Джульетта Надежды Ивановой

Нина Ватрушкина 2
Вот такая сегодня Джульетта, озорная, оригинальная, позитивная. Актриса Ульяновского драматического театра Надежда Иванова. Сама о себе она говорит: «Во мне живет детство»

Трагедия «Ромео и Джульетта» была написана Шекспиром более 400 лет назад. Печальнейшая из историй любви. Сколько разных театральных и кинематографических образов Джульетты было создано за это время!

Много раз в разных вариантах появлялась она и в Ульяновском драматическом театре. Теперь вот уже пятый год идет в интерпретации санкт – петербургского режиссера Искандера Сакаева. Сам он определил постановку как трагифарс о любви и смерти. И вывел на сцену саму Смерть в образе замечательной во всех отношениях актрисы Юлии Ильиной.

Джульетту в постановке Сакаева играла сначала Ксения Байдураева, теперь Надежда Иванова. Хрупкая фигурка девочки 13 лет, подвижная. Легкая. Такая влюбится с ходу и будет считать, что это навсегда.

Ее мать сама еще по нашим меркам ребенок, нет и 30. Она сама нуждается в поводыре, кем стал для нее ее муж. Сказал, что дочь пора выдавать замуж, значит, надо выдавать. Без вариантов. И никаких доверительных бесед между матерью и дочерью.

Остается раскрыться лишь кормилице, та любит Джульетту, но любовь эта слепа. Вот и остается девочка в пору своего полового созревания одна. И творит ошибки одну за другой.

Влюбилась в первого попавшего обольстителя, отдалась страсти искренне и полностью, тайно обвенчалась.

А родители присмотрели другого жениха, ценного, выгодного. Даже кормилица говорит:
… Славный господин!
В сравненья с ним Ромео - просто тряпка.
Таких живых, прекрасных, светлых глаз,
Как у него, нет у орла, синьора!

Но для Джульетты выйти замуж за другого не только утратить любимого, но ведь и быть опозоренной: она уже венчана, она уже жена, она уже не невинна.

Девочка просит дать ей хоть месяц, хоть неделю. Зритель - то знает, что за эту неделю все бы и решилось положительно. Но непреклонен отец:

Не выйдешь - так повесься, голодай,
Будь нищею, на улице подохни, -
Но никогда - клянусь моей душой! -
Я дочерью тебя уж не признаю,
Мое твоим не будет никогда.

Вот здесь, мне кажется, кульминационная сцена современного прочтения пьесы Надеждой Ивановой (с подачи режиссера или нет, это уже не важно). «Матушка» - взывает дочь в переводе Пастернака, «мать милая» - в переводе Михаловского, «мама!» - плачет Надежда Иванова и ползет, буквально ползет к ногам матери.

Не говори: я отвечать не буду.
Что хочешь, то и делай; я с тобою
Покончила.

Говорит мать и покидает дочь.

Круг замкнулся. Джульетта, женщина – ребенок, вынуждена пускаться во все тяжкие. Она ведома, она цепляется за жизнь. Но мир, в котором правит Смерть, рушит все надежды. Из девочки – траверси Надежда трансформируется в женщину с драматической судьбой и делает это честно, искренне. Пути назад нет.

Дома с сыном за вечерним чаем мы еще долго обсуждали спектакль и пришли к выводу, что Надежда Иванова справилась со своей ролью, сделала свою героиню современной. Иначе классика так не захватывала бы зрителей «здесь и сейчас».