Бабушкины рассказы. Канск
Бабушка и мама с теплом вспоминали город Канск, природу Красноярского края. Быстрые чистые, живописные реки, пороги, плёсы, таёжные леса, лесостепь, горные отроги. Жаркое лето и суровая, снежная зима.
Поэтому, когда я читал «Дети Арбата» А.Рыбакова, был удивлен, что Канск - место ссылки. Всегда думал, что это, если не райское, то, во всяком случае, хорошее место. Наверное, только зима была долгим и серьезным испытанием. Мама рассказывала, как, в основном, малоэтажный город заносило снегом по самые крыши.
Бабушка, Александра Александровна, и дед, Николай Александрович, были учителями в городской школе №4 Канска.
Дед увлекался охотой по птице, держал легавых подружейных собак. Эти собаки, работая нижним чутьём, находят затаившуюся в траве птицу и делают около неё стойку.
В стойке легавая собака замирает на трёх лапах, а переднюю поднимает. Затем по команде хозяина собака поднимает птицу на крыло. А хозяин уже готов к выстрелу и убивает птицу влёт. Собака подносит птицу.
Его любимой породой была сеттер-гордон. Это самые крупные сеттеры черной масти с коричневыми подпалинами. Как дед доставал таких собак?
Мама с обидой рассказывала, что дед назвал собаку Русла¬ном, и маму, конечно, дразнили – Руслан и Людмила. Есть фотография – дед с Русланом. Какой красавец с седой мордой лежит! Дед всем своим кобелям давал кличку Руслан.
Бабушка не без ехидства вспоминала, как одна из дедовых собак боялась выстрелов и после первого же выстрела прибегала домой, дед за это ее драл. Конечно, он поступал неправильно, бывает такое, трудно угадать каким вырастет щенок. Для охотничьей собаки боязнь выстрела – серьёзный порок.
Семья часто бывала на природе – в лесу, на реке. Учителя устраивали совместные пикники (не люблю это слово) с играми, костром, угощением, ловлей рыбы, сбором грибов. Дети играли в мяч, казаки–разбойники, лапту, бабки, городки, крокет, серсо. Варили уху. Выезжали на лошадях в колясках, на телегах. В Москве потом часто вспоминали сибирские цветы жарки.
Учительские семьи жили дружно. Вместе встречали праздники, обрабатывали землю. Сажали не только картофель и другие овощи, но и зерновые на корм скоту. Создали товарищество для коллективного ведения хозяйства. В товариществе были лошади, плуги, сеялка, косилка, телеги, пролётка.
Из друзей бабушка часто называла фамилию Кренц. Я понимал, что это - чешская фамилия. Чехи появились в России во времена 1-й империалистической войны.
Военнопленные чехи были размещены в лагерях в Поволжье и Сибири. После Октябрьского переворота они объявили нейтралитет. Большевики разрешили их отъезд на родину через Владивосток, сформировали и отправили эшелоны. Военнопленные чехи и словаки были втянуты в гражданскую войну. Они выступили на стороне белых. Чешские легионеры или «белочехи» вошли в армию Колчака. Они охраняли транссибирскую железную дорогу и располагались на всех крупных станциях.
«Белочех» Юзеф Кренц женился на русской учительнице и остался в Канске. Семья Кренц дружила с семьёй Осиповых. Они были соседями.
В общей массе белочехи «вели себя» плохо, даже – вызывающе нагло. Мародёрствовали, грабили гражданское население, фактически захватили железную дорогу, задерживали эшелоны с беженцами - семьями офицеров. На их совести массовая гибель семей белых офицеров и раненых, что послужило одним из поводов деморализации колчаковцев.
После поражения колчаковской армии чехи стали возвращаться на родину через Владивосток. Но многие остались в России. В Канске осели чехи, женившиеся на русских красавицах, и по различным причинам не возвращающиеся на родину. Ярослав Гашек женился на дочери канского купца Александре Львовой и в 20-х годах работал в Канске в редакции красноармейской газеты. Мне о Гашеке баба Саня рассказывала.
В советское время была издана книга о сибирских большевиках - партизанах и героях гражданской войны. Папа достал эту книгу для бабушки. Я ее видел. В книге упоминаются, в частности, фамилии Кренц и Бобылевых. Баба Саня эту книгу читала с огромным интересом.
Жили в доме с небольшим подворьем. Дом был казённым, школьным и недалеко от школы. Бабушка держала корову и кур. В хозяйстве помогала домашняя работница. Всегда была собака, а, вот, кошек не было, бабушка их не любила.
Вместе или достаточно тесно с бабушкиной семьей жили три её младших брата и сестра, сначала одни, а потом с семьями. Они дружили и сохраняли дружбу и любовь долгие годы. Особенно близкие отношения у бабушки и мамы были с Прокопием, Антонином (дядя Тоня) и Еленой (тётя Лена).
Какими сердечными должны были быть бабушка и дедушка, уже обременённые семьёй, чтобы поднять и морально и материально братьев и сестру. Ведь все они приезжали в Канск, окончив учёбу в Красноярске, потому что в родной Погорелке им не было ни места, ни работы. И прадед, священник Александр Афиногенович Мальцев, в богоборческие 1918-22гг. жил в доме Осиповых.
Устраивались любительские спектакли и концерты. Бабушкин брат – Антонин играл в самодеятельном ансамбле на виолончели.
Культурным центром был кинотеатр «Кайтым». Кинематограф на 300 мест построила в 1911г. купчиха Яковлева. В нём кроме кинопро¬смотров проводили собрания, митинги, выступления представителей власти, местных писателей В.Я. Зазубрина, автора романа «Два мира» и по¬вести «Щепка», В.А.Итина, автора научно-фантастической повести «Страна Гонгури». Это были литературные произведения, отражающие первые годы со¬ветской власти в Сибири.
Мама рассказывала, как весело проходили новогодние и рождественские праздники. Дети, собравшись вместе, обходили знакомые семьи с колядками. Наряжались, пели колядки, танцевали, собирали подарки и угощения. Колядование организовывалось, конечно, родителями.
Из детских игр мама вспоминала бабки. Это – косточки путовых суставов коровы или поросёнка, которые остаются при приготовлении холодца. Их складывали определенным образом и разбивали битой.
Девочкой мама была очень резвой и ловкой. Она умела, например, жонглировать четырьмя яблоками. Я это видел. А вы сможете?
Сильным воспоминанием был рассказ о том, как затонул перегруженный паром на реке Кан. Много людей утонуло. Мама с родителями, узнав о случившемся несчастье, побежали к месту трагедии и с облегчением удостоверились, что среди погибших нет родных и близких.
До революции семья жила достаточно обеспечено.
Бабушка любила вспоминать, как совершались покупки. Она шла по магазинам, лавкам и отбирала продукты и товар, которые потом доставлялись домой. Оплата производилась отдельно и в кредит. Приказчики бегали вокруг бабушки, предлагая одежду и обувь для примерки и расхваливая товар. Покупки доставлялись домой, расплачивался дед.
При советской власти выручало свое хозяйство – корова, куры. Зимой лишнее молоко замораживали в мисках, которые складывали штабелями. Вы, конечно, любите пельмени? Так вот, пельмени лепили сотнями штук и тоже замораживали. Лепили артельно – сегодня у Осиповых, завтра – у Мальцевых, на другой день – у Бобылевых.
Нахожу сходство бабушки Сани и моей внучки Маши. Глаза у обеих – голубые.
Бабушка любила печь пирожки с мясом, с капустой, с зелёным луком и яйцами, шанежки, кулебяки с мясом и рисом, с капустой, с рыбой и рисом. По субботам обязательно были пироги! И я едал бабушкины пироги.
В Сибири в те жестокие времена первых лет советской власти жилось сытнее, чем в центральной России. Во всяком случае, я ни от мамы, ни от бабушки жалоб на плохое материальное положение не слышал.
Бабушка очень дружила с братом Прокопием, а его жена была близкой подругой. Елизавета была учительницей и считалась красавицей. Бабушка рассказывала, что добивавшийся её «руки» молодой человек, покончил жизнь самоубийством.
Но не всё шло гладко в бабушкиной семье. В 1927г. умирает мамин брат, Георгий. У него после скарлатины было осложнение на сердце. Мальчик, несмотря на это, был подвижным, любил футбол. Бегать ему было нельзя, а остановить - невозможно. Смерть была спровоцирована испугом от нападения быка. Так я от мамы слышал. После этой смерти начались ссоры маминых родителей, и семья разрушилась.
Бабушка и дед мне не говорили ничего плохого друг о друге. Но все-таки комментарии были. Бабушке не нравилось увлечение деда преферансом, а деду - увлечения бабушки пикниками и вечеринками. Он мне говорил – лучше надо было смотреть за сыном. Не исключено что бык напал на Георгия во время пикника. А бабушка говорила: «проигрывал деньги, приходил под утро, прокуренный».
У бабушки был сильный характер лидера, да и дед подкаблучником не был. Наверно поэтому никто из них не уступал друг другу и в 1928г. они по бабушкиной инициативе разводятся. Бог им судья.
Дед после развода переходит работать в другую школу - №3. А с бабушкой они работали в школе №4.
Связь деда Николая с мамой, а после её смерти со мной, не нарушалась. Велась переписка, были и редкие встречи.
В 1928 -29гг. бабушка Саня уезжает из Канска. Она едет в Москву. А мама остаётся доучиваться в Канске и, затем, в Красноярске. Живёт она в семьях Антонина и Прокопия Мальцевых. В 1930г мама оканчивает семилетнюю школу и приезжает в Москву, где к этому времени бабушка уже устроилась с работой и жильём.
Накануне бабушкиного отъезда уехала в Москву её младшая сестра – Елена. Её муж, советский и партийный работник, Григорий Никитович Бобылев, получил направление в Москву в Промышленную академию. Возможно, и тётя Лена училась в академии. Всероссийская промышленная академия была основана в 1927г. для подготовки кадров партийно-промышленного руководства. Поэтому, вслед за сестрой баба Саня переезжает именно в Москву.
После развода и отъезда бабушки и мамы дед Николай в 30-х годах женится. У его второй жены, тоже канской учительницы, были два сына от первого брака. Дед усыновил их и дал свою фамилию. В 1933г они переезжают из Канска в г. Кемерово и, затем, в г. Топки. Дед работает завучем и преподавателем математики и физики в железнодорожных школах.
Дальнейшую историю деда Николая рассказываю я.
После смерти в 1967г второй жены, Марии Николаевны, которую бабушка её знает по Канску, дед не уживается с пасынками. Своих детей во втором браке у деда не было.
Он разыскивает знакомую по Канску учительницу и переезжает к ней в г. Чимкент. Жизнь с этой женщиной не складывается. В 1969г я получаю от деда письмо, полное растерянности. Мы с бабушкой обсуждаем ситуацию и я понимаю, что она готова принять деда.
Но вскоре приходит новое письмо. На этот раз из Алма-Аты. Дед разыскал знакомую по Канску учительницу Крюкову Елену Петровну, недавно похоронившую мужа, списался и переехал к ней. Бабушка знала эту, теперь, старушку и хорошо о ней отзывалась.
В 1970г. я гостил у деда в Алма-Ате. Два старых одиноких человека были счастливы, что живут вместе. А Елена Петровна при мне выговаривала деду: не следовало тебе разлучаться с Шурочкой, проворонил ты своё счастье.
Дед был безумно рад моему приезду и счастлив. Мы встретились, как родные, разлучившиеся ненадолго. Для меня он не был чужим, хоть я его совсем не знал.
Дед - невысокого роста, без живота, с полной шевелюрой, подвижный, интересный рассказчик. Волосы – темные с сединой, глаза – карие или зелёные, как у мамы. Он много расспрашивает о бабушке, маме, папе, внучке - моей сестре, интересуется книгами, много читает, любит хорошее вино (но не пьющий), с кашлем старого курильщика. Рассказывал мне, что в школе он ни разу не позволил себе закурить! Корю себя, что мало расспросил деда о предках и его жизни.
Бабушка была очень довольна, что мы с дедом встретились.
Умер дедушка Осипов в 1971г, ему было 84 года. Известие застало меня в командировке и на похороны мне не удалось приехать. Я был в Алма-Ате ещё раз. В квартире деда жили чужие люди, Елена Петровна умерла. Я поехал на кладбище, искал могилу деда.
Дедушка оставил документы и записи, которые долгие годы хранил – для меня, для внука, которого как я понял, ему не хватало!