Соседи

Полина Закс
Меня выбросила на мель коммуналки житейская буря. За тонкой перегородкой моей комнаты–чулка жила супружеская пара. Жила вверх тормашками. Всё, что обычно лежит на столе, валялось на полу. А то, что на полу -- на столе и кровати. Свободным оставался только потолок. В центре его одиноко торчала лампочка-голыш.
Неделя –- запой. Неделя –- отходняк. Две недели –- работа. Получка. И всё сначала. Уложив спать ребёнка, я забегала к ним посмотреть телевизор, выпить стакан чаю и перемолвиться парой фраз. Если те были в состоянии. Приятель принёс им рыжего кота по кличке Кошан. После очередного застолья хозяева вырубались. Кошан бродил по столу, петляя между пустых бутылок и тарелок. Саблезубый тигр на улицах покинутого города. Однажды тигр захотел отловить голубя и вывалился из окна. С пятого этажа. Но выжил.
Частенько у них гостила родня из деревни. И цыгане приезжали. Они расстилали на полу газеты и раскладывали еду. Иногда пировали за столом. Пели. Был среди них парень. Он-то и ошарашил меня однажды пылкой речью.
-- Я знаю, что Вы не любите меня. Но благодарен буду уже за то, что выслушаете. О, не говорите сразу «Нет»! Не лишайте меня надежды.
Его голос то становился громче, то затихал почти до шепота. Волнами. Вместо меня, в переднике, с ножом у разделочной доски, должна была стоять барышня в пышном платье, с веером. Где я это слышала? -- вертелось в голове. Позднее он рассказал, что поворовывал и сел в тюрьму. Там пристроили его в библиотеку в помощь образованному заключённому, отбывавшему срок за насилие. Парень познакомился с классической литературой. Времени для чтения было предостаточно. Результаты дали себя знать… Вот я и думаю: -- Хорошо подобрали книги для той тюремной библиотеки. Если бы полки заполняли детективы, что бы мне пришлось претерпеть.