Укротитель Орионов

Борис Аверин
 
   Шла двадцатая минута полёта. Истребитель-перехватчик в режиме радиомолчания, используя приборное наведение, сближался с неизвестной воздушной целью, двигающейся к государственной границе.

   Сентябрьский день, только начинающийся на Кольском полуострове, был ясным. Солнце и полёт создавали хорошее настроение пилоту истребителя старшему лейтенанту Олегу Цымбалову. Он, впервые после отпуска, выполнял боевой вылет из  состава дежурных сил полка.

   Вынужденный перерыв в полётах, молодой пилот, как многие лётчики, переживал тяжело, скучал по небу. С нетерпением ждал окончания отпуска. С возвращением в часть прошёл соответствующую подготовку, и сейчас, выполнял перехват воздушной цели, двигающейся к государственной границе.

   - Наверное, Орион, - решил пилот, - будет ходить не менее шести часов вдоль границы, вести радио разведку, не заходя в наши территориальные воды. Наверняка, у меня ещё, как минимум, после этого полёта, будет ещё вылет на его сопровождение.
 
   Далеко внизу, под самолётом, Олег видел белые барашки волн Баренцова моря. Они бежали друг за другом, исчезали, и снова появлялись.
Их бег манил взгляд лётчика, но, ему нельзя отвлекаться. Нужно пилотировать самолёт, постоянно видеть цель на экране прицела.

   Командами штурмана пункта наведения он выведен на  курс, параллельный направлению полёта иностранного самолёта. Олег увидел левее себя воздушную цель, но рассмотреть тип самолёта не мог из-за большого расстояния.

   Подошёл к ней ближе.  Это был четырёх моторный патрульный самолёт «Орион». Лётчикам полка часто приходилось его сопровождать. Самолёт, не заходя в территориальные воды Советского Союза, вёл разведку, барражируя, по восемь - десять часов. Держал в напряжении силы противовоздушной обороны севера.

   Скорость самолёта вероятного противника была значительно меньше скорости советского истребителя. Чтобы постоянно быть рядом с воздушной целью Олег Цымбалов маневрировал вокруг неё.

   Четырёх моторный турбовинтовой самолёт постоянно летел со снижением.
Олег предположил, что сопровождаемый самолёт снижается для сброса радио буёв. В предыдущих, многочисленных полётах, этого он не делал. Неожиданные действия Ориона взволновали молодого пилота.

   - Значит, он снизится до высоты сто - сто пятьдесят  метров, - подумал лётчик – перехватчик. – Он поставит буи для отслеживания выхода наших подводных лодок на боевое дежурство!

   Обстановка становилась сложной, не предвиденной заранее. У него мгновенно возникло решение – не допустить сброса буёв. Лётчик маневрировал в непосредственной близости от иностранца, но тот продолжал снижаться.
Высотомер показывал высоту меньше ста метров. Олег глянул за борт. Белые барашки холодного моря были совсем рядом.

   - Буду внимательней к контролю высоты, чтобы не столкнуться с волнами!  Не дам возможности сбросить буи! Буду лететь под ним. – Решил Олег.
   - Выпущу механизацию крыла, чтобы лететь с минимальной скоростью. Командир Ориона будет знать, что я под ним, это должно его испугать возможным столкновением. Он не откроет люки для сброса буёв. – Размышлял старший лейтенант.

   Если бы, кто мог видеть полёт четырёх двигательного, огромного самолёта, с  истребителем, висящим под ним, с высоко поднятым носом из- за большого угла атаки, над волнами моря, то ужаснулся.

   Олег с трудом удерживал самолёт под «животом» воздушной цели. Ему пришлось пилотировать самолёт, задрав голову кверху. Люки Ориона оставались закрытыми.
Через некоторое время он начал медленно накреняться влево. Олег почувствовал удар в хвостовой части истребителя. Проверил работу управления самолётом. Тот был послушен.

   Олег вывел свой самолёт из под Ориона.  Летел рядом с ним, на одной высоте, на расстоянии десяти метров. Внутрений винт левого крыла Ориона вращался медленно. Его лопасти были обрублены. В фюзеляже, напротив остановленного двигателя, Олег увидел пробоину.

   - Задел воздушным винтом киль моего истребителя, – понял лётчик.
   - Обломки винта пробили борт.
   - Теперь буи не сбросит! - Промелькнула мысль. - Ему долететь бы до своего аэродрома.

   Старшего лейтенанта охватил восторг победителя. Он удерживал истребитель, как и прежде, очень близко от Ориона. Ждал начала им  набора высоты. И, наконец, тот начал увеличивать скорость полёта, и перешёл в медленный набор высоты.

   В какой - то момент необычного сопровождения воздушной цели, в иллюминаторе Ориона Олег увидел лицо человека. Он что то кричал и грозил кулаком.  В груди Цымбалова сердце забилось чаще.

   - Наглец! – Сказал Олег, не нажимая кнопку рации. – Сейчас я тебе покажу, как запугивать меня.
   Он убрал шасси, механизацию крыла, отвернул самолёт, не теряя из вида обидчика. Оказавшись сзади Ориона, перевёл самолёт на снижение. Решил догнать и пересечь его траекторию полёта, снизу в верх, с включённым форсажем.   

   - Им будет страшен факел форсажа в нескольких метрах от носа их самолёта. Попав в мой спутный след, самолёт будет, какое то время, не управляем!– Подумал лётчик.

   Выполнив задуманный устрашающий маневр, развернулся с большим креном вправо и наблюдал Орион, уходящий от границы.
   - Нет, это ещё не всё! - Пронеслась мысль в голове Олега. Начал разгонять скорость, что бы догнать улетающий Орион.

   Догнал быстро. Уменьшил обороты двигателей и выпустил воздушные тормоза. Уровнял скорости полёта, находясь над противолодочным кораблём. Высоту между самолётами, определял по крыльям Ориона, широко раскинувшимися под истребителем.

   Когда его истребитель начал медленно обгонять иностранный самолёт включил слив топлива. Керосин под высоким давлением окатил кабину и фюзеляж Ориона. Олег представил, как керосин залил лобовое стекло кабины, фюзеляж, и иллюминаторы.

   После посадки на своём аэродроме и заруливания на стоянку, оставив кабину, увидел разрушение верхней части одного из килей истребителя.
   – Это фибровые обтекатели антенны. - Подумал Олег, - подобные случаи были ранее при пилотировании с большими перегрузками.

   Ни с кем из товарищей не стал делиться воспоминаниями о событиях, командиру звена, о них не доложил.
 
   Техник самолёта, тут же, занялся установкой новой законцовки киля.
Через неделю, командир полка встречал командующего авиацией с группой офицеров главкомата войск ПВО.

   - Вы прославились на весь мир! – Сказал генерал-полковник после рапорта командира. – Наше правительство получило ноту протеста из-за хулиганства лётчика Вашей части при сопровождении норвежского самолёта в нейтральных водах.
Офицеры комиссии работали в полку несколько дней. Не составляло большого труда установить виновного в международном скандале.

   Во время, назначенное командующим, лётный состав полка ожидал разбора происшествия в методическом классе. Лётчики с интересом смотрели на большие схемы, развешенные на стене. Они были исполнены тушью разного цвета. Сплошные и пунктирные линии, стрелы, нанесённые на листах ватмана, были понятны офицерам.

   Генерал-полковник, седовласый, высокий, стройный, с многочисленными орденскими колодками, знаками Заслуженный военный лётчик СССР и лётчик – снайпер, подробно разобрал боевой вылет старшего лейтенанта.

   - Где наш герой? – Обратился командующий к аудитории, обводя взглядом аудиторию.

   Олег молча встал, опустив голову и глаза. Не видел сослуживцев, повернувшихся в его сторону, но ощутил их тепло и моральную поддержку. Его щёки раскраснелись, и не понятная внутренняя сила подняла голову. В глазах не было страха за наказание. Он его ждал. До подробностей помнил тот полёт, и не сожалел о случившемся.

   Глаза командующего и старшего лейтенанта встретились. В одних была строгость отца, в других упрямство сына.
   - Что скажете, товарищ старший лейтенант? Зачем слили керосин на иностранный самолёт? – Обратился командующий к офицеру.

   Тот, помолчав несколько секунд, начал говорить уверенно и спокойно.
   - Да, товарищ командующий, я виноват в  нарушениях правил полётов при встрече с иностранным самолётом. Приму Ваше наказание, как должное.

   В аудитории царила такая тишина, что можно было бы слышать полёт мухи. Все лётчики полка с огромным вниманием слушали своего товарища.
Они понимали, что подобная ситуация может возникнуть у них. Каждый становился на его место.

   - Я не мог простить угрозу, показанную мне кулаком.
   - Понятно. Садитесь, товарищ Цымбалов, - и, окинув взглядом сидящих перед ним офицеров, продолжил. - С одной стороны, Цымбалов нарушил международные правила полётов, что привело к столкновению самолётов, серьёзному повреждению иностранного самолёта, лёгкому повреждению своего. Случившееся в небе вызвало международный скандал. За это Цымбалов достоин взыскания.

   Сделал паузу, будто подыскивал слова к продолжению выступления. Офицеры с огромным интересом ждали продолжения его речи.

   Генерал продолжил. - Старший лейтенант действовал в воздухе в соответствие сложившейся ситуации. Поняв, что иностранный самолёт намерен сбросить радиобуи для обнаружения наших подводных лодок при их выходе в океан для заступления на боевое дежурство, лётчик решил не позволить это сделать.

   Маневрированием в непосредственной близости иностранца, сорвал выполнение его боевой задачи. Пилотирование истребителя на маленькой скорости, находясь под иностранным самолётом, на высоте ниже ста метров, очень сложное и опасное! Лётчик Цымбалов проявил смекалку, находчивость и смелость, отличное владение истребителем-перехватчиком!

   Обратился к командиру полка, сидевшему за столом перед трибуной. – Товарищ командир, Ваше мнение о взыскании старшему лейтенанту Цымбалову за хулиганство в боевом вылете.

   Полковник встал из-за стола и решительно ответил. - Товарищ командующий, риск был не малый. Полагаю, что всё было сделано Цымбаловым в интересах наших Вооружённых Сил и защиты нашей страны. Разрешите ограничиться Вашим разбором этого случая?   

   Больше месяца Орион не летал в направлении границы СССР над Баренцовым морем. Олег Цымбалов, в шутку, в кругу друзей, получил прозвище «Укротитель Орионов».
               
                Б.Аверин
                18.10.18.