бурный в сердце костёр
и твой ласковый взор,
всё любовно берёг цветок.

Час ночной.
Но тебя нет со мной.
Злой чужой ветерок
сломал росток.

Весна вновь придёт,
Заалеет восток.
Ярко расцветёт
Золотым огоньком цветок.
Зажурчат, зазвенят все ручьи.
И запоют соловьи
нам о любви.
 
Под луной
наш цветочек лесной
Ты, увидев во сне,
вспомнишь вдруг обо мне.
И с тех пор
не уснёшь ты до зорь.
Закипит в сердце кровь,
и воскреснет любовь.
Бурный в сердце костёр
и твой ласковый взор,
всё любовно cберёг цветок.

Час ночной.
Радость снова со мной.
Счастья маленький цветок –
любви залог.

НЕ БЫВАЕТ РОЗ БЕЗ ШИПОВ

Белые розы – светлые грёзы.
Белые розы – трепет в крови.
Белые розы – сладкие слёзы.
Белые розы – зори любви.

Но роз без шипов, увы, не бывает.   
Радость без грусти – песня без слов.               
Рано иль поздно каждый узнает,               
Что не бывает роз без шипов.

Роз без шипов в мире нет.
Так уж устроен белый свет.
Много на свете разных цветов –
Но не бывает роз без шипов!

Жёлтые  розы – зов на свиданье.
Жёлтые  розы – встретимся вновь.               
Жёлтые розы – встреч ожиданье.               
Жёлтые розы – в сердце любовь.

Красные розы – дар в день рожденья.
Красные розы – грусти конец.
Красные  розы – для поздравленья,
Красные  розы – свадьбы венец.
 
МЕЛОДИЯ ЛЮБВИ

Мелодия любви,
Простая и cердечная.
В душе, влюблённой в музыку,
Играет радость вечная.
Любовная пора,
Земная и небесная.
Под трели соловьиные
Встаёт заря чудесная.

Покой нарушила,
Зажгла огонь в крови.
Запала в душу мне
Мелодия любви.

Гитарная струна,
Живая и желанная.
Взаимное признание –
Награда долгожданная.
Песнь любящих сердец,
Святая и заветная.
Краса неповторимая,
Лиричная, приветная.

В ней муки сладостны
И радужны мечты.
В ней звуки радости,
Улыбки и цветы.

О, музыка любви!
Шальная и напевная.
Отрада незабвенная,
Гармония душевная.
Лети же, песня, вдаль!
Родная и красивая.
Заря моя счастливая,
Звезда неугасимая.

Амура узами
Связала стих канва.
Сольются с музыкой
Сердечные слова.