Так кто же такой Николай Львов?

Николай Львов 4
      Обожаю русских художников 18 века и всегда в Русском Музее Питера и в Третьяковке подолгу стою перед прекрасными портретами кисти Дмитрия Левицкого,  Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского. 

      Давняя привычка после долгого отсутствия по возвращении в Москву бежать в Лаврушинский переулок неизменно первым делом подводит  к "моему" портрету кисти Боровиковского. Здороваюсь с собой, хотя скорее со своей душой, проявленной вне времени любимым художником в образе юной Лопухиной. С самого детства, с первых походов в эту знаменитую галерею почему-то была уверена, что вижу настоящую себя на этой картине. Тайна. Не смущали даже её пепельные волосы, всё же отличавшиеся от моих цвета зрелой пшеницы.

        Однако, рассказать хотела вовсе о другом. О недавнем своём невольном открытии, случившемся в обстоятельствах необходимости несколько дней отлежаться в постели. От безделья читала, слушала музыку, бродила по Инету в поисках пищи для мозгов. И тут на глаза буквально выпрыгивает из текста научной статьи великолепный портрет молодого человека странным образом знакомый. Пытаюсь убрать, дабы не мешал чтению, но планшет заклинило... Минут несколько боролась с техникой в настойчивой попытке дочитать о малоизвестном архитекторе Николае Львове, вызвавшем искреннее любопытство. Когда-то при поступлении в аспирантуру пришлось сдавать Историю архитектуры, а тут неизвестная личность. Да ещё и настырно лезет на глаза чей-то портрет Левицкого...

        Именно в эти мгновения с портрета вдруг на меня посмотрел явно родственник. Кликнула другие портреты Львова и тут же взглянула в глаза моего родного брата.  У Дмитрия Левицкого для меня теперь обнаружился и портрет жены Николая Александровича, что вовсе и не удивило, поскольку только несколько минут назад прочла о его дружбе с художником. Но вот ведь закавыка - неужели вовсе не случайно пришло мне в голову выбрать для литературного ника именно это имя?
Глупые мысли о дальнем родстве с родом Львовых отбросила, но загадка от этого не перестала быть странной. 

        А разве не странно, что один из первых членов Российской Академии наук был этот Львов, сведения о котором даже в Сетях невероятно скупы? Вот и занятие очень кстати на весь мой "лежачий" день.

        Пронеслось лёгкой дымкой ощущение неслучайности ситуации. Небеса заставили прервать обычную суету и вернуться к давним временам. К тем временам, когда живопись, архитектура и вообще изобразительное искусство было смыслом моей жизни.  Было...

       Впрочем, о чём мне сейчас жалеть? Разве философия менее для меня значима даже и теперь? Разумеется, всё идёт так, как и задумано высшими силами для совершенствования души.  И резкие повороты судьбы, и тяжкие испытания земного существования, да и болезни - это всё лишь инструменты ваяния Личности из обыкновенной симпатичной, но вздорной и своенравной девчонки.

     И вот пожалуйста получите свеженький ребус, разгадав который, откроешь смысл происходящего сейчас на отдельно взятой территории, столетиями претендовавшей на высокое звание Империи.  Наверное за всю историю цивилизаций на планете не было столь странного социального и этнического образования, когда даже в периоды расцвета оно было раздираемо жуткими противоречиями.  Не удивительно, что наука История на огромной территории, несмотря на постоянные колебания очертаний границ, никогда не была по сути Наукой.  Почему? Похоже, тому кто сумеет убедительно ответить на этот вопрос, уготована слава на века.

       Глупость ли человеческая, алчность ли правителей, а может и вовсе какие-нибудь эзотерические причины всегда выносили на поверхностность самозванцев и шулеров от науки, делая из них непререкаемых идолов. А действительно гениев в любых областях мимолётно восхваляя, тут же радостно пачкали в грязи. Как же мало тех, чьи имена всплывали из забвения, клеветы и поношения, кем в те или иные времена полагала официальная наука гордиться как великими русскими! Приходит сразу на ум Ломоносов со своей нетривиальной историей жизни, Менделеев, Циолковский...да и невольно зависаешь в тщетной попытке, пошарив в закутках памяти, обнаружить ещё имена из Российского прошлого, достойные встать в один ряд с Ньютоном и Аристотелем.

        Оказывается были у нас подлинные гиганты мысли, энциклопедисты, не уступающие самому Леонардо да Винчи! Да кто-то по каким-то причинам затёр их, закидал мусором и убрал из всех школьных и студенческих учебников. Вот и вся тут - эта загадочность Русской души, прости Господи! Но приходит время и из небытия появляются наши предки, составляющие славу отчизне.  И одним из подобных удивительных личностей  как раз и становится теперь Николай Александрович Львов.

       Практически все немногие статьи о Николае Львове, как это ни покажется удивительным моему читателю, начинаются одинаково – его сравнивают с Леонардо. Иногда это выносится в заголовок, иногда с разной степенью тонкости шифруется в тексте, но результат всегда один. «Русский Леонардо», или, на худой конец, - второй Ломоносов. В том именно смысле, что его фигура, сопоставима по яркости и неординарности таланта с величайшими гениями разнообразия. Это, в общем-то, и не удивительно, ведь Львов почитал Ломоносова как кумира и во всем старался ориентироваться на него. И даже несмотря на забвение, след в науке от Николая Александровича остался не намного меньший, чем от Ломоносова.  Да и стоит признать – попытка встать на уровень с Михайло была более чем достойной.

         Н. А. Львов родился в 1753 году, в семье тверского помещика Александра Петровича Львова. Род их был старинный, но весьма небогатый, и для образования сына Александр Петрович не сделал практически ничего. И здесь можно провести параллели с жизненным путём его великого кумира - Николай Львов добился всего сам, будучи практически самоучкой.  До своего совершеннолетия он плохо писал по-русски, говорил практически только на французском и не окончил даже церковно-приходскую школу, поскольку не покидал родового имения.  Но пришёл день и любопытный энергичный птенец вылетел из гнезда навстречу своей удивительной судьбе.

         Не имеет смысла здесь предоставлять биографию подвижника, останавливаться на историях его дружбы с личностями прекрасно знакомыми даже школьникам, не будем рассказывать и о перипетиях личной драматической судьбы.  Любопытство подобного рода теперь можно удовлетворить  в Интернете, хотя это будет не совсем легко по вышеизложенной причине.

           В достаточно удачные для него периоды жизни Львов всегда полагался на защиту от злопыхателей и завистников своих могущественных покровителей – Александра Андреевича Безбородко, фаворита Екатерины II, а потом и самого государя Павла Первого. Но после их смерти он не смог вытерпеть груза неудач и после долгой болезни в 1803 году скончался в возрасте всего лишь 50-и лет. Вскоре за ним последовала его жена Мария. Воспитание пятерых детей Львова взял на себя Державин.

       Здесь же хочу  предоставить читателям возможность поразиться его потрясающими достижениями,  и в меру своих скромных сил пробудить интерес к личности величайшего подвижника Российского - Николая Александровича Львова.

Достижения и заслуги Н.А. Львова


1. Будучи рьяным поклонником стиля великого итальянского архитектора Андреа Палладио, Львов сделал блестящий перевод первого тома из сборника «Четыре книги об архитектуре» и опубликовал его.
 2. Он был одним из самых крупных отечественных зодчих, построивших множество архитектурных сооружений  ( среди них – здание Почтового стана и ворота Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, здание Московского архитектурного института, Борисоглебский собор в Торжке и собор святого Иосифа в Могилеве, а также многочисленные дворянские усадьбы ).

3. Львов внес выдающийся вклад в архитектуру и градостроительство по всей России, явился одним из основоположником пейзажного стиля в садово-парковом искусстве, став по сути первым ландшафтным архитектором в стране (специалистами и сейчас используется понятие «львовский сад»).

4. Львов является основателем отечественной топливной, прежде всего — угольной промышленности. Он нашел в России на Валдайской возвышенности вблизи г. Боровичи каменный уголь и доказал его высокую теплотворность, возможность получать из него кокс, а также серу. Он нашел в окрестностях Петербурга и Москвы залежи торфа и обосновал целесообразность его использования как калорийного топлива.

5. Николай Александрович внес ощутимый вклад в развитие отечественных химической и военной промышленностей, в корабельное дело, а также в создание новых строительных материалов. Он создал толь и землебитные блоки и кирпичи;  изобрёл способ возведения зданий из утрамбованной земли, укрепленной известковым раствором (землебитное строительство).

6. Добился создания Школы землебитного строительства (в его усадьбе Никольское-Черенчицы).

7. Львов разработал ряд новаторских инженерно-строительных решений: принципиально усовершенствовал систему отопления и вентиляции жилых и общественных зданий. Первым в мире создал бумагоделательную машину с паровым приводом,  впервые в России сконструировал отечественную бумагоделательную машину.

8. Он одним из первых в России стал переводить и пропагандировать сонеты Петрарки.

9. Он нашел 2 старинные летописи и добился их издания, одна из них в его честь названа «Львовская летопись».

10. Львов внес исключительный вклад в развитие русской музыкальной фольклористики. Он первым в России собрал 200 народных песен и составил первое в стране нотное собрание русских песен, написал первый русский трактат о народной песне. Первым или одним из первых в России выдвинул проблему народности в русском искусстве и русской культуре, связал ее с проблемой национальности.

11. Николай Львов стал автором первой в России тематической литературной программы для симфонической музыки. Написал несколько комических опер, поставил их или участвовал в их постановке. Одним из первых в России создал художественную зарисовку жизни русских крестьян, в частности крестьян — ямщиков в комической опере. Стал одним из 2-х инициаторов создания первой в России хоровой оперы.  Он первым в музыкальной науке, первым в русской музыкальной литературе указал на многоголосие русского народного хорового пения.

        И многое, многое другое, в том числе он прекрасно рисовал, сочинял стихи. Его ценили самые признанные в то время художники, писатели и поэты.

   P.S. Так и сейчас не пойму странного своего желания выбрать ник "Николай Львов".  Ведь в тот момент я и не подозревала о существования такого невероятного "тёзки".