О лучшем о лучшем

Владимир Лобарев
О лучшем литературном критике. – Где ты такого нашел?! Критики, - это те, кто сами ничего создать не могут, а другим оценки ставить пытаются. Я только Белинского считаю настоящим литературным критиком. Впрочем, я не специалист в этом деле. Так о ком речь? – Книгу «Два портрета» начал читать. Она издана в 1975 году, тираж 50000 экз. В книгах, выброшенных «перестройкой» СССР,  её случайно нашел. Автор Ю. Б. Лукин. Он литературный критик, литературовед, кинодраматург, журналист. Много книг советских прозаиков вышло под его редакцией или с его предисловием. Судьба свела его с А. Макаренко и М. Шолоховым. Об их творчестве он пишет в этой книге, как современник. Его слово об этих прозаиках – гуманистах более чем авторитетно!  Пока только о «Педагогической поэме» Макаренко прочитал. Мне показалось, что эта книга о произведениях Макаренко лучше самих книг Макаренко, о которых Лукин пишет! М. Горький ценил Макаренко и помогал ему добрым словом. Об этом хорошо написано в этих критических биографических очерках. Мысль такая родилась у меня: есть ли сегодня кто – ни будь из современных писателей – педагогов, которого можно сравнить с Макаренко? Который бы мог, как он, принять такую ПРИСЯГУ: «Я отвечаю за то, чтобы в моей работе было прямое, политическое, боевое влияние, тем более сильное, чем больше моё художественное дарование. Я отвечаю за то, что в своей работе я буду честен и правдив, чтобы в моём  художественном слове не было искажения перспектив и обмана. Там, где я вижу победу, я первым должен поднять знамя торжества, чтобы обрадовать бойцов и успокоить отставших. Там, где я вижу прорыв, я должен первым ударить тревогу, чтобы мужество  моего народа успело, как можно раньше, прорыв ликвидировать. Там, где я вижу врага, я должен первым нарисовать его разоблачающий портрет, чтобы враг был, как можно раньше, уничтожен».  – Сегодня другие «времена», - такие воспитатели новых людей не нужны. – Но «инженеры человеческих душ» - то нужны?! – И они не нужны: воспитание детей, юношей, да и молодых людей, и вообще людей, должно вестись в семьях. – Как у диких зверей, что ли? – Не перегибай палку! Нет теперь государственных коллективов: ученических, производственных, трудовых и прочих. Есть большие корпорации, средние и малые  предприниматели,  а это совсем другое дело! В них опыт Макаренко ни к чему. – Не согласен я с этим постулатом. Очень даже к чему! Пусть  с корректировкой на рыночные отношения, но воспитывать людей для нормальной жизни их в обществе, – необходимость!  - Заблуждаешься! Закон пятипалой руки рынка не позволит новым Макаренко ничего нового выдумывать! Закон есть закон! Бизнес, один только бизнес и ничего другого. Не знаешь, что ли, этого железного постулата?! – С тобой невозможно говорить на литературные темы, ты совсем перестроился на рыночный лад. Гонка за КПСС тебя окончательно закабалила. Понимаю: прекратишь эту гонку и тебе КАПУТ. Но всё же, не переходи на пятый путь получения КПСС, ибо КАПУТ к тебе придёт «раньше, чем ты покаешься». Так скажу тебе напоследок. Не забыл, что такое ПЯТЫЙ ПУТЬ ПОЛУЧЕНИЯ КПСС? Это всячески «опускать» - ослаблять потенциального конкурента, устраивать у него «цветные революции», смуты, стычки и даже войны. Примеры приводить, или сам видишь их? – Не надо. Кто их не видит сегодня. Яркий пример – США в Украине. В. Лоб. 
           О том же далее. – О той же книге Юрия Лукина «Два портрета». У меня возник вопрос: «Кто лучше  изобразил  типовые портреты людей своей эпохи: Макаренко в своей «Поэме», Шолохов, в «Тихом Доне» или Гоголь в «Мёртвых душах»? Ю. Лукина, теперь, я считаю лучшим литературным критиком. – Лучший литературный критик для меня тот, кто близок к моему пониманию критикуемого им произведения. У меня тоже возник вопрос: «Кто бы сегодня были героями – типовыми портретами? Если бы Горький, Гоголь, Макаренко, Шолохов взялись отобразить действительность?» Приведу вырезку из книги: «Большую роль в портретах , написанных Макаренко, играют глаза. Он отлично знал человеческую душу. Сколько оттенков передал он только в описаниях человеческих глаз! Вот глаза Кузьмы Лешего: «На смуглом лице Лешего были  хорошо  пригнаны и снабжены прекрасным вращательным аппаратом огромные чёрные глаза,  и этим глазам от природы было дано определённое назначение: смотреть за тем, что плохо лежит и может быть украдено. Все остальные части тела Лешего  слепо подчинялись распорядительным приказам этих глаз.; ноги несли Лешего в ту сторону, в которой находился плохо лежащий предмет, руки послушно протягивались к нему, спина послушно изгибалась возле какой – ни будь естественной защиты, уши напряженно прислушивались к разным шорохам и другим опасным звукам». – Да, по глазам много чего можно понять в человеке! Один очень известный писатель (ФИО его я не запомнил) в своей очень известной книге писал, о том, что его герои - лучшие люди  всех времён и народов, в любой толпе сразу определяли своих по мировоззрению по непонятным ни для кого признакам. Будем ждать современные книги класса русских классиков!   В. Лоб.