Россия и масоны. Наполеон и Сталин

Александр Шуринов
Вопросы идентичности известных исторических личностей – Наполеона и Сталина тоже крайне интересны.И тот и другой были своеобразным результатом революционных процессов. Оба были, надо признать, чрезвычайно талантливыми политическими деятелями. Конечно, и процессы и результаты их деятельности во многом отличались, но было и нечто общее, которое мы попробуем выделить и показать!
   Во-первых. И тот и другой проводили политику экспорта своих доморощенных революций в другие страны: Наполеон – буржуазной, а Сталин – пролетарской.
   При этом, на мой взгляд, немаловажным является факт их «окраинного» происхождения. Наполеон, как известно, был корсиканцем и относил себя к корсиканской, как бы сейчас сказали, группировке. Как отмечала мадам Жермена де Сталь, Наполеон плохо говорил по-французски. 
     Сталин же был выходцем из окраины России – Грузии. Его род выходил из этнической группы осетин. И он тоже говорил на языке коренного населения России, то есть, по-русски, с большим акцентом.
Однако, что мы можем узнать сегодня о них из Википедии.
     «Наполео;н I Бонапа;рт (итал. Napoleone Buonaparte, фр. Napol;on Bonaparte [na.po.le;; b;.n;.pa;t]; 15 августа 1769, Аяччо, Корсика — 5 мая 1821, Лонгвуд, остров Святой Елены) — император французов (фр. Empereur des Fran;ais) в 1804—1814 и 1815 годах, полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства. Согласно энциклопедии Британника, Наполеон — один из наиболее выдающихся деятелей в истории Запада.      
     Наполеоне Буонапарте (так на корсиканский манер он называл себя до 1796 года) свою профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии.
     В период Великой французской революции достиг чина бригадного генерала после взятия Тулона 18 декабря 1793 года.
     При Директории стал дивизионным генералом и командующим военными силами тыла после того, как сыграл ключевую роль в разгроме мятежа 13 вандемьера 1795 года. 2 марта 1796 года был назначен командующим Итальянской армией. В 1798—1799 годах возглавлял военную экспедицию в Египет.
    В ноябре 1799 года (18 брюмера) произвёл государственный переворот и стал первым консулом. В последующие годы провёл ряд политических и административных реформ и постепенно достиг диктаторской власти.
    18 мая 1804 года был провозглашён императором. Победоносные наполеоновские войны, особенно австрийская кампания 1805 года, прусская и польская кампании 1806—1807 годов, австрийская кампания 1809 года способствовали превращению Франции в главную державу на континенте. Однако неудачное соперничество Наполеона с «владычицей морей» Великобританией не позволяло этому статусу полностью закрепиться.
     Поражение Наполеона I в войне 1812 года против России привело к формированию антифранцузской коалиции европейских держав.
     Проиграв «Битву народов» под Лейпцигом, Наполеон уже не мог противостоять объединённой армии союзников. После вступления войск коалиции в Париж отрёкся от престола 6 апреля 1814 года и отправился в ссылку на остров Эльба.
    Вернулся на французский престол в марте 1815 года (на сто дней). Поражение при Ватерлоо вынудило его во второй раз отречься от престола 22 июня 1815 года.
Свои последние годы прожил на острове Святой Елены в плену у англичан. Его прах с 1840 года находится в Доме инвалидов в Париже…….».

   «Происхождение.
     Наполеон родился в Аяччо на острове Корсика, который долгое время находился под управлением Генуэзской республики. В 1755 году Корсика освободилась от генуэзского господства и с этого времени фактически существовала как самостоятельное государство под руководством местного землевладельца Паскуале Паоли, близким помощником которого был отец Наполеона. В 1768 году Генуэзская республика передала свои права на Корсику французскому королю Людовику XV за 40 млн. ливров. В мае 1769 года в битве при Понте-Нуово[en] французские войска разгромили корсиканских повстанцев. Паоли и 340 его сподвижников эмигрировали в Англию. Родители Наполеона остались на Корсике, он сам родился через 3 месяца после этих событий. Паоли вплоть до 1790-х годов оставался его кумиром.
     Семья Буонапарте относилась к мелким аристократам, предки Наполеона происходили из Флоренции и жили на Корсике с 1529 года.
      Карло Буонапарте, отец Наполеона, служил судебным заседателем и имел годовой доход в 22,5 тыс. ливров, который он старался увеличить путём тяжб с соседями за собственность.
     Мать Наполеона, Летиция Рамолино, была очень привлекательной и волевой женщиной, её брак с Карло был организован их родителями. Будучи дочерью покойного генерального инспектора корсиканских мостов и дорог, Летиция принесла с собой большое приданое и положение в обществе. Наполеон был вторым из 13 детей, пятеро из которых умерли в раннем возрасте. До зрелого возраста кроме самого Наполеона дожили 4 его брата и 3 сестры……

Детство и юность.
    О раннем детстве Наполеона известно немногое. Ребёнком он страдал от сухого кашля, что могло быть приступами туберкулёза. Со слов его матери и старшего брата Жозефа, Наполеон много читал, в особенности историческую литературу. Он нашёл себе небольшую комнату на третьем этаже дома и нечасто спускался оттуда, пропуская семейные трапезы. Наполеон впоследствии утверждал, что впервые прочитал «Новую Элоизу» Руссо в возрасте девяти лет. Однако с этим образом хилого интроверта плохо согласуется его детское прозвище «Баламут» (итал. «Rabulione»).
     Родным языком Наполеона был корсиканский диалект итальянского языка. Он учился читать и писать по-итальянски в начальной школе и стал изучать французский язык, лишь когда ему было почти десять лет. Всю свою жизнь он говорил с сильным итальянским акцентом. Благодаря сотрудничеству с французами и покровительству губернатора Корсики графа де Марбёфа[fr], Карло Буонапарте удалось добиться королевских стипендий для двух старших сыновей, Жозефа и Наполеона. В 1777 году Карло был избран депутатом в Париж от корсиканского дворянства. В декабре 1778 года, отправляясь в Версаль, он взял с собой обоих сыновей и шурина Феша, добившегося стипендии в семинарии Экса. Мальчики были на четыре месяца помещены в коллеж в Отёне, главным образом с целью обучения французскому языку.
    В мае 1779 года Наполеон поступил в кадетскую школу (коллеж) в Бриен-ле-Шато. Друзей в коллеже у Наполеона не было, так как он происходил из не слишком богатой и знатной семьи, да к тому же был корсиканцем с ярко выраженным патриотизмом к родному острову и неприязнью к французам как поработителям Корсики. Издевательства некоторых одноклассников заставили его замкнуться в себе и посвящать больше времени чтению. Он читал Корнеля, Расина и Вольтера, его любимым поэтом был Оссиан. Наполеон особенно любил математику и историю, его увлекала античность и такие исторические персонажи, как Александр Великий и Юлий Цезарь. Особых успехов Наполеон добился в математике, истории и географии; напротив, в латыни и немецком он был слаб. Кроме того, он делал довольно много ошибок при написании, но благодаря любви к чтению стиль его стал намного лучше. Конфликт с некоторыми преподавателями сделал его даже популярным среди сверстников, и постепенно он стал их неформальным лидером.
    Ещё в Бриенне Наполеон решил специализироваться по артиллерии. В этом роде войск были востребованы его математические таланты, здесь же были наибольшие возможности для карьеры независимо от происхождения. Выдержав выпускные экзамены, в октябре 1784 года Наполеон был принят в Парижскую военную школу. Там он изучал математику, естественные науки, верховую езду, военную технику, тактику, в том числе познакомился с новаторскими работами Гибера и Грибоваля. По-прежнему он шокировал учителей своим восхищением Паоли, Корсикой, неприязнью к Франции. Он был одинок, друзей у него не было, зато были враги. Пико де Пикадю, сидевший между Наполеоном и Пикаром де Фелиппо, сбежал со своего места, поскольку ему постоянно доставались удары в их скрытых драках.
    В общей сложности Наполеон не был на Корсике почти восемь лет. Обучение во Франции сделало из него француза — он переехал сюда в раннем возрасте и провёл здесь долгие годы, французское культурное влияние распространялось в то время на остальную Европу, и формирующаяся французская идентичность была очень притягательна …. ».
     Можно было бы продолжать и далее, но данная статья направлена на представление  о том, какие общие черты характеризуют обоих известных политиков и государственных деятелей. Заметим попутно, что освещение жизни и деятельности Наполеона куда более полно, амбициозно и торжественно, чем Сталина, хотя его деятельность имела более позитивные результаты для Европы. Однако, об этом речь будет впереди.
А пока представим материал о Сталине из Википедии. 
      «Ио;сиф Виссарио;нович Ста;лин (настоящая фамилия — Джугашви;ли, груз. ;;;;; ;;;;;;;;;; 6 [18] декабря 1878 (по официальной версии 9 [21] декабря 1879), Гори, Тифлисская губерния, Российская империя — 5 марта 1953, Волынское, Кунцевский район, Московская область, РСФСР, СССР) — российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель, Генералиссимус Советского Союза (1945). С конца 1920-х — начала 1930-х годов до своей смерти в 1953 году Сталин был лидером Советского государства.
       Одержав верх во внутрипартийной борьбе за власть, завершившейся к концу 1920-х годов разгромом оппозиционных течений, Сталин взял курс на форсированную индустриализацию и сплошную коллективизацию сельского хозяйства для осуществления перехода в кратчайшие сроки от традиционного аграрного общества к индустриальному путём всемерной мобилизации внутренних ресурсов, сверхцентрализации экономической жизни и формирования в СССР целостной командно-административной системы.
      В конце 1930-х годов в обстановке обострения внешнеполитической ситуации в Европе Сталин пошёл на сближение с нацистской Германией, достигнув договорённостей о разграничении сфер интересов, на основании которых после начала Второй мировой войны СССР присоединил к себе территории Западной Украины и Западной Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины, а также инициировал нападение на Финляндию.
     Подвергшись в июне 1941 года нападению со стороны Германии, СССР под руководством Сталина как верховного главнокомандующего Вооружёнными силами понёс тяжёлые материальные и человеческие потери, присоединился к антигитлеровской коалиции и внёс решающий вклад в победу над нацизмом, что способствовало расширению сферы влияния СССР в Восточной Европе и Восточной Азии, формированию мировой социалистической системы, что, в свою очередь, привело к холодной войне и расколу мира на две противоборствующие системы. В послевоенные годы Сталин способствовал созданию в стране мощного военно-промышленного комплекса и превращению СССР в одну из двух мировых сверхдержав, обладающую ядерным оружием и ставшую соучредителем ООН, являющуюся постоянным членом Совета безопасности ООН с правом вето.
      Правление Сталина характеризовалось наличием автократического режима личной власти, господством авторитарно-бюрократических методов управления, чрезмерным усилением репрессивных функций государства, сращиванием партийных и государственных органов, жёстким контролем государства за всеми сторонами жизни общества, нарушением фундаментальных прав и свобод граждан, депортациями народов, массовой гибелью людей в результате голода 1932—1933 годов и разгула репрессий……

Генеалогия
     Иосиф Джугашвили родился в грузинской семье (в ряде источников высказываются версии об осетинском происхождении предков Сталина) в городе Гори Тифлисской губернии и был выходцем из низшего сословия.
    При жизни Сталина и долгое время после его смерти считалось, что он родился 9 (21) декабря 1879 года, однако позднее исследователи установили иную дату рождения Иосифа — 6 (18) декабря 1878 — и дату крещения 17 (29) декабря 1878.
     Сталин имел телесные дефекты: сросшиеся второй и третий пальцы на левой ноге, лицо в оспинах. В 1885 году Иосифа сбил фаэтон, мальчик получил сильную травму руки и ноги; после этого на протяжении всей жизни его левая рука не разгибалась до конца в локте и поэтому казалась короче правой.

Родители
Виссарион Иванович Джугашвили
Отец — Виссарион (Бесо), происходил из крестьян села Диди-Лило Тифлисской губернии, по профессии — сапожник. Подверженный пьянству и приступам ярости, он жестоко избивал Екатерину и маленького Coco (Иосифа). Был случай, когда ребёнок попытался защитить мать от избиения. Он бросил в Виссариона нож и пустился наутёк. Согласно воспоминаниям сына полицейского в Гори, в другой раз Виссарион ворвался в дом, где находились Екатерина и маленький Coco, и набросился на них с побоями, нанеся ребёнку травму головы.
Иосиф был третьим сыном в семье, первые двое умерли во младенчестве. Через некоторое время после рождения Иосифа дела у отца пошли неважно, и он запил. Семья часто меняла жильё. В конечном счёте Виссарион оставил жену, при этом попытался забрать сына, но Екатерина не отдала его.
Когда Coco было одиннадцать лет, Виссарион «погиб в пьяной драке — кто-то ударил его ножом». К тому времени сам Coco проводил много времени в уличной компании молодых хулиганов Гори.
Екатерина Георгиевна Джугашвили
Мать — Екатерина Георгиевна — происходила из семьи крепостного крестьянина (садовника) Геладзе села Гамбареули, работала подёнщицей. Была обременённой тяжёлым трудом женщиной-пуританкой, которая часто колотила своего единственного оставшегося в живых ребёнка, но была безгранично предана ему. Друг детства Сталина Давид Мачавариани говорил, что «Като окружала Иосифа чрезмерной материнской любовью и, подобно волчице, защищала его от всех и вся. Она изматывала себя работой до изнеможения, чтобы сделать счастливым своего баловня». Екатерина, однако, по утверждению некоторых историков, была разочарована, что её сын так и не стал священником.
….. В 1886 году Екатерина Георгиевна хотела определить Иосифа на учёбу в Горийское православное духовное училище, однако, поскольку он совершенно не знал русского языка, поступить ему не удалось. В 1886—1888 годах по просьбе матери обучать Иосифа русскому языку взялись дети священника Христофора Чарквиани. В результате в 1888 году Сосо поступил не в первый подготовительный класс при училище, а сразу во второй подготовительный, в сентябре следующего года поступив в первый класс училища, которое окончил в июне 1894 года.
…. В сентябре 1894 года Иосиф сдал приёмные экзамены и был зачислен в православную Тифлисскую духовную семинарию. Там он впервые познакомился с марксизмом и к началу 1895 года вступил в контакты с подпольными группами революционных марксистов, высланных правительством в Закавказье. Впоследствии сам Сталин вспоминал: «В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе».
….. По мнению английского историка Саймона Себаг-Монтефиоре, Сталин был чрезвычайно одарённым учеником, получавшим высокие оценки по всем предметам: математике, богословию, греческому языку, русскому языку. Сталину нравилась поэзия, и в юности он сам писал стихи на грузинском языке, привлёкшие внимание ценителей.
…. В 1931 году в интервью немецкому писателю Эмилю Людвигу на вопрос «Что вас толкнуло на оппозиционность? Быть может, плохое обращение со стороны родителей?» Сталин ответил : «Нет. Мои родители обращались со мной совсем неплохо. Другое дело — духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма…»
      В 1898 году Джугашвили получает опыт пропагандиста на встрече с рабочими на квартире революционера Вано Стуруа и вскоре начинает руководить рабочим кружком из молодых железнодорожников, он начинает вести занятия в нескольких рабочих кружках и даже составляет для них марксистскую программу занятий. В августе того же года Иосиф вступает в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-даси» («Третья группа»). Вместе с В. З. Кецховели и А. Г. Цулукидзе Джугашвили образует ядро революционного меньшинства этой организации, большинство которой стояло на позициях «легального марксизма» и склонялось к национализму.
     29 мая 1899 года, на пятом году обучения, был исключён из семинарии «за неявку на экзамены по неизвестной причине» (вероятно, фактической причиной исключения была деятельность Иосифа Джугашвили по пропаганде марксизма среди семинаристов и рабочих железнодорожных мастерских. В выданном ему свидетельстве значилось, что он окончил четыре класса и может служить учителем начальных народных училищ.
      После исключения из семинарии Джугашвили некоторое время перебивался репетиторством. Среди его учеников, в частности, был и его ближайший друг детства Симон Тер-Петросян (будущий революционер Камо).
     С конца декабря 1899 года Джугашвили в качестве вычислителя-наблюдателя был принят в Тифлисскую физическую обсерваторию.
      Как пишет Исаак Дойчер: «Поразительна та эволюция, которая привела бывшего грузинского социалиста в положение, при котором его стали ассоциировать с «великорусским шовинизмом». Это было даже нечто большее, чем тот процесс, который превратил корсиканца Бонапарта в основателя французской империи, или процесс, в результате которого австриец Гитлер стал наиболее агрессивным лидером германского национализма».
      Обратим внимание читателя на попытку сравнивать Сталина с Наполеоном. Безусловно, эта тема сравнения исторически значимых фигур ещё будет развита в других статьях и, конечно, других авторов, независимых от политических влияний или личных пристрастий. Но сама попытка показательна!
   «..... В 40-е годы произошёл окончательный поворот Сталина к российскому великодержавию. Уже в выступлении 3 июля 1941 года практически отсутствовала коммунистическая риторика и был использован необычный для коммуниста оборот «братья и сёстры», в то же время содержались явные апелляции к традиционному российскому патриотизму. В соответствии с этим курсом, война получила официальное название «Великой Отечественной», по аналогии с Отечественной войной 1812 года.
… Ещё в 1935 году в армии были введены персональные воинские звания, в 1936 восстановлены казачьи части. В 1942 в войсках окончательно отменён институт комиссаров и, наконец, в 1943 командно-начальствующий состав РККА начал официально именоваться «офицерским», а в качестве знаков различия восстановлены погоны.
…..В годы войны также была прекращена агрессивная антирелигиозная кампания и массовые закрытия церквей. Сталин был сторонником всемерного расширения юрисдикции РПЦ; так, в 1943 году государство окончательно отказалось от поддержки движения обновленчества (которое, по замыслу Троцкого, должно было сыграть по отношению к РПЦ ту же роль, что протестантизм по отношению к католической церкви), предпринято значительное давление на грекокатолическую церковь на Украине. В то же время, под явным влиянием Сталина, в 1943 году РПЦ окончательно признала автокефалию Грузинской православной церкви.
… В 1945 году Сталин провозгласил тост «За русский народ!», который он назвал «наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза».
      Итак. Рассмотрим некоторые совпадающие особенности Наполеона и Сталина, которые можно выделить из их биографий. Одной из первых, бросающихся в глаза, была удалённость рождения и воспитания от центра. Она  способствовала, надо полагать, развитию их критического мышления и  возможно была психологическим основанием и даже установкой для преодоления сдерживающих традиционных особенностей быта и культуры жителей центральных регионов Франции и России. Это позволяло отделять, как им казалось,  важное от второстепенного на данный исторический момент с присущей обоим политикам решительностью и сопутствующей жестокостью. По крайней мере, Наполеон активно участвовал в революционном уничтожении традиционного христианского вероисповедания, стремился уничтожить все управленческие  институты монархии, а затем разработал и ввёл новые – общегосударственные, и поначалу, даже республиканские. В последующем он вернулся к императорской форме управления, посчитав, очевидно, её более эффективной и надёжной.

    Конечно, Сталин опирался на результаты государственной деятельности Наполеона, но пошёл ещё дальше по этому пути преобразований, используя теоретические разработки Маркса и Энгельса, революционный и политический опыт Ленина и других деятелей Европы.  Характерной и общей с Наполеоном является последовательная политика неустанного богоборчества. Вероисповедание было представлено «опиумом для народа» и сведено к бестолковой поповщине. Священноначалие было уничтожено или «приручено» опасностью репрессий. Ничтоже сумняшеся, он, помятуя сложности гражданской войны, уничтожил   казачье сословие. Затем принялся за крестьянство, выделив из него класс кулаков и отправив его в лагеря. Остальных, главным образом малоимущих,  собрал в сельскохозяйственные объединения - колхозы.
    Сформировав таким образом производительные силы для индустриализации России, он активно занялся её перевооружением, готовясь к очередной мировой войне и агрессии европейской буржуазии против России, как мировому источнику сырьевых и человеческих ресурсов. В дальновидности Сталину не откажешь,  и агрессия выращенного политическими пройдохами (типа Черчилля и Рузвельта) германского фашизма была им вполне ожидаема. Другое дело, что Россия (Советский Союз) была не готова к такому противостоянию, и Сталин пытался всеми силами его перенести на более поздний срок.
     Наполеон благополучно и решительно, как мы знаем, отказался от религии. Ещё во времена революционного хаоса 1789 года священников гильятинировали  тысячами. Многие из них бежали вместе с семьями в другие страны, в том числе и в Россию под императорскую руку Екатерины II, а потом Павла I . Став Первым консулом Наполеон продолжил эту политику уничтожения традиционной духовной и нравственной культуры в Европе, замещая её нововведением – правовой культурой. Он заставил католического церковного иерарха – римского папу, принять его условия и верховенство им – великим – всего общества. Сначала во Франции и Италии, а потом во всей Европе. Характерно, что когда Наполеон понял, что повальными казнями народ от религии «не отучить», он оставил данную традиционную нишу конфессиональной культуры для неспособных перестроится. Но только как бутафорскую нишу, идеологически настаивая на богоборчестве и проводя атеизм в республиканской политике. 
    20-летние войны, которые проводил Наполеон - яркое доказательство его политики силового внедрения разработанных им нововведений, переориентации европейских рынков сбыта и труда. При этом Наполеон не тяготился гибелью сотен тысяч и миллионов граждан, защищавших от его порабощения и разрушения культур свои народы. Тирания Наполеона вошла в притчи во языцех и сам Пушкин называл его «ужасом мира». Кого ему не удалось сломить, так это - Англию и Россию. Но тут в каждом случае свои обстоятельства и особенности, которые мы освещали ранее. Но ещё неоднократно будем возвращаться к этой животрепещущей теме.

     Сталин некоторое время учился в семинарии, но оставил её из-за сложившегося разочарования церковными порядками и поглощения революционной деятельностью. Проведя многие годы в революционной борьбе и ссылках, он приобрёл качества, которые были нужны лидеру России в тех обстоятельствах и масштабах.
     Главным же было качество подчинения всех обстоятельств своей воле. Острый ум и политическая интуиция, приближение к себе людей, способных к выполнению его внешних замыслов и внутриполитических интриг, позволяло ему владеть ситуацией в России около 30 лет.
     Он тоже, как и вся партия большевиков, занимался богоборчеством, но под давлением обстоятельств в 1943 году вернулся к частичному открытию и восстановлению православных храмов.
    Нужно отметить, что авторы Википедии как-бы ненавязчиво и независимо «обвиняют» Сталина в возвращении к «великодержавности». Но не было ли это результатом необходимого опыта совмещения ценностей национальной культуры с ценностями демократии, на которые уповали буржуазные последователи и преемники Наполеона? Не это ли отличие Сталина от Наполеона раздражает нынешний истеблишмент Европы и США?
     Наблюдая одинаковые методы и приёмы в политической деятельности, можно заметить, что Наполеон проводил буржуазные реформы во Франции и Европе под лозунгом «Свобода. Равенство. Братство». Сталин в свою очередь  проводил преобразования, упрочняя  «пролетарскую диктатуру», под тем же лозунгом. И это объединяет эти, безусловно, незаурядные политические фигуры.
Хотя мы все прекрасно понимаем, что Наполеон спекулировал революционными лозунгами. Что на самом деле «Свобода» понималась как свобода грабежа одними группами людей других, как менее сильных. Не эту ли мировую политику всеобщего грабежа мы  имеем сегодня. «Равенство» спекулятивно представлялось как равное право, но фактически было приравниванием ограбленного к фактическому грабителю. Что касается «Братства», то речь шла о братстве революционеров! Последнее не мешало одним революционерам посылать на гильотину других революционеров.
     Не менее спекулятивно отношение Сталина к этому лозунгу, который даже начертан на стенах в Московском метро. В основе политики и того и другого стояло верховенство права сильного! И не более того!
   А само право сильного формировалось:
- правом политическим внешнего влияния;
- правом внутреннего влияния, а нередко, и подавления;
- правом военный агрессии. 
    Наполеон искусно пользовался правом внешней военной агрессии, а Сталин, готовясь к войне, правом внутреннего влияния и подавления.
    И тот и другой пользовались множеством внутренних и внешних механизмов для достижения своих целей, в том числе, и изощрёнными пропагандистскими механизмами, своими средствами массовой информации.
    Надо напомнить, что Советский Союз (читай, Россия) победил в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, взял столицу Германии - Берлин  и принудил противника к капитуляции. Таким образом, он победил во Второй Мировой войне! Сталин сыграл в этой победе решающую роль своими стратегически и политически выверенными решениями. Можно вполне обоснованно утверждать, что Сталин политически и стратегически переиграл всю западную камарилью во главе с Черчиллем и Рузвельтом.
      
    Однако, вернёмся к сравнению Наполеона и Сталина.
    Если присмотреться внимательно к их биографиям, можно, естественно, обнаружить большие отличия. Наполеон был выходцем из привилегированного сословия, а Сталин – из низшего, рабоче-крестьянского. Википедия с некоторым ощущаемым придыханием свидетельствует о Наполеоне, но достаточно откровенно, возможно, даже излишне, описывает детские годы Сталина, сложные судьбы его родителей. Тут просматривается вполне определённая тенденциозность, попытки принизить генетические корни Сталина.
    В то же время, несмотря на столь явные отличия в культурной среде и воспитании, многие исследователи отмечают великие способности и таланты и у того и у другого.  Совсем другое дело, в чём они проявились и куда они были направлены. Наполеон выбился в люди, расстреливая из пушек баррикады рабочих, вознамеривавшихся стачкой добиться справедливости. А Сталин защищал рабочих, учился политическому лавированию, выживанию, партийному и государственному строительству в условиях политической и военной агрессии.

      Эта статья была написана несколько лет назад. Но появились обстоятельства, заставляющие её дополнить. Некоторые мои друзья писали мне, что не хватает в ней общего для Наполеона и Сталина: интереса к тайным знаниям, которым располагали некоторые масонские ордена 200 и более лет назад. Наполеон пытался узнать тайные знания  Египта, тайные знания древнего мира. Он стремился к этим знаниям, поскольку они учили, как подчинить человека и общество, различные государства своей воле и своим интересам. Эти же интересы были свойственны и Гитлеру, который противостоял Сталину и всей Европе, преследовал цели мирового господства. Эта сфера интересов была близка и Сталину, который пытался противостоять буржуазному масонству, противостоять геополитическим врагам России, в том числе и Гитлеру.   
     Отступив от традиционной культуры русского народа, во главе которой возвышалось Православие, Сталину были нужны новые механизмы воздействия на массы людей. Основываясь на доктрине развития коммунистической формации в Советской России, Сталин видел через 10-20 лет всю недостаточность её влияния на простого человека.
    Партийная и хозяйственная номенклатура всё больше скатывалась на потребителькие рельсы развития, заботясь о материальных благах и удобствах жизни для себя. После ухода Сталина этот процесс разложения  многократно умножился! Последнее привело к краху государственного направления пролетарского масонства и переход к концепции буржуазного масонства в 90-х годах прошлого века, который был назван «Перестройкой».
    И никакие акции органов госбезопасности, никакие ГУЛАГИ и демагогические призывы к «Свободе.Равенству.Братству» не помогали, не спасали от ситуации идеологического, а потом и экономического краха.
    Таким образом, и Наполеон и Сталин были в поиске знаний по овладению миром, как минимум, расширения власти, влияния. При  этом они не допускали возвращения к основам культуры народов: традиционной религии и развития семейно-родовой культуры.