Виленская оборонительная операция

Алексас Плаукайтис
Лучше всего, коротко и доходчиво, о военных событиях вековой давности изложено в СВЭ 1976…78 годов. А все интернетные публикации только повторяют упомянутые там факты. Хочу дополнительно подчеркнуть, что за представленными в СВЭ материалами стоят, и отвечают за них, десятки военных историков объединённые главной редакционной комиссией, руководящей тематическими подкомиссиями и редакциями. А возглавляли эти издания маршалы Советского Союза А.А.Гречко и Н.В.Огарков. То есть каждому слову, цифре и дате публикаций СВЭ есть основание доверять. Поэтому по Виленской оборонительной операции 1915 года сначала обратимся именно к энциклопедии.

В военной истории Виленская операция охватывает период с 9 августа по 19 сентября, и в основном войска 10-й(команд. ген. от инф. Е.А.Радкевич) и 5-й(команд. ген. от кав. П.А.Плеве) армий с российской стороны и 10-й(команд. ген. Г.Эйхгорн) и 8-й(команд. ген. М.Притвиц) армий с немецкой. Наступательные действия велись кайзеровскими войсками, а русские оборонялись и контратаковали. После взятия немцами 9 августа Ковенской крепости, у них появилась возможность захватить Вильно с последующим выдвижением на Минск и Молодечно. Для этого нужно было обойти Вильно с севера и попытаться окружить главные силы 10-й русской армии. Русским войскам удалось удержать город и во встречных боях измотать противника. Но тот нашёл слабое место - стык 5-й и 10-й русских армий, прорвал на этом направлении фронт и, 28 августа ввел в прорыв до 6-ти кавалерийских дивизий. Немецкая кавалерия устремилась к Молодечно, громя в тылах 10-й русской армии коммуникации, склады, пути снабжения и эвакуации. Но без поддержки пехоты, натиск кавалерии к 3 сентября ослаб, а вновь сформированная 2-я русская армия разбила немецкую конницу и отбросила её к озеру Нарочь. Примерно так нас информирует СВЭ. Но это только сухие книжные данные, за которыми кроются многочисленные факты, зачастую трагические, из коих и сложилась ситуация.

Справедливости ради надо сказать, что 1915 год для российской армии характеризовался периодом Великого отступления, как его назвали историки. К началу Виленской оборонительной операции вся Польша была оставлена. 7 августа, в 30 км от Варшавы, сдался противнику русский гарнизон мощной крепости Новогеоргиевская численностью 83000 человек. Предательски перебежал к противнику комендант крепости ген. от кав. Н.П.Бобырь. Врагу досталось 1200 орудий(по другим сведениям 700), и более миллиона снарядов. И это в то время, когда армия испытывала острый снарядный голод. Как уже упоминалось 9 августа пала крепость Ковно, чему несомненно способствовало бегство в тыл её коменданта ген. от кав. В.Н.Григорьева, где он и был арестован военной комендатурой. Немецкому командованию падение этих крепостей, точнее укрепрайонов, позволило высвободить значительное количество войск для дальнейшего наступления на восток, что и подтверждало их стратегию на 1915 год: разбить Россию, заставить её заключить сепаратное соглашение о прекращении военных действий, а свои войска перебросить на запад для разгрома Франции и Англии.

В дальнейшем, чтобы по тексту не отвлекаться на множество ссылок, сразу оговорюсь, что все приведённые ниже примеры и факты того времени взяты из исторических работ участников ПМВ Н.Ф.Евсеева «Свенцянский прорыв» и А.А.Свечина «Искусство вождения полка по опыту войны 1914-18 гг», а также научных работ нашего современника, военного историка, специализирующегося на ПМВ, Сергея Дроздова.
 
Нужно отметить ещё, что за предыдущий год активных боевых действий, и русская и немецкая армии были сильно измотаны и обескровлены. По численности и огневой мощи армейские корпуса соответствовали дивизиям, а дивизии в лучшем случае бригадам. Тем не менее, не имея численного преимущества, постоянно наступали немцы. Более того, на участке именно русского Северо-западного фронта, плотность войск на один километр, измеряемая в штыках, саблях и орудиях, была выше у России примерно на 10…20%. Что же тогда определяло постоянный успех германских войск и отступление российских? Оказывается ничего нового и неожиданного:
 
1. Из рук вон плохое снабжение и обеспечение русских армий не только боеприпасами, но даже устаревшим стрелковым вооружением. 
2. Достаточно либеральное руководство войсками, особенно на уровне фронтов, армий и корпусов.
3. Не своевременно затеянная чехарда с должностями и назначениями в руководстве Северо-западной армии и даже ставки.
4. Неискоренимое российское разгильдяйство и безответственность на всех уровнях.
5. Неподобающая армии слабая дисциплины в солдатских массах, вызванная в том числе, и слухами о поголовном предательстве командного состава, особенно носящего немецкие и иностранные фамилии.
6. Весьма слабое обучение пополнения и вновь формируемых частей.

Во всех перечисленных недостатках немецкие войска и их военное руководство отличались в лучшую сторону, особенно в отношении снабжения и дисциплины.
Начнём рассмотрение недостатков с чехарды в руководстве. 30 июня снят военный министр В.А.Сухомлинов и обвинён в плохом снабжении армии, особенно снарядами и военным снаряжением. Заменён А.А.Поливановым. Проиллюстрируем положение со снабжением докладной запиской НШ 10-й армии НШ фронта: «124-я дивизия в настоящее время в числе немного более двух тысяч штыков, не имеет ни пулеметов, ни обозов, ни кухонь, вооружена "берданками" и дивизия как таковая не представляет надежной боевой силы».
 
В августе Северо-западный фронт разделён на Северный, командующий ген. от инф. Н.В.Рузский и Западный, командующий ген. от инф. А.Е.Эверт. 20 августа совершается ещё одна ошибка. Царь Николай Второй отстраняет от руководства войсками Верховного главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича и сам становится на его место, начальником штаба при нём назначается Алексеев. Вот как этот «мудрый» ход охарактеризовал начальник штаба немецкого восточного фронта Э.Людендорф: «На пути к победе мы сделали новый большой шаг вперед . Обладающий стальной волей Великий князь был отстранен. Царь встал во главе войск». А вот как наши историки характеризуют это решение: «Принявшего на себя командование армиями, царя обуял страх, когда под ударами немцев "верноподданные" массами покидали траншеи и бежали в тыл или сдавались в плен; посему издал указ, в котором: Его величество изволили выразить веру в то, что начальники всех степеней примут близко к сердцу все указанное...»!?! Это что, приказ главнокомандующего, или будуарная записка?

Или вот ещё, характерный пример управления войсками - 14 августа НШ Главкома приказывает командующему С-З фронтом М.В.Алексееву: «Вывести из боевых линий гвардейский корпус, сосредоточив его в Брест для посадки на железную дорогу и перевозки в Вильна.»  Алексеев отвечает: "До тех пор пока армии фронта не получат укомплектований, вывести из боевой линии 27 000 штыков гвардейского корпуса из 90 000, составляющих силу 3-й армии, представляется крайне опасным». То есть практически не выполняет приказа! Или ещё: 21 и 27 августа НШ главкома ПРОСИТ(!?!) Рузского принять командование Северным фронтом, но тот отвечает отказом, мол я ещё штаб себе не сформировал. Приступает к обязанностям только 31 августа, а до этого времени войска фронта обезглавлены!

Или ещё, об уровне работы штабов: «О сдающихся в плен войсках царская ставка узнавала не из донесений и сводок своих штабов, а из германских газет». Или о дисциплине в войсках: «5 сентября на ст. Молодечно двухтысячная толпа солдат избила и прогнала охрану винного склада, разгромила склад, перепилась и только залповым огнем, после потерь убитыми и ранеными, была рассеяна».

Но, несмотря на все недостатки в организации службы войск во время войны, и тотальный недостаток материального обеспечения, Виленскую оборонительную операцию для русских войск нельзя считать провальной. Стремление немцев окружить 10-ю и часть 1-ой русских армий, в составе десяти корпусов, не удалось. Правда, надо признаться, что на всём трёхсоткилометровом фронте, кайзеровские войска потеснили русские, на глубину от 100 до 200 километров, и был сдан Вильно. Тем не менее, Минск и Молодечно отстояли. Фронт надолго стабилизировался, обе стороны перешли к позиционной вяло текущей войне. Командующий немецким Восточным фронтом Гинденбург и его НШ Людендорф вынуждены были признать, что основная задача – разбить русские войска и принудить Россию к сепаратному миру, потерпела крах. Этому способствовало полное истощение сил обеих сторон.

Вильнюс, 19 октября 2018 года.