Вот и Арпачай, сказал мне казак...

Эрнст Саприцкий
     «Вот и Арпачай», – сказал мне казак. Арпачай! Наша граница! …Я поскакал к реке с чувством неизъяснимым. Никогда еще не видал я чужой земли. Граница имела для меня что-то таинственное; с детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу, и никогда еще не вырывался из пределов необъятной России. Я весело въехал в заветную реку, и добрый конь вынес меня на турецкий берег. Но этот берег был уже завоеван: я все еще находился в России.
Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года. Глава 2.

Да, не пускали, не пускали
Его в заветные края;
В России лишь цензуровали
Его стихи от «А» до «Я».

А как он рвался всей душой
Хотя бы к черту на рога!
Но власть тяжелою рукой
(Цена Поэт велика!)
Свой берегла, увы, покой.

Не раз он, видно, пожалел,
Что напроказил в юны лета;
Но такова судьба поэта,
Иначе жить он не умел…