ВВЕДЕНИЕ.
Речь пойдет о начале революции в экономике, которую упустили…
«ИКАРУС» - большой промышленный успех Венгрии времен СЭВ – Совета по экономической взаимопомощи.
Напомню - СЭВ, как организация, координировала и определяла, что может лучше у кого в стране получиться, что будет производить, то или иное социалистическое государство.
Венгрия хорошо производила консервированные огурчики, помидорчики.
Народ трудолюбивый и талантливый. Чего стоит один кубик Рубика?!
Но решено было укрепить рабочий класс страны.
И Венгрии в СЭВ досталось производство автобусов длиной 10-14 метров на базе частной кузнечно-каретной мастерской 1895 года… которая во время войны производила уже грузовики и автобусы. Предприятие было усилено мелкими машиностроительными заводами по производству деталей для авиации.
Сильная сторона специализации – возможность применить прогрессивные технологии при крупносерийном и массовом производстве.
Одно дело собирать 12 машин в год на яме, другое 7000 автобусов на конвейере в год.
Ясно, что автобус, собранный на конвейере обойдется всем много дешевле.
С конструктором Венгрии повезло.
Наиболее массовый автобус - «Икарус» 200 серии – сконструировал Ласло Финта – молодой человек 20 лет, самоучка. Который почитывал учебник Юрия Долматовского – известного в автомобильных кругах советского автодизайнера.
Свои рисунки-эскизы Ласло Финта послал на завод.
Он не был инженером, не имел диплома, но его сразу взяли конструктором.
Вернемся к СЭВ.
Это ода не автобусу. Это о том, как опасно осквернять хорошие лозунги негодной практикой застоя.
В СЭВ торговля осуществлялась через обмен.
По соглашению в СЭВ было записано – Венгрия берется поставлять автобусы для СССР, взамен получать из СССР «Лады», «Жигули». За один автобус – 19-21 легковых машин.
Короче -торговля через обмен и без денег.
Главные рынки СССР и ГДР. Основной потребитель, СССР – 80%
На внешних рынках – за доллары автобусы тоже хорошо покупались в сорока странах. И даже в самой Америке, но не в таких объемах.
Надежный, удобный автобус и главное – дешевый! (крупносерийное производство).
Завод «Икарус» стал важнейшим заводом страны с населением примерно в 10 млн. человек.
И вот однажды СССР предложил за поставку партии автобусов «Икарус» - партию
ЭВМ «Минск-22». Одна из вычислительных машин поступила по разнарядке на один из многочисленных консервных заводов Венгрии, который обслуживал ряд аграрных госхозяйств.
Что может сотворить вычислительная машина на консервном заводе?
Куда ее воткнуть в старые технологические цепочки консервирования огурцов, томатов и перчиков никто тогда толком не представлял.
Остановитесь читать на секунду.
Зная сегодня о компьютерах много больше, Вы можете дать свои соображения – где можно применить компьютер на старом консервном заводе с пользой для дела?
Теперь сравните с тем, что сказал мудрый директор ниже.
Конечно, командированные специалисты из СССР, провели компьютерный ликбез - популярно доложили руководству о возможностях ЭВМ второго поколения в части решения планово-экономических задач.
На что простой венгерский руководитель сельской консервной фабрики сказал программистам,примерно, следующее:
- Социализм – это каждому по труду,
Наш лидер – Янош Кадр – учит - этот лозунг должен выполняться!
Уравниловка - всегда плохо,..
и добавил:
- Сделайте мне над проходной завода табло, на котором высвечивается сколько
заработал форинтов за день каждый наш работник, который сдает свой пропуск с табельным номером рабочего места в конце рабочего дня.
Для наших программистов дело было пустое, возможности машины ввода и вывода данных, ее быстродействие позволяло легко подсчитать зарплату.
Время начала работы, расценки, простои, число банок, энергия и многое другое – все учитывала машина с каждого рабочего места.
Результат появлялся на табло стоило сдать пропуск.
=
Все что потом случилось можно было прочитать в маленькой заметке размером
со спичечный коробок в газете венгерских коммунистов Nepszabadsag.
Главное там – производительность труда, выработка продукции на одного рабочего, сказочно возросла. Простой рабочий мог получать оклад министра.
Редакция советского еженедельника «За рубежом» скупо осветила положительный опыт наших друзей. Но редактора не похвалили, а отругали за "преждевременность"?!
А почему?
Старый завод без внедрения прогрессивного консервного оборудования в 26 раз!
увеличил свою производительность… значит дело в чем?
В людях!
Они стали работать по способностям на себя!
Каждый из них пытался работать лучше на одну банку больше и бежал посмотреть – сколько заработал!
А сколько лодырей повыгоняли...
Мы куда людей денем? Безработицы захотели...?
Что станет с нашим плановым хозяйством?!
Это ужас какую перестройку затевать надо!
Госплану надо было себе оставить такие машины и кадры обновить.
Чтобы динамично вносить коррективы в пятилетние планы десятков тысяч предприятий, связанных друг с другом своими поставками.
А без Госплана - нам гибель.
Без Госплана нас растопчут!
Со старым Госпланом ещё поживем...
Однако, со старым не получилось пожить.
=
Производство автобусов «Икарус» в 80 годах было на пике – 12000 в год.
Основной покупатель по-прежнему СССР - 80%
Это было «проблемой». За валюту хотелось Венгрии продавать автобусов больше.
В 1991 году «проблемы» не стало – СССР и СЭВ распались.
Нет таких фирм, которые, теряя 80-90% покупателей (рынка сбыта), остаются на плаву.
Национальное производство автобусов спасти не удалось – задолженность предприятия росла.
Вскоре предприятие было остановлено. Оборудование растащили.
Корпуса - превратились в туристический объект - музей - «Икарус» - золотая страница в истории венгерской промышленности.
Заключение.
Вот так ЭВМ реализует хорошие лозунги и сметает важные учреждения с их консервативным руководством, Слепым к
техническим прорывам и жадным до валюты.
Люди работают много лучше, творчески, если знают формулу своей зарплаты.
Летом 2018 на 83 году ушел из жизни замечательный венгерский конструктор Ласло Финта.
А хорошая новость – 2 декабря 2017г. подписано соглашение о создании венгеро-китайского завода ЗАО Ikarus-Yinlong. Не зря в КНР работает исследовательский институт по изучению ошибок некогда «старшего брата» - СССР.
Использованы материалы с ресурса
с https://yandex.ru/turbo?text=https-kovacs.livejournal.com.html