Концерт. Впечатления

Лариса Першакова
                «Наполним музыкой сердца
                Устроим праздники из буден»
                Юрий Визбор
         Небольшой провинциальный городок. Серая унылая осень. Как чудом уцелевший багряный листок небольшая афишка: один концерт, как обычно,  в городке дает занесенный каким-то ветром, кружившим по Европе, музыкальный дуэт (скрипка и фортепиано).
         Я не перестаю удивляться стойкости нашей филармонии, которая без здания, практически без денег,  не дает погасить в городке очаг культуры.  В тандеме с музыкальным  училищем дает возможность прикоснуться к сокровищам подлинного искусства.  Наверное, традиция – это не пустой звук, ведь у нас всегда руководители филармонии умели привлекать в городок артистов с большой буквы. В давно прошедшие времена у нас с удовольствием бывали звезды первой величины: виртуоз-пианист В. Крайнев, далеко известный за пределами СССР скрипач Виктор Третьяков, не говоря уж об Алле Пугачевой, Гуляеве, Гмыре, Антонове и пр. На концерт нашего камерного оркестра «Гилея» билеты нужно было приобретать далеко заранее даже в Киеве. Да и музыкальному училищу уже более ста лет и в нем тщательно берегут традиции русской музыкальной культуры, воспитывая в учениках не только любовь к прекрасному, но и чисто человеческое чувство благодарности и уважения к учителям, к тем, кто им дал путевку в жизнь.  Разлетевшиеся по всему миру талантливые воспитанники возвращаются в родные стены и с благодарностью демонстрируют свои успехи поседевшим педагогам и дарят чудо небольшому провинциальному городку.
        Зал в музыкальном училище – камерный, с прекрасной акустикой (ни единого микрофончика – чисто девятнадцатый век!).  В этот вечер на сцене появились две изящные молодые девушки. Строгие черные бальные платья подчеркивали стройные высокие фигурки и настроили публику на торжественный лад. Кстати, публика на таких концертах собирается разновозрастная и очень благодарная. Исполняли сонаты для скрипки и фортепиано.
       Концерт открыли сонатой Вольфганга Амадея Моцарта. Тонкие, чуткие руки девушек выводили мелодию на своих инструментах с таким вдохновением, что публика расслабилась, вся обратилась в слух,  на время отодвинув куда-то ежедневные хлопоты и заботы… Волшебная вязь звуков! Лёгкая, чарующая, как погожий день ранней осенью, когда невольно останавливаешься, любуешься буйством красок и едва удерживаешься, чтобы не поворошить, не поиграть свежими лимонно-желтыми первыми опавшими листьями…
        Кульминацией концерта была соната Эдварда Грига. Его музыка, наполненная страстями, сдерживаемыми северным суровым характером композитора, обычно узнается с первых аккордов. К тому же его произведения, обычно, эпичны и образны, как живописное полотно.
        Неожиданно сильные пальцы пианистки извлекли из рояля и наполнили зал рокотом стальных северных волн, разбивающихся о суровые скалы фьордов, а завораживающий  голос скрипочки унес слушателей к небу, чтобы с высоты птичьего полета полюбоваться пейзажами родины композитора.  Вот  внизу открылась панорама балтийского побережья Норвегии с изумрудными берегами, на которые плавно накатываются волны, лишь изредка украшенные пенными барашками. Вот рыбацкая деревушка со строгой церковью и старым причалом, у которого хлопочут суровые кряжастые  рыбаки.  И лишь только поднялись паруса над рыбацкими лодками, деревушка замерла  в тревожном ожидании: ведь от удачного лова зависит, будут ли сыты зимой их дети. Но налетел коварный северный ветер. Волны потемнели, забурлили и уже не ласкали, а грозно набрасывались на прибрежный песок. Небо заволокли мрачные грозовые тучи, где-то послышались раскаты грома… Бушующие волны бросали утлые суденышки, рвали паруса. Скрипели мачты… Отважные рыбаки под проливным дождем сражались со стихией и победили… Ворча и погромыхивая, наконец, убрались мрачные тучи восвояси. И вот уже пробился робкий луч скупого северного солнышка и заиграл на капельках воды, затерявшихся на изумрудной траве… Жители деревушки собрались на берегу, с тревогой вглядываясь в морскую даль… Наконец, чайками показались на горизонте паруса рыбацких лодок  и, подгоняемые уже ласковыми волнами, заспешили к берегу видавшие виды суденышки  под нетерпеливое ликование ожидавших их родных.  Дети веселились, девушки танцевали, матери облегченно вздыхали и возносили молитвы... 
          С последними аккордами обессилено скользнули руки пианистки к полу, а скрипочка, казалось, сама скользнула вниз. В очарованном зале несколько мгновений стояла оглушительная тишина, а потом зал, стоя, благодарил девушек, давая им возможность перевести дух…
        После Грига соната М. Скорика показалась мне излишне техничной, излишне виртуозной, уже пронизанной диссонансами, завоевавшими свое место в современной музыке. Зато исполненная на бис «Карпатская рапсодия» того же Скорика поставила жирный восклицательный знак в конце музыкального вечера.
        Публика покидала зал с улыбками на лицах и даже в обычной сутулоке у выходных дверей царила атмосфера какой-то теплой доброжелательности.
        Ни унылый вечер, ни пустой, затаившийся в ранних осенних сумерках городок, ни особенности полу-умирающего  общественного транспорта  не смогли  согнать улыбки и с моего лица, а когда я, добравшись до своего дворика, облегченно вздохнула и подняла глаза к звездному, с узким серпиком  луны,  небу, то непроизвольно воскликнула: «Как же загадочна, удивительна и прекрасна жизнь!» И впервые за последние несколько лет мне остро, немедленно захотелось взять ручку, именно, ручку, и поделиться переполнявшими меня эмоциями с теми, кто еще может чувствовать, точнее сочувствовать…
                г. Херсон.  17.10.2018