Хороший лозунг

Рыскин Борис
ВВЕДЕНИЕ.
Речь пойдет о начале революции в экономике, которую  упустили…

«ИКАРУС» - большой промышленный успех Венгрии времен СЭВ – Совета по экономической взаимопомощи.
Напомню - СЭВ, как организация, координировала и определяла, что может лучше у кого в стране получиться, что будет производить, то или иное социалистическое государство. 

Венгрия хорошо производила консервированные огурчики, помидорчики.
Народ  трудолюбивый и талантливый. Чего стоит один кубик Рубика?!
Но решено было укрепить рабочий класс страны.

И Венгрии в СЭВ досталось производство автобусов длиной 10-14 метров на базе частной кузнечно-каретной мастерской 1895 года… которая во время  войны производила уже грузовики и автобусы.  Предприятие было усилено  мелкими машиностроительными заводами  по производству деталей для авиации.

Сильная сторона специализации –  возможность применить прогрессивные технологии при крупносерийном и массовом производстве.
Одно дело собирать 12 машин в год на яме, другое 7000 автобусов на конвейере в год.

Ясно, что автобус, собранный на конвейере обойдется всем  много дешевле.

С конструктором Венгрии повезло.
Наиболее массовый автобус - «Икарус» 200 серии – сконструировал  Ласло Финта – молодой человек 20 лет, самоучка. Который почитывал учебник Юрия Долматовского – известного в автомобильных кругах советского автодизайнера.

Свои рисунки-эскизы Ласло Финта послал на завод.
Он не был инженером, не имел диплома, но его сразу взяли конструктором.

Вернемся к СЭВ.

Это ода не автобусу. Это о том, как опасно осквернять хорошие лозунги негодной практикой застоя.

В СЭВ торговля осуществлялась через обмен.

По соглашению в  СЭВ было записано –  Венгрия берется поставлять автобусы для СССР, взамен получать из СССР «Лады», «Жигули». За один автобус – 19-21 легковых машин.

Короче -торговля через обмен  и без денег.

Главные рынки СССР и ГДР. Основной потребитель, СССР – 80%
На внешних рынках – за доллары автобусы  тоже хорошо покупались в сорока странах. И даже в самой Америке, но не в таких объемах.

Надежный, удобный автобус и главное – дешевый! (крупносерийное производство).
Завод «Икарус» стал важнейшим заводом  страны с населением примерно в 10 млн. человек.

И вот однажды СССР предложил за поставку партии автобусов «Икарус» - партию
ЭВМ «Минск-22».  Одна из вычислительных машин поступила по разнарядке на один из многочисленных консервных заводов Венгрии, который обслуживал ряд аграрных госхозяйств.   

Что может сотворить вычислительная машина на консервном заводе?
Куда ее воткнуть в старые технологические цепочки консервирования огурцов, томатов и перчиков никто тогда толком не представлял.

Остановитесь читать на секунду.

Зная сегодня о компьютерах много больше, Вы можете дать свои соображения – где можно применить компьютер на старом консервном заводе с  пользой для дела?

Теперь сравните с тем, что сказал мудрый директор ниже.

Конечно, командированные специалисты из СССР, провели компьютерный ликбез - популярно доложили руководству  о возможностях ЭВМ второго поколения в части решения планово-экономических задач.

На что простой венгерский руководитель сельской консервной фабрики  сказал программистам,примерно, следующее:

- Социализм – это каждому по труду,
Наш лидер – Янош Кадр – учит - этот лозунг  должен выполняться!
Уравниловка - всегда плохо,..
и добавил:

- Сделайте мне над проходной завода табло, на котором высвечивается сколько
заработал форинтов за день каждый наш работник, который сдает свой пропуск с табельным номером рабочего места в конце рабочего дня.

Для наших программистов дело было пустое, возможности машины ввода и вывода данных, ее быстродействие позволяло легко подсчитать зарплату.

Время начала работы, расценки, простои, число банок, энергия и многое другое – все учитывала машина с каждого рабочего места.
Результат появлялся на табло стоило сдать пропуск.

=

Все что потом случилось можно было прочитать в маленькой заметке размером
со спичечный коробок в газете венгерских коммунистов Nepszabadsag.

Главное там – производительность труда, выработка продукции на одного рабочего,  сказочно возросла. Простой рабочий мог получать оклад министра.

Редакция советского еженедельника «За рубежом» скупо осветила положительный опыт наших друзей. Но редактора не похвалили, а отругали за "преждевременность"?!

А почему?

Старый завод без внедрения прогрессивного консервного оборудования в 26 раз!
увеличил свою производительность… значит дело в чем? 
В людях!

Они стали работать по способностям на себя!

Каждый из них пытался работать лучше на одну банку больше и бежал посмотреть – сколько заработал!
А сколько лодырей повыгоняли...

Мы куда людей денем? Безработицы захотели...?
Что станет с нашим плановым хозяйством?!

Это ужас какую перестройку затевать надо!


Госплану надо было себе оставить такие машины и кадры обновить.

Чтобы динамично вносить коррективы в пятилетние планы десятков тысяч предприятий, связанных друг с другом своими поставками.

А без Госплана - нам гибель.
Без Госплана нас растопчут!

 Со старым Госпланом ещё поживем...

Однако, со старым не получилось пожить.
=

Производство автобусов «Икарус»  в 80 годах было на пике – 12000 в год.
Основной покупатель по-прежнему СССР - 80%
Это было «проблемой». За валюту хотелось Венгрии продавать автобусов больше.

В 1991 году «проблемы» не стало – СССР и СЭВ распались.

Нет таких фирм, которые, теряя 80-90%  покупателей (рынка сбыта), остаются на плаву.

Национальное производство автобусов спасти не удалось – задолженность предприятия росла.

Вскоре предприятие было остановлено. Оборудование растащили.
Корпуса - превратились в туристический объект - музей - «Икарус» - золотая страница в истории венгерской промышленности.

Заключение.

Вот так ЭВМ реализует хорошие лозунги и сметает важные учреждения с их консервативным руководством, Слепым к
техническим прорывам и жадным до валюты.
Люди работают много лучше, творчески, если знают формулу своей зарплаты.

Летом 2018 на 83 году ушел из жизни замечательный венгерский конструктор Ласло Финта.

А хорошая новость – 2 декабря 2017г. подписано соглашение о создании венгеро-китайского завода ЗАО Ikarus-Yinlong. Не зря в КНР работает исследовательский институт по изучению ошибок некогда «старшего брата» - СССР.




Использованы материалы с ресурса
с https://yandex.ru/turbo?text=https-kovacs.livejournal.com.html